Цели:
- дать знания о состоянии воды в природе (облака, роса, туман, иней),
- раскрыть научную сторону этих явлений;
- закрепить ранее полученные явления о переходе воды из одного состояния в другое в новой ситуации;
- продолжать формирование логического мышления, воображения,
- памяти, наблюдательности и творческих способностей обучающихся;
- уметь анализировать, обобщать, делать выводы;
- показать красоту явлений природы, их своеобразие и эстетическую привлекательность;
- воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Приятно видеть вас, ребята! Улыбнитесь, начинаем наш урок.
- Мотивация.
- Какое настроение мы возьмём сегодня на урок? Изобразите его соответствующим цветом.
II. Проверка дом. задания.
1) Повторение.
- Как вы думаете, ребята, можно ли назвать воду полезным ископаемым?
Почему? Докажите!
(Находится под землёй, на земле, используется в хозяйстве)
Вода - это жидкое полезное ископаемое.
Перед вами глобус - модель Земли. Вспомните, ребята, что обозначает синий цвет? (Воду)
- А зелёный, коричневый? (Равнины, горы, материки)
Раскручиваю глобус вокруг оси. Какой цвет преобладает? (синий)
- Что из этого следует?
Вывод: На Земле большую часть занимают водные пространства. Взгляните на диаграмму.
3/4 Земного шара занято водой.
2) Моделирование ситуаций.
1. Ребята! Я вам расскажу сейчас свою тайну. Я налила в чайник воды и поставила его на газовую плиту греться, а сама в это время проверяла ваши тетради, одну за одной. Радовалась вашим успехам. Затем пошла в кухню, посмотрела. А воды осталось совсем немного. Куда она подевалась? Почему это произошло?
Или другой пример. Проведем простой опыт. Влажной тряпкой я протираю доску. Что произойдёт, дети?
Схема
- А может ли вода из жидкого состояния перейти в твёрдое? Докажите! Кто наблюдал такую ситуацию?- Можно ли в нашей модели изменить стрелки? (из твёрдого состояния в жидкое? (надо нагреть: ведь лёд и снег тают в тепле) А в природе можно наблюдать такую ситуацию? (сосульки, снег, лёд тают)
- А может ли пар снова стать жидкостью? (Да, если охладить, капли в ванной на потолке)
ВЫВОД: ВОДА - чудесный минерал. Он может быть сразу в 3-х состояниях и переходить из одного состояния в другое. Больше такого полезного ископаемого нет.
ФИЗМИНУТКА
III. Постановка цели урока.
- Как вы думаете, ребята, мы всё узнали о воде?
А вот о чём сегодня будем говорить на уроке, нам подскажут загадки:
1)
Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (облако)
2)
Молоко над речкой плыло,
ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (туман)
3)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (роса)
4)
И не снег, и не лёд.
А серебром деревья уберёт. (иней)
- Вот об этих удивительных явлениях природы мы и поговорим сегодня.
IV. Новый материал.
1. Постановка вопроса:
- Ребята, а кто из вас наблюдал за облаками?
До чего же они интересные?! (выдержки из творческих работ)
2. Объяснение учителя.
В воздухе всегда есть пар - очень лёгкий газ. Поднимаясь высоко вверх, он охлаждается от соприкосновения с холодным воздухом и превращается в капельки воды или кристаллики льда, которые соединяясь вместе, образуют облака. Облака имеют разную форму. В зависимости от формы они свои названия. Давайте, исследуем облака и попробуем определить названия.
ПЕРИСТЫЕ ОБЛАКА (напоминают пёрышко)
Они очень красивые. Самые высокие, состоят из кристалликов льда. А при восходе и заходе солнца бывают розовыми.
КУЧЕВЫЕ ОБЛАКА
Отдельные большие плотные облака. Часто эти облака, достигая большой высоты, похожи на громадные горы, покрытые снегом. Появление кучевых облаков, как правило, служит признаком хорошей погоды.
СЛОИСТЫЕ ОБЛАКА Это серые низкие облака. Когда облака затягивают небо, погоду называют пасмурной.
3. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.
Я узнала, что есть облака, которые называют "Барашки" - это маленькие, скученные вместе облачка белого цвета располагаются группами а могут и рядами.
Дождевые облака - плотный слой тёмных бесформенных облаков с разорванными краями.
V. Первичное закрепление материала.
1.Работа по учебнику (с. 39)
- Найдите текст на стр.39 (3 абзац)
- Вопрос № 2. На какой высоте образуются слоистые, кучевые и перистые облака? Зачитайте.
2. Работа в тетради. (с.16)
- Напишите под рисунками названия облаков. А кто запомнил, на какой высоте образуются эти облака, укажите.
ФИЗМИНУТКА
VI. "Открытие" нового"
1.Удивительные явления природы.
С водой связаны удивительные явления природы. Многие из них вы, ребята, наблюдали в природе.
Образование росы. Причины.
- Что такое роса? Почему она образуется?
2. Проведение опыта " Получение росы"
Для опыта нужно взять 2-а пластиковых контейнера. В 1-й (контрольный) налить воду комнатной температуры. Во 2-й контейнер поместить измельчённый лёд (снаружи контейнер остаётся сухим)
Через некоторое время на поверхности будут оседать капельки воды - 2 роса".
ВЫВОД: В основе этого явления - процесс конденсации. Условие выпадения росы - резкое понижение температуры воздуха, что наблюдается, как правило, под утро. А листья деревьев и трава охлаждаются сильнее, чем стволы деревьев или поверхность почвы.
Другое явление природы - туман.
- Чтение текста на с. 40 - 41. Что говорят учёные об этом явлении природы?
- Ответы на вопросы (с. 41, № 3 а, б )
Примерные ответы обучающихся:
а) Мы выдыхаем тёплый воздух. Зимой на улице он соприкасается с холодным воздухом. При этом образуется туман. Летом или в комнате выдыхаемый воздух соприкасается с тёплым воздухом, и образование тумана не происходит.
б) Очень горячая вода частично испаряется. Невидимый пар при соприкосновении с более холодным воздухом в ванной комнате образует туман.
Образование инея.
Очень красивое, сказочное, волшебное явление природы.
Зимой после оттепели вода, которая покрывает ветки деревьев и кустарников, замерзает и превращается в пушистый игольчатый иней.
VII. Итог урока.
- С какими удивительными явлениями природы сегодня познакомились?
VIII. Рефлексия.
- Вспомните, с каким настроением вы начали работать? Изменилось ли оно у вас, ребята? Спасибо за урок!
IX. Домашнее задание.
С. 38-41, составить небольшие рассказы на тему: "Роса", Туман", "Иней" .
X. Выставление оценок.