Цель: закрепить знания о живой природе, о животных.
Задачи:
Личностные универсальные учебные действия:
- Повышение мотивации
- Расширение кругозора
Регулятивные УУД:
- Умение планировать свою деятельность
- Умение оценивать свою деятельность
- Самоконтроль
Коммуникативные:
- Умение сотрудничать
- Умение входить в дискуссию
- Умение принимать позицию одноклассников
- Умение отстаивать свою точку зрения
Методы:
- Проблемный
- Поисковый
- Частично-поисковый
- Исследовательский
- Наглядный
Форма обучения: групповая.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дети! Садитесь, пожалуйста!
2. Знакомство с темой урока
– Мы прошли большую тему, как она называлась? (Природа.) (1 слайд, см. Приложение 1)
– Что мы в ней изучали? (Живую и неживую природу.)
– Материал о неживой природе мы уже закрепили на прошлом уроке, а сегодня будем говорить о живой природе. (1 слайд)
– Что к ней относится? (Ответы детей.)
– Сегодня у нас не обычный урок. Мы с вами поиграем в КВН. Вы смотрели когда-нибудь игру КВН? (Ответы детей.). (1 слайд)
3. Основной этап урока
– Каждая игра КВН начинается с представления названия команды. Вы дома придумали название своей команде, представьте их:
– “Совы” (2 слайд)
– “Лисы” (2 слайд)
– А почему вы так себя назвали? (Объяснения детей.)
– Как вы будете работать на уроке? (Ответы детей.)
Конкурс 1. “Разминка”
– Я по очереди задаю вопросы каждой команде. Вам на совещание дается 10 секунд, после чего мы слушаем ваш ответ. Если у команды нет ответа, отвечает другая команда и она получает дополнительные баллы. (3 слайд)
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- Что делает ёж зимой? (Ответ)
- Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Ответ)
- Какой зверь похож на ежа? (Ответ)
- Какая перелетная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Ответ)
- Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Ответ)
- У каких деревьев осенью листья красные? (Ответ)
Конкурс
2. “Назови животное”( 4 слайд)
– На экране будут появляться животные. Вам надо их назвать и сказать к какой группе животных они относятся и их главный отличительный признак.
- Лошадь, кошка, (Звери – шерсть); (4 слайд)
- Божья коровка, бабочка, (Насекомые – 6 лапок) (5 слайд)
- Ящерица, змея, (Пресмыкающиеся – хитиновое покрытие) (6 слайд)
- Лягушки, жаба, (Земноводные – гладкая кожа) (7 слайд)
- Кукушка, дятел, (Птицы – перья) (8 слайд)
- Щука, сом, (Рыбы – чешуя) (9 слайд)
За правильный ответ команда получает 3 балла.
Конкурс
3. “Кроссворд”– У вас на столах лежит конверт, откройте его.
У каждой команды свой кроссворд, но он не
обычный. Там уже спрятались животные, а какие вы
узнаете, прочитав загадки.
Решите в команде, кто будет читать, а кто
вычеркивать названия животных. Вычеркивать
можно по горизонтали и по вертикали.
Вам на это дается 5 минут.
За правильно разгаданный кроссворд команда получает 10 баллов.
(10 слайд – проверка)
Вопросы к кроссворду 1
- У порога плачет,
Коготки прячет.
Тихо в комнату войдёт –
Замурлычет, запоёт.
- Он шерстью своей
Одевает людей.
- Пяточком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь.
- Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
- Меня оседлают,
И я побегу,
Но также и грузы
Возить я могу.
“Ме” да “ме” –
А себе на уме.
- На мне люди ездят
И возят поклажу.
В пустыне безводной
Могу идти даже.
- Назовёте вы легко,
Кто даёт нам молоко?
- Длинноухий я и серый,
Пусть упрям – какое дело?
- Я похож на зайца очень,
Но не заяц, между прочим.
Вопросы к кроссворду 2
- Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге?
- Какая коняшка
Ходит в тельняшке?
- С длинной шеей своей
Стал он выше всех зверей.
- Комочек пуха
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
- Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
- Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
- Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток – ни одной.
- Живет в норке,
Грызёт корки.
- Он огромен, полосат,
А вообще-то, кошке брат.
- Меня по хоботу, ушам
Легко узнать и малышам.
– Вы, наверное, устали? Давайте немного разомнемся.
Физкультминутка
– А сейчас отдохнем и поиграем в игру “Прилетели птицы”. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)
– Что не правильно сказано? (Мухи.)
– А мухи – это кто? (Насекомые.)
– Вы правы. Ну что же, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны… (Дети хлопают.)
– Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
(Если дети не обращают внимания на куниц, учитель объявляет счет: “один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы, а звери”. игра продолжается.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи
Галки и стрижи,
Комары, кукушки… (Дети хлопают.)
– Игра продолжается:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Конкурс
4. “Кто я?”– Вам пришло письмо. Прочитав его, вы должны ответить, кто его прислал.
На совещание команде дается 15 секунд. Если у вас нет ответа, вопрос переходит к другой команде. За правильный ответ команда получает 1 балл.
У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый желетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались кто я? (синица) (11 слайд)
Я небольшой зверёк. На зиму надеваю серую шубку. Гнездо строю в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда настилаю мхом. К зиме делаю припасы, питаюсь орехами, грибами, которые насушила летом. Догадались кто я? (12 слайд)
Конкурс
5. “Пантомима”– Пантомима – это представление средствами мимики и жестов, без слов. Я приглашаю по одному представителю от команды.
Вы по очереди берете сложенный листок, на котором написано животное. Возвращайтесь к своим командам и обсуждаете, как и кто будет показывать пантомиму на заданного животного. Помните, ее показывают без слов. За правильно отгаданного животного команда получает 1 балл.
– кошка с котятами
– обезьяны в зоопарке
4. Итог урока
– А теперь давайте подведём итог. Команда “Лисы” и “Совы” посчитайте, сколько у вас получилось баллов (фишек). Если вы везде верно отвечали, у вас должно было получиться 24 балла. Кто получил такой результат?
(Если команды набрали меньшее количество
очков, проводится рефлексия “почему так
произошло?”)
(13 слайд)