Цель: помочь подросткам в выборе профессии с учетом не только их желаний, но и с учетом информации о себе и мире профессий.
Оборудование:
- плакат со словами В.Ланцберга: "Малыш, ты видишь: вот моя рука, ладонь, что помнит дротики и луки, на ней - дорога Дней, ручей Разлуки, к которому ты брел издалека";
- листы;
- ручки;
- чистый лист ватмана;
- маркеры;
- на доске записано определение "Профессия" (закрыто ватманом).
Ход классного часа
1. Организация учащихся
2. Слово классного руководителя
(чтение стихотворения на плакате)
- Выбор профессии - важное звено в жизненном и профессиональном становлении человека. Именно профессия предоставляет человеку удовлетворить основную гамму своих потребностей, реализовать себя как личность. Жизнь показывает, что в случае правильного выбора человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее целеустремленного деятеля общественного производства, но, главное, - личность, испытывающая удовлетворение, и получающая широкие возможности для самореализации.
Современному выпускнику порой трудно правильно сориентироваться в многообразии возможностей, и часто выбор профессии происходит стихийно. Совсем скоро вам придется решать: кем быть?. Вы будете выбирать профессию.
Давайте сейчас попробуем ответить на вопрос: "Что же такое профессия?". Напишите на ватмане свои ответы. А теперь откроем запись. Сверьте свои ответы!
3. Психолог
- Игра "Профессия на букву"
Цель: расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализацию уже имеющихся знаний о профессиях.
Ход игры: дается инструкция: "сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача - показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву".
Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить , о чем идет речь. Если игрок не может объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку.
Буквы: М, Н, О, Ч, Ц, Я.
4. Классный руководитель
- Классификация профессий.
В настоящее время в мире насчитывается огромное количество профессий. Каждая из них имеет свои особенности, однако многие профессии имеют и общие признаки. Чтобы облегчить выбор профессии, проводится классификация профессий. Одну из таких классификаций разработал Джордж Голланд, она основывается на том, что все существующие профессии можно объединить в 6 основных моделей профессиональной среды, которым соответствует 6 основных типов ориентации личности:
- Реалистический (рабочие и автоводители)
- Интеллектуальный (ученые)
- Социальный (учитель, врач)
- Стандартный (клерк)
- Предприниматели (бизнесмен, продавец)
- Артистический (художник, актер)
По предмету труда профессии разделяются на: человек-техника, человек-природа, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ.
У нас в классе проводилась диагностика, сейчас вы получите листы с результатами, и увидите, к какому типу профессии относитесь.
Сами сделайте вывод, соответствует ли предполагаемая ваша профессия диагностическим данным.
- Ребята! Выбирая ту или иную профессию, человек руководствуется каким-то мотивом. В психологической науке под мотивами понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.
- Я ознакомлю вас с группой мотивов, а свой вывод сделаете сами.
Группы мотивов:
- Моральные
- Эстетические
- Познавательные
- Творческие
- Материальные
- Престижные
- Утилитарные (дает возможность руководить людьми, чистота и легкость труда)
5. Психолог
- Игра "Защита профессии перед родителями"
Цель: научиться аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (товарищами, учителями).
Ход игры
1 этап. Между школьниками распределяются роли: "учащийся" , его "родители" или "родственники" .
2 этап. Ведущий зачитывает инструкцию: "Представьте, что учащийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях (если профессия еще не выбрана, учащийся может заявить, что ему все равно и думать об этом он вообще не собирается). Родители не согласны с позицией учащегося и пытаются его отговорить. Разыгрывается домашний конфликт, при этом выигрывает то, чьи аргументы убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, т.к. насилие - признак слабости аргументов".
3 этап. Ведущий отсаживается от играющих и предлагает им начинать игру. Вмешательства ведущего должны быть минимальными.
4 этап. Обсуждение.
6. Классный руководитель
- Слово предоставляется специалисту службы занятости Маловой Е.Н.
7. Классный руководитель
- Таким образом, мы видим, что выбор профессии сложный и длительный процесс. При выборе профессии следует учитывать ваши профессиональные интересы, склонности, личностные характеристики и мотивы выбора профессии. Вы подошли к черте, когда уже пора определиться с выбором. Мы немного постарались помочь вам ответить на вопрос:
У меня растут года,
Будет мне 17.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься!
- Классный час подошел к концу. Благодарим за внимание и говорим всем: "Спасибо"!