Урок русского языка в 4-м классе по теме "Наречие"

Разделы: Начальная школа


Цель:

Ознакомить учащихся с наречием:

  • как неизменяемой частью речи,
  • обозначающий признак действия,
  • развивать у учащихся умение точно употреблять наречия в устной и письменной речи.

Оборудование: грамзапись музыки П.И. Чайковского “Времена года”, “Голоса птиц”, “Снеговик”, кормушка с птицами, опоры слов.

Ход урока

I. Приветствие гостей

Учитель:

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

II. Сообщение темы и цели урока

– Давайте улыбнемся друг другу, и пусть этот урок принесет нам всем радость общение друг с другом.
Сегодня мы продолжим изучать части речи. Узнаем новую часть речи.
А какую – вы узнаете на уроке.

1. – Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Наконец-то ты пришла
К нам, волшебница … (Зима). [1]

– Да, ребята, по календарю сегодня первый день зимы. Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь покрыло снегом дома и деревья. Замостила лужи, озёра, реки.

– А какие у неё помощники? (Снег, снежинки, вьюги, метели, морозы.)

– Сейчас мы совершим путешествие в зимний лес. Нашим гидом будет добродушный Снеговик Ведёркин, который не раз уже удивлял нас на уроках своими необычными заданиями.

2. Запись числа

Первое декабря.
Классная работа.

– Что мы записали? (Словосочетание.)
– Где главное слово, чем выражено? (Работа, выражено существительным.)
– Где зависимое слово, чем выражено? (Классная, выражено прилагательным.)

3. Минутка чистописания

Звучит мелодия П.И. Чайкоского “Времена года”.

– Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Эта буква соединяет два простых предложения. Назовите букву (Буква “и”).
– Какая это часть речи? (Союз.)
– Букву и мы напишем с другими союзами. Назовите известные вам союзы (а, да).
– Запишите продолжив закономерность:

и а да
а да и
и да а
да и а
а и да
да а и
[2]

Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.

– В старину на Руси декабрь называли “стужайло”, “студень”. Это первый месяц зимы. Ему свойственны морозы и оттепели.

4. Словарная работа

– Ребята, Снеговик Ведёркин нас предупреждает, что солнце закрыли тучи. Давайте правильно запишем эти слова и тучи раздвинутся.

– Активный.[3]

– Подберите антоним. (Пассивный, бездеятельный, инертный.)

Вежливый.[3]

– Кого называют так? (Соблюдающий правила приличия, учтивый.)

Вьюга. [3]

– Подберите синоним. (Буря, метель.)

– Какое слово лишнее? Почему? (Вьюга – существительное.) Что можно сказать об этом слове? (это неодушевлённое существительное нарицательное, женского рода, единственного числа).

III. Работа над новым материалом

1. Работа с деформированным предложением.

– Ребята, Снеговик Ведеркин нас предупреждает, что впереди – сугроб. Давайте расчистим его.

Запись и разбор предложения синтаксически.

Снежный ковёр быстро укрыл поля и леса.

(Простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, осложнено однородными членами, соединяется союзом и)

Вызвать двух учеников к доске работать по карточкам:

Карточка 1

1. Сделать фонетический разбор слова вьюга.

Карточка 2

1. Подобрать родственные слова слову снежный и разобрать их по составу: снежинка, снеговик, снегурочка, снежки, снегирь, подснежники.

– Какие части речи вам встретились в предложении? Перечислите их.

– Как называются эти части речи? (Самостоятельные.)

– Назовите морфологические признаки глагола. (Глагол, прошедшего времени мужского рода, единственного числа, I спряжения.)

– У какого слова вы не смогли определить часть речи? (Быстро.)

– Эта часть речи называется наречием.

– И сегодня на уроке мы подробно поговорим о ней.

– С каким словом оно связано в предложении? Выпишите словосочетание.

Укрыл быстро.

– Какую работу оно выполняет? (Поясняет глагол.)

– Давайте выявим, как изменяется слово быстро?

