Цель:
Ознакомить учащихся с наречием:
- как неизменяемой частью речи,
- обозначающий признак действия,
- развивать у учащихся умение точно употреблять наречия в устной и письменной речи.
Оборудование: грамзапись музыки П.И. Чайковского “Времена года”, “Голоса птиц”, “Снеговик”, кормушка с птицами, опоры слов.
Ход урока
I. Приветствие гостей
Учитель:
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
II. Сообщение темы и цели урока
– Давайте улыбнемся друг другу, и пусть этот
урок принесет нам всем радость общение друг с
другом.
Сегодня мы продолжим изучать части речи. Узнаем
новую часть речи.
А какую – вы узнаете на уроке.
1. – Отгадайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Наконец-то ты пришла
К нам, волшебница … (Зима). [1]
– Да, ребята, по календарю сегодня первый день зимы. Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь покрыло снегом дома и деревья. Замостила лужи, озёра, реки.
– А какие у неё помощники? (Снег, снежинки, вьюги, метели, морозы.)
– Сейчас мы совершим путешествие в зимний лес. Нашим гидом будет добродушный Снеговик Ведёркин, который не раз уже удивлял нас на уроках своими необычными заданиями.
2. Запись числа
Первое декабря.
Классная работа.
– Что мы записали? (Словосочетание.)
– Где главное слово, чем выражено? (Работа,
выражено существительным.)
– Где зависимое слово, чем выражено? (Классная,
выражено прилагательным.)
3. Минутка чистописания
Звучит мелодия П.И. Чайкоского “Времена года”.
– Догадайтесь, какую букву мы будем писать на
минутке чистописания? Эта буква соединяет два
простых предложения. Назовите букву (Буква
“и”).
– Какая это часть речи? (Союз.)
– Букву и мы напишем с другими союзами.
Назовите известные вам союзы (а, да).
– Запишите продолжив закономерность:
и а да
а да ии да а
да и аа и да
да а и [2]
Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.
– В старину на Руси декабрь называли “стужайло”, “студень”. Это первый месяц зимы. Ему свойственны морозы и оттепели.
4. Словарная работа
– Ребята, Снеговик Ведёркин нас предупреждает, что солнце закрыли тучи. Давайте правильно запишем эти слова и тучи раздвинутся.
– Активный.[3]
– Подберите антоним. (Пассивный, бездеятельный, инертный.)
– Вежливый.[3]
– Кого называют так? (Соблюдающий правила приличия, учтивый.)
– Вьюга. [3]
– Подберите синоним. (Буря, метель.)
– Какое слово лишнее? Почему? (Вьюга – существительное.) Что можно сказать об этом слове? (это неодушевлённое существительное нарицательное, женского рода, единственного числа).
III. Работа над новым материалом
1. Работа с деформированным предложением.
– Ребята, Снеговик Ведеркин нас предупреждает, что впереди – сугроб. Давайте расчистим его.
Запись и разбор предложения синтаксически.
Снежный ковёр быстро укрыл поля и леса.
(Простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, осложнено однородными членами, соединяется союзом и)
Вызвать двух учеников к доске работать по карточкам:
Карточка 1 1. Сделать фонетический разбор слова вьюга. |
Карточка 2 1. Подобрать родственные слова слову снежный и разобрать их по составу: снежинка, снеговик, снегурочка, снежки, снегирь, подснежники. |
– Какие части речи вам встретились в предложении? Перечислите их.
– Как называются эти части речи? (Самостоятельные.)
– Назовите морфологические признаки глагола. (Глагол, прошедшего времени мужского рода, единственного числа, I спряжения.)
– У какого слова вы не смогли определить часть речи? (Быстро.)
– Эта часть речи называется наречием.
– И сегодня на уроке мы подробно поговорим о ней.
– С каким словом оно связано в предложении? Выпишите словосочетание.
Укрыл быстро.
– Какую работу оно выполняет? (Поясняет глагол.)
– Давайте выявим, как изменяется слово быстро?
а) Попробуем его просклонять:
(Что? быстро.)
(Чего? Быстро)
(Чему? Быстро)
Вывод: несклоняемое.
Б) Попробуем проспрягать:
(Я – быстро),
(Ты – быстро),
(Он быстро).
Вывод: неспрягаемое.
– Значит, это неизменяемая часть речи.
– Надпишите в предложении слово быстро.
– Как подчеркивается наречие? Подчеркните в
предложении.
IV. Физкультминутка
– Снеговик Ведёркин нам предлагает отдохнуть:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад. [2]
V. Работа по слайдам. Закрепление
– Снеговик Ведёркин нам предлагает следующие задания:
1. Наречие |
2. Наречие
обозначает: Признак действия: бежать как?
быстро. |
3. Вопросы: как?
высоко, вдребезги, вдруг. |
4. Откуда?
издали, оттуда, справа. |
5. Наречие не изменяется, поэтому у него нет окончаний, есть суффиксы: хорошо, издалека, выше, по-дружески. [4] |
6. Наречие в
предложении чаще всего бывает обстоятельством. Солнце грело сильно. [4] |
7. Ребус. Ответ: накрепко [1] |
Раздать карточки с заданиями. Работа в группах.
– Продолжаем путешествие по зимнему лесу.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. [1]
– Что это? (Кормушка.)
– А кто на ней сидит? (Синица, снегирь, воробей.)
– А какие это птица? (Зимующие.)
8. Работа в группах. III
группа. Сообщение учеников о синичке. Третья группа наблюдала за синичками и подготовили такое сообщение. Задание: посмотреть презентацию “Синицы” и выписать словосочетания с наречиями. |
9. Синицы. |
10. Синицы – широко распространённые птицы. |
11. Их ноги с загнутыми когтями хорошо крепятся за ветки. |
12. По земле они передвигаются неловко из-за изогнутых когтей. |
13. Синицы активно истребляют вредных насекомых в саду. |
14. Зимой синицам холодно и их необходимо подкармливать. |
Беседа о пользе птиц
– Круглый год птицы очищают леса и сады от насекомых и вредителей. Ученые подсчитали, что каждая синица уничтожает столько насекомых, сколько весит сама. А зимой мы должны позаботиться о них – сделать кормушки и подкармливать их, чтобы помочь птицам перезимовать
15. Проверьте наречия:
|
16. Группа I. Задание: подбери антонимы:
|
17. Группа II. Задание: доказать какое из слов является наречием: |
VI. Домашнее задание
Группа I: упр. 179, правило с. 121. [3]
Группа II: упр. 179, правило с. 121, подобрать
стихи с наречиями. [3]
Группа III: упр. 179, правило с. 121, подобрать
фразеологизмы с наречиями. [3]
VII. Итог урока. Оценки за урок
– Что такое наречие? (Ответы детей.)
– Снеговик Ведёркин благодарит всех за хорошую
работу и прощается с нами!
– Молодцы!
Список литературы
- “Пословицы, загадки, поговорки” Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина 1998.
- “Поурочные разработки по русскому языку” А.В. Полякова 4 класс 2004.
- “Учебник” А.В. Полякова 4 класс 2007.
- “Русский язык” М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова 1993.