Наш маленький город Удачный расположен в 18 км от Полярного Круга, в далекой Якутии. И, естественно, факт территориальной отдаленности нашего города от основных культурных центров России нельзя не учитывать в обучении и воспитании дошкольников, тем более в воспитании их музыкально – эмоциональной культуры.
Я работаю музыкальным руководителем с 1986 года, и все это время процесс музыкального воспитания дошкольников старалась максимально наполнить лучшими образцами музыкальной классики, опираясь на авторские методики В.Усачевой, Л.Школяр, О.Радыновой.
И все же в наше непростое, отягощенное бурным ростом промышленных и компьютерных технологий, время у меня появилось чувство неудовлетворенности. Мне стало казаться, что мы недодаем ребенку в самом главном.
Агрессивная теле– и радио-среда, неоправданно длительное нахождение в виртуальном пространстве компьютера привели к тому, что дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками.
Меня очень беспокоит, что современные дети постепенно теряют остроту эмоциональных ощущений, становятся менее отзывчивыми к чувствам других. Ведь годы дошкольного детства, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, – самые продуктивные и результативные, а непосредственно предшкольный период – решающий в его жизни. И очень важно именно в этот период создать благоприятный эмоциональный настрой для успешного формирования личности ребенка, определения его жизненной и гражданской позиции, общекультурных и общечеловеческих ценностей.
Современные методические разработки по музыкальному воспитанию позволили скорректировать мою работу в сторону эмоциональной составляющей, т.е. максимально активизировать эмоциональную сферу ребенка. В таком контексте мою работу можно обозначить как новизна в работе по музыкальному восприятию дошкольников.
Тем более, что все инновационные педагогические технологии последних лет (в их числе “Концепция непрерывного образования “Школа – 2100 (“Детский сад – 2100”)” эмоциональное благополучие ребенка позиционируют сразу за его физическим здоровьем.
Своеобразным “инструментом” для формирования музыкально – эмоциональной культуры ребенка я выбрала программу “Синтез” творческого Центра “Гармония” (К.Тарасова, Т.Рубан, О.Кабачек, Т.Петрова, М.Шумова), которую вариативно использую в своей работе.
Почему именно “Синтез”?
На самом деле причин могу назвать несколько,
остановлюсь на главной: синтез искусств,
погружая ребенка как бы в трехмерное
пространство (музыки, живописи, литературы)
как раз и позволяет максимально активизировать
эмоции ребенка.
К слову сказать, в 2009 году я защитила свою I
квалификационную категорию по теме
“Формирование музыкально – эмоциональной
культуры дошкольников посредством синтеза
искусств”, поэтому суть предмета я изучила
теоретически и опробовала практически.
В ходе работы я пришла к выводу: общение ребенка – дошкольника с искусством с акцентом на эмоциональную сферу неизбежно ведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения, То есть у ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет огромную практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного будущего ребенка.
Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию, позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам, что так важно для ребенка предшкольного возраста, будущего первоклассника. К этому стоит добавить, что сам процесс слушания музыки уникален, он требует максимальной концентрации внимания ребенка в течение определенного временного отрезка с последующей рефлексией на услышанное. Таким образом, у будущего школьника формируются гностические и аналитические способности.
Наблюдая за детьми на наших музыкальных встречах, я замечаю, как искренне и разносторонне они отзываются на музыку, впечатление от которой усиливается живописным и литературным компонентами. Но для маленького ребенка характерно находиться в “плену эмоций”, его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают.
Главная цель моей работы по формированию
музыкально – эмоциональной культуры
дошкольника – посредством синтеза искусств
сформировать у него позитивное мировосприятие и
эмоциональное мироощущение, так как, слушая
и оценивая музыку и произведения других видов
искусства, дети получают уникальную возможность
как бы “тренировать” свое поведение, создавать
“модель” отношений.
Думаю, не стоит объяснять, насколько усложнялась
реализация этой цели в условиях практически
полного культурно – информационного вакуума!
И, тем не менее, проработав соответствующий методический материал и максимально используя все возможности общения детей с искусством, я пришла к выводу, что цель моей педагогической работы может стать реальностью.
Задачи:
- Дать представление о разных способах отражения действительности в искусстве в целом и в музыке в частности.
- Посредством музыкального восприятия на основе синтеза искусств формировать позитивное отношение к миру.
- Максимально оптимизировать поиск путей общения и пропаганды классического искусства, учитывая ограниченные возможности в связи с территориальной отдаленностью города.
В ряду задач моей работы пункт 3 занимает особое место. Я прекрасно понимала, что успешное выполнение этой задачи выходит за рамки моих профессиональных возможностей. Даже обычная организация художественной галереи требовала содействия не только моего непосредственного руководства, но и одобрения и согласия специалистов городской администрации. Но, к счастью, мои предложения были услышаны и поддержаны на самом высоком административном городском уровне, и появилась возможность осуществить свою педагогическую цель не только в своем ДОУ, но и в масштабах города.
Но прежде чем решать организационные и практические моменты, естественно, требовалась кропотливая работа по подготовке маленького слушателя к восприятию многомерного классического искусства. Было ясно, что посещение концерта, спектакля, художественной выставки должно найти эмоциональный отклик в душе ребенка, стать настоящим Праздником!
Итак, определив цели и задачи и учитывая непростые особенности предстоящей работы, я наметила основные направления и пути их реализации:
Основные направления работы |
Пути реализации |
Определяюшие факторы, организационные формы |
Накопление музыкального опыта дошкольника | Разработка “Системы репертуара по
видам искусств”. Максимальное “погружение” в искусство. |
Высокохудожественность, доступность. Занятия по искусству, музыкальные встречи, видеопутешествия; создание аудио– и видеоархива для домашнего прослушивания. |
Развитие музыкального восприятия посредством синтеза искусств | Продуктивная музыкальная деятельность
ребенка. Формирование представлений об общности искусств. |
Эмоциональное выражение в пении,
танцевально-творческом движении, игре в
оркестре. Сравнение средств выразительности в искусстве (“музыкальное” рисование, “поэтическая” музыка). |
Формирование музыкально -эмоциональной культуры | Творческое самовыражение