Совершенно очевидно, что изучение истории - важнейший компонент школьного образования, база для всего гуманитарного и гуманистического образования, основа для формирования самосознания человека. Историческое образование необходимо для социальной памяти человечества, без него нарушается историческая и культурная преемственность, связь времен и поколений. Историческое образование - средство приобщения молодежи к достижениям отечественной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям, идеалам гуманизма и демократии. Историческое образование - неотъемлемое условие воспитания патриотизма и гражданственности. Историческое образование способствует формированию собственных ценностных ориентаций и убеждений, знаний и умений , полезных в социальном общении и гражданском поведении .
Наиболее общей целью исторического образования учащихся школ является приобщение к национальным и мировым культурным традициям , овладение ими языком культуры , развитие личности учащегося на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы , воспитание гражданина и патриота России, ценностно - ориентированной личности, обладающей нравственными качествами , способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, человек с помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
Задачами исторического образования являются, таким образом:
- обеспечение учащихся историческими знаниями об опыте человечества (создание условий для овладения ими определенной суммой исторических знаний, необходимых для понимания общественных процессов, умения ориентироваться в исторических сведениях, понимать и давать объективную оценку историческим событиям в их взаимосвязи).
- на основе развития эмоциональной сферы личности средствами воздействия на нее исторических образов воспитать уважение и пробудить интерес учащихся к истории и культуре своего, в первую очередь, и других народов, сформировать творческое и вместе с тем ответственное отношение к миру.
- развить личность учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры.
На данном этапе развивающий потенциал системы исторического образования связан с переходом от изучения и запоминания фактов к их осмыслению и сравнительному анализу процессов, протекающих в различных странах. Вполне понятно, что первостепенной значение принадлежит развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснению и оценке фактов, явлений прошлого, определению учащимися собственного отношения к фактам, событиям, личностям. Таким образом критерий качества исторического образования в школе связан не с усвоением все большего количества информации или способами воспроизведения изученного материала, а с овладением навыками анализа , объяснения , оценки, реконструкции образов.
Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию логики развития общественных процессов, специфики возникновения и эволюции различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных социальных систем. Тем самым историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознанию им себя частью сложившейся в России гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность адекватного реальности восприятия учащимися окружающей действительности, осмысленного определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни. Приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). В связи с этим большую значимость приобретает информационно - коммуникативная деятельность учащихся. в ее рамках развиваются умения и навыки поиска нужной информации в источниках различного типа, отделения основной информации от второстепенной, критической оценки достоверности ее источников, передачи их содержания адекватно поставленной цели, перевода информации из одной знаковой системы в другую. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства своих суждений, иллюстрировать их самостоятельно подобранными конкретными примерами, владеть основными видами публичных выступлений, следовательно этическими нормами и правилами ведения диалога.
Замечательные задачи, своевременные требования:.но как реализовать их в жизни, если любая проверка отслеживает " количество полученных знаний"? думаю, что данная проблема стоит перед многими учителями (особенно в связи с ЕГЭ) - развивать или натаскивать? Мне кажется, что выходом здесь может именно личностно - деятельностый подход!
Древняя китайская поговорка гласит: "Скажи мне - я забуду, покажи - я запомню, разреши мне принять участие - я пойму", а я бы добавила - никогда не забуду! Поэтому в своей деятельности я делаю акцент на активных формах обучения, где приоритет отдан не получению знаний, а участию в работе, включению ученика в осмысление материала, происходящего, включению его в групповую или коллективную работу. Несколько лет назад мне посчастливилось побывать на курсах, которые проводил Международный Фонд "Образование для демократии", по проблеме активных методов образования. Именно там я вдруг отчетливо увидела,чего не хватает личностно - ориентированному образованию - именно активной деятельности детей! Не знаю почему у меня возникла мысль: "мы как декабристы - для народа, но без народа": А народу, т.е. ученикам все равно, лишь бы оценка была. И я решила попробовать осуществить этот самый деятельносный подход через систему АМО.
Школа, где я работаю, самая средняя, обычная рабочая школа со своими проблемами, своими достижениями (зачастую понятными только на уровне школы, так как проверки проверяют к сожалению, далеко не с точки зрения деятельностного подхода, не говоря уж об учете особенностей контингента учащихся), самыми обычными учащимися:и, естественно, что возникает много проблем в связи с внедрением деятельностного подхода. Но могу сказать одно, самая главная проблема - это мы сами, наш опыт, наши привычки! Для того чтобы реализовать новый подход, надо в корне изменить свое собственной отношение к работе, нужно быть готовым, в первую очередь, психологически. Но зато сколько радости когда я вижу, как мои дети тянутся к моим предметам, а двери моего кабинета не закрываются! И пусть наши победы не понятны многим посторонним, но я точно знаю, что это результат в сравнении со "стартом".