а) Попробуем его просклонять:

(Что? быстро.)
(Чего? Быстро)
(Чему? Быстро)

Вывод: несклоняемое.

Б) Попробуем проспрягать:

(Я – быстро),
(Ты – быстро),
(Он быстро).

Вывод: неспрягаемое.

– Значит, это неизменяемая часть речи.
– Надпишите в предложении слово быстро.
– Как подчеркивается наречие? Подчеркните в предложении.

IV. Физкультминутка

– Снеговик Ведёркин нам предлагает отдохнуть:

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад. [2]

V. Работа по слайдам. Закрепление

– Снеговик Ведёркин нам предлагает следующие задания:

1. Наречие

 

2. Наречие обозначает:

Признак действия: бежать как? быстро.
Признак предмета: прогулка (какая?) пешком.
Признак другого признака: грустно (как?) немножко [4]

 

3. Вопросы:

как? высоко, вдребезги, вдруг.
Когда? сегодня, рано, сейчас, потом.
Где? вдали, наверху, слева, справа.
Куда? направо, вниз, налево. [4]

 

4.

Откуда? издали, оттуда, справа.
Почему? Сгоряча, сослепу, поневоле.
Зачем? Нарочно, назло.
В какой степени? слишком, вполне, довольно. [4]

 

5. Наречие не изменяется, поэтому у него нет окончаний, есть суффиксы: хорошо, издалека, выше, по-дружески. [4]

 

6. Наречие в предложении чаще всего бывает обстоятельством.

Солнце грело сильно. [4]

 

7. Ребус.

Ответ: накрепко [1]

Раздать карточки с заданиями. Работа в группах.

– Продолжаем путешествие по зимнему лесу.

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. [1]

– Что это? (Кормушка.)
– А кто на ней сидит? (Синица, снегирь, воробей.)
– А какие это птица? (Зимующие.)

8. Работа в группах. III группа.

Сообщение учеников о синичке. Третья группа наблюдала за синичками и подготовили такое сообщение.

Задание: посмотреть презентацию “Синицы” и выписать словосочетания с наречиями.

 

9. Синицы.

 

10. Синицы – широко распространённые птицы.

 

11. Их ноги с загнутыми когтями хорошо крепятся за ветки.

 

12. По земле они передвигаются неловко из-за изогнутых когтей.

 

13. Синицы активно истребляют вредных насекомых в саду.

 

14. Зимой синицам холодно и их необходимо подкармливать.

Беседа о пользе птиц

– Круглый год птицы очищают леса и сады от насекомых и вредителей. Ученые подсчитали, что каждая синица уничтожает столько насекомых, сколько весит сама. А зимой мы должны позаботиться о них – сделать кормушки и подкармливать их, чтобы помочь птицам перезимовать

15. Проверьте наречия:
  • широко распространённые.
  • хорошо крепятся.
  • передвигаются неловко.
  • активно истребляют.
  • синицам холодно.

 

16. Группа I.

Задание: подбери антонимы:

  • Рано – …
  • Далеко – …
  • Горько – …
  • Тихо – …
  • Темно – …
  • Сильно – …

 

17. Группа II.

Задание: доказать какое из слов является наречием:

VI. Домашнее задание

Группа I: упр. 179, правило с. 121. [3]
Группа II: упр. 179, правило с. 121, подобрать стихи с наречиями. [3]
Группа III: упр. 179, правило с. 121, подобрать фразеологизмы с наречиями. [3]

VII. Итог урока. Оценки за урок

– Что такое наречие? (Ответы детей.)
– Снеговик Ведёркин благодарит всех за хорошую работу и прощается с нами!
– Молодцы!

Приложение 1

Список литературы

  1. “Пословицы, загадки, поговорки” Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина 1998.
  2. “Поурочные разработки по русскому языку” А.В. Полякова 4 класс 2004.
  3. “Учебник” А.В. Полякова 4 класс 2007.
  4. “Русский язык” М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова 1993.