Ткани растений и их виды

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Вид урока: Комбинированный.

Цели урока:

  • Образовательные - сформировать представления о растительных тканях и их многообразии, раскрыть их особенности строения в связи с выполняемой функцией.
  • Развивающие - развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное;
  • Воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе, а именно к растениям, как к производителям кислорода и органических веществ.

Задачи урока:

  • проверить усвоение знаний о строении растительной клетки;
  • познакомиться с видами растительных тканей;
  • выполнить задания в “Маршрутном листе”;

Оборудование для учителя:

  • компьютер,
  • проектор для показа демонстрационных слайдов,
  • цветные жетоны из клеящейся бумаги,
  • конструктор,
  • для удобства класс делится на три группы (3 варианта заданий).

Оборудование для учащихся:

  • технологическая карта - “Маршрутный лист”,
  • наглядный материал (спилы сосны, микропрепараты), микроскоп.

План урока

  1. Организационная часть (1 – 2 мин.)
  2. Повторение пройденного материала (5 мин.)
  3. Изучение нового материала
  4. включая самостоятельную работу (15 – 20 мин.)
  5. Физкультминутка (2 – 3 мин.)
  6. Самостоятельная работа (7 мин.)
  7. Подведение итогов (2 - 3 мин.)

Ход урока

1. Организационная часть.

Проверка подготовки учащихся к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

Вступительное слово учителя: Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с элементарной структурной единицей растительного организма и всего живого в целом – это КЛЕТКА (слайд 1).

Выступление учащихся с исторической справкой об изучении клетки, ее открытии (Янсен, Левенгук – изобретение микроскопа; Т. Шванн и М. Шлейден – клеточная теория), (слайд 2),(приложение 1).

Давайте же вспомним, какие структуры характерны для растительной клетки (слайд 3 – динамическая схема, учащиеся соотносят название и изображение органоидов клетки). Хорошо, молодцы справились с заданием! А функции органоидов все помнят?! Кто желает заполнить таблицу (слайд 4 – интерактивная таблица “Проверь себя”, на знание функций органоидов клетки). За правильные ответы учащиеся получают цветной жетон и приклеивают его к своему “Маршрутному листу”.

У вас у каждого “Маршрутный лист” (приложение 2,3,4) - где прописано подробно, что нужно делать на каждом этапе урока. Подпишите свой лист и выполните задания на повторение пройденного материала - № 1, 2, 3*- по желанию (для любознательных ребят). Выполняем быстро и не отвлекаемся, время ограниченно (3 мин.).

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием ткань и многообразием растительных тканей, которые образуют организм растений. (Рассказ учителя с демонстрацией слайдовой презентации) – (слайды 5-12).

Выполняем задания в маршрутном листе № 4, 5, 6, 7* используя полученный материал на уроке, материал учебника параграф 9 и выполнив лабораторную работу № 6.

Обобщающая беседа. Подведем итог, выписываем на доску выводы (выслушиваем варианты учащихся, за правильные рассуждения вручаем цветной жетон):

  • Клетка – структурная и функциональная единица живого.
  • Ткань – это группа клеток, сходных по строению и по выполняемым функциям (строим ткань (ассоциация) из крупного конструктора разного цвета).
  • Растительный организм образуют – основная, проводящая, механическая, покровная, образовательная ткани.
  • Каждая ткань выполняет определенную функцию, но тесно взаимосвязана с другими, обеспечивая жизнь и развитие организма.
  • Организм – единое целое.

Клетка не только воспроизводит сама себя, но и создает особые ткани, которые образуют тело растения, дают ему упругость, защитные внешние покровы, обеспечивают поступление в организм питательных веществ. Их передвижение и хранение. Клетки благодаря способности создавать ткани соединили все органы растения в одно целое – организм. Жизнедеятельность организма полностью зависит от жизнедеятельности его клеток.

Схема на доске:

КЛЕТКА —> ТКАНЬ —> ОРГАН —> СИСТЕМА ОРГАНОВ —> ОРГАНИЗМ

4. Физкультминутка. Встаем между рядами. Все присели, ручками обхватили колени и замерли. Вы нераскрывшийся бутон. Вот вышло солнце, пригревает, и мы ручки раскрываем как бутон цветка, поднимаемся медленно, тянемся как растение к солнышку, поднялись. Подул ветерок, наклон вправо, влево. Ветер сменил направление – наклоны вперед, назад. Солнышко садится, и бутон закрывается, мы приседаем и ручками обхватываем колени. Молодцы! Садимся на свои места.

5. Самостоятельная работа.

Отдохнули немножко, продолжаем работу дальше. Отвечаем на задания № 8, 9*- по желанию. При выполнении всей работы, ребята сдают “Маршрутные листы”.

6. Итог урока: самые активные участники – у кого 3 жетона получают “5”, у кого 2 жетона “4”, один жетон “3”. Сегодня все молодцы! Работали на уроке хорошо! Вам понравился урок? (Ребята поднимают правую руку – все понравилось, а левую руку – не все).

Творческое домашнее задание: используя знания, полученные на уроке о строении растительных тканей и их функциях, изготовьте любую творческую работу (проект) – поделку из природного материала, икебана, разделочная доска и т.д..

Спасибо за внимание!

Урок окончен!

Учебная и методическая литература, используемая при подготовке к уроку:

  1. Журнал “Биология” № 8, 2008 год издательский дом “1 сентября”;
  2. Э. Ф. Илларионов Биология 6 (7): Поурочные разработки. – М.: Вако, 2003.