Каждый учебный год в каждом классе я начинаю тестом по схеме Д.Колбу, благодаря которому определяю предпочтительные способы познания у моих учащихся (приложение 1). Таким образом я имею картину класса в целом и каждого ребенка в отдельности, я заранее знаю, у кого какой вид деятельности вызовет затруднение, раздражение, а какой - будет успешным. (Но я также знаю, что если чего - то боишься , чего - то не умеешь, то это нужно делать непременно - через время обязательно увидишь результаты!) и, соответственно, учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы проходила через все (4) цикла. обязательно учитывается следующее:
Предпочтительный способ познания | Лучше | Хуже |
Конкретный Опыт | - использование жизненного опыта - на конкретных примерах - концентрация на "коллегах" - обмен наблюдениями и опытом в дискуссиях - применение на практике приобретенных знаний |
- понимание теоретических основ -абстрагирование |
Рефлексивное Наблюдение | - внимательное наблюдение - лекции - отчеты о наблюдениях - подведение итогов, выводов - точные инструкции |
- невысокий темп - практические работы, работы в группах - публичные выступления -отсутствие точных инструкций |
Абстрактная Концептуализация | - упор на теорию и систематический
анализ - концентрация на предметах и символах - лекции, анализ конкретных случаев - занятия в группе и дискуссии, т.е. самостоятельный анализ - если учитель - авторитет |
- соотношение теории и практики - привлечение личного опыта, личных чувств - структурирование работы - "открытие " знаний" |
Активное Экспериментирование | - практические занятия (игры, исполнение
ролей) - проекты, дискуссии в небольших группах -творчество - взаимодействие с людьми - высказывание своей позиции - эксперименты - самостоятельная домашняя работа |
- теоретические вопросы - связь теории с проводимыми практическими занятиями - оформление работ -лекции |
Опыт работы показал: если система преподавания изначально строится на основании учета этой диагностики, то результаты обученности, качество знаний, но главное, мотивация учения и психологическая комфортность выше, чем при традиционном подходе к преподаванию.
Самостоятельная творческая деятельность по осуществлению значимого дела не только стимулирует качественный уровень усвоения учебного материала, но и обладает огромным мотивационным потенциалом.
Мотивированность на учебу в связи с применением описываемой технологии выросла, а устойчивый рост высоких показателей познавательных мотивов учения доказывает правильность избранного пути. Но следует помнить, что такой подход предполагает тесное сочетание урочной и внеурочной деятельности. Внеклассная работа по предмету складывается из разнообразных видов деятельности. Назову самые интересные интерактивные формы, которые стали ежегодными. Почти половина всех внеурочных дел - это участие в районных и городских мероприятиях. Система внеклассной работы по предмету прослеживается с 5 по 11 классы и представляет собой комплекс ставшего традиционным "Колеса истории" и набора тематических проектов. Традиционным в школе стал интегрированный с информатикой проект - краеведческая конференция. Защита (презентация) проходит в виде научной конференции (работа на демонстрационном экране, слайдовый режим, защита проекта, оппонирование).
По итогам осуществляется выпуск внутришкольного сборника лучшие работы которого участвуют в соответствующих секциях Донской Академии Наук Юных Исследователей.
Мы вместе учимся , вместе добиваемся побед, бывает ссоримся, но всегда делаем что-то интересное и полезное! Мои ученики со временем учатся осуществлять самостоятельно любой проект. Но, что показательно, им этого мало! Они стремятся своими знаниями, умениями, навыками поделиться с младшими, они соратники в организации и проведении различных праздников, спор-клубов, викторин.
Важную роль в воспитательной работе играют традиционные, в основном ежегодные, социально-значимые проекты (урочные и внеурочные), в ходе выполнения которых формируются самые значительные личностные нравственные характеристики:
- "Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:";
- "Молодежь за здоровый образ жизни!";
- "Молодежь и выборы";
- "У роковой черты" (проблемы экология родного края);
- "Нации и межнациональные отношения на Дону";
- "Программа борьбы с негативными девиантными нормами поведения";
- "Терроризм - чума XXI века";
- "Защитники в моей семье"
- "Книга Почета нашего края".
Оценивая деятельность учеников в этом направлении, пришла к выводу, что:
- это возможность реального участия в решении жизненно-важных проблем своего класса, дома, двора, района, города.
- это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня.
- социальный проект, осуществляемый по собственному выбору школьника, является настоящей школой выбора и ответственность за него.
Важным элементом учебной и внеклассной работы по предмету, а также и воспитательной деятельности являются проекты реализации регионального содержания образования (приложение 2), которые активно влияют на формирование национального самосознания, духа патриотизма и любви к малой родине.
Интересной оказалась и такая форма деятельности, как проект по созданию электронной газеты по предмету. В работе над ней в наибольшей степени проявляются творческие способности учеников, а поскольку она существует в электронном виде, оказываются задействованы и механизмы межпредметной интеграции, развиваются информационные, дизайнерские, речевые навыки.
Во внеурочную деятельность благодаря групповой организации работы и МП оказываются таким образом вовлечены почти все учащиеся классов, где преподаю. Таким образом кроме учебных целей достигается и глубокий воспитательный эффект: в результате совместной деятельности дети учатся сотрудничеству, уважению к другому мнению. Это и есть тот неоценимый в жизни опыт взаимодействия в разновозрастных коллективах, вырабатывается чувство ответственности, толерантности.
В качестве примера хочу привести сценарий одного из наших праздников (приложение 2). Каждый из этих уроков и мероприятий могут быть проведены и были проведены в реальных условиях обычной средней школы. Они показывают высокую степень заинтересованности и активности учащихся, которые приобрели новые знания, а главное умения, расширили свой кругозор. Такой подход нацелен на развитие творческих способностей личности учащихся, а также способствуют развитию коммуникативных навыков - дружбе и сплоченности ребят, ответственности каждого за себя и свою команду, а это - очень много!