Вид урока: Комбинированный.
Цели урока:
- Образовательные - сформировать представления о растительных тканях и их многообразии, раскрыть их особенности строения в связи с выполняемой функцией.
- Развивающие - развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное;
- Воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе, а именно к растениям, как к производителям кислорода и органических веществ.
Задачи урока:
- проверить усвоение знаний о строении растительной клетки;
- познакомиться с видами растительных тканей;
- выполнить задания в “Маршрутном листе”;
Оборудование для учителя:
- компьютер,
- проектор для показа демонстрационных слайдов,
- цветные жетоны из клеящейся бумаги,
- конструктор,
- для удобства класс делится на три группы (3 варианта заданий).
Оборудование для учащихся:
- технологическая карта - “Маршрутный лист”,
- наглядный материал (спилы сосны, микропрепараты), микроскоп.
План урока
- Организационная часть (1 – 2 мин.)
- Повторение пройденного материала (5 мин.)
- Изучение нового материала
- включая самостоятельную работу (15 – 20 мин.)
- Физкультминутка (2 – 3 мин.)
- Самостоятельная работа (7 мин.)
- Подведение итогов (2 - 3 мин.)
Ход урока
1. Организационная часть.
Проверка подготовки учащихся к уроку.
2. Повторение пройденного материала.
Вступительное слово учителя: Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с элементарной структурной единицей растительного организма и всего живого в целом – это КЛЕТКА (слайд 1).
Выступление учащихся с исторической справкой об изучении клетки, ее открытии (Янсен, Левенгук – изобретение микроскопа; Т. Шванн и М. Шлейден – клеточная теория), (слайд 2),(приложение 1).
Давайте же вспомним, какие структуры характерны для растительной клетки (слайд 3 – динамическая схема, учащиеся соотносят название и изображение органоидов клетки). Хорошо, молодцы справились с заданием! А функции органоидов все помнят?! Кто желает заполнить таблицу (слайд 4 – интерактивная таблица “Проверь себя”, на знание функций органоидов клетки). За правильные ответы учащиеся получают цветной жетон и приклеивают его к своему “Маршрутному листу”.
У вас у каждого “Маршрутный лист” (приложение 2,3,4) - где прописано подробно, что нужно делать на каждом этапе урока. Подпишите свой лист и выполните задания на повторение пройденного материала - № 1, 2, 3*- по желанию (для любознательных ребят). Выполняем быстро и не отвлекаемся, время ограниченно (3 мин.).
3. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием ткань и многообразием растительных тканей, которые образуют организм растений. (Рассказ учителя с демонстрацией слайдовой презентации) – (слайды 5-12).
Выполняем задания в маршрутном листе № 4, 5, 6, 7* используя полученный материал на уроке, материал учебника параграф 9 и выполнив лабораторную работу № 6.
Обобщающая беседа. Подведем итог, выписываем на доску выводы (выслушиваем варианты учащихся, за правильные рассуждения вручаем цветной жетон):
- Клетка – структурная и функциональная единица живого.
- Ткань – это группа клеток, сходных по строению и по выполняемым функциям (строим ткань (ассоциация) из крупного конструктора разного цвета).
- Растительный организм образуют – основная, проводящая, механическая, покровная, образовательная ткани.
- Каждая ткань выполняет определенную функцию, но тесно взаимосвязана с другими, обеспечивая жизнь и развитие организма.
- Организм – единое целое.
Клетка не только воспроизводит сама себя, но и создает особые ткани, которые образуют тело растения, дают ему упругость, защитные внешние покровы, обеспечивают поступление в организм питательных веществ. Их передвижение и хранение. Клетки благодаря способности создавать ткани соединили все органы растения в одно целое – организм. Жизнедеятельность организма полностью зависит от жизнедеятельности его клеток.
Схема на доске:
КЛЕТКА —> ТКАНЬ —> ОРГАН —> СИСТЕМА ОРГАНОВ —> ОРГАНИЗМ
4. Физкультминутка. Встаем между рядами. Все присели, ручками обхватили колени и замерли. Вы нераскрывшийся бутон. Вот вышло солнце, пригревает, и мы ручки раскрываем как бутон цветка, поднимаемся медленно, тянемся как растение к солнышку, поднялись. Подул ветерок, наклон вправо, влево. Ветер сменил направление – наклоны вперед, назад. Солнышко садится, и бутон закрывается, мы приседаем и ручками обхватываем колени. Молодцы! Садимся на свои места.
5. Самостоятельная работа.
Отдохнули немножко, продолжаем работу дальше. Отвечаем на задания № 8, 9*- по желанию. При выполнении всей работы, ребята сдают “Маршрутные листы”.
6. Итог урока: самые активные участники – у кого 3 жетона получают “5”, у кого 2 жетона “4”, один жетон “3”. Сегодня все молодцы! Работали на уроке хорошо! Вам понравился урок? (Ребята поднимают правую руку – все понравилось, а левую руку – не все).
Творческое домашнее задание: используя знания, полученные на уроке о строении растительных тканей и их функциях, изготовьте любую творческую работу (проект) – поделку из природного материала, икебана, разделочная доска и т.д..
Спасибо за внимание!
Урок окончен!
Приложение 1.
Учебная и методическая литература,
используемая при подготовке к уроку:
Журнал “Биология” № 8, 2008 год издательский
дом “1 сентября”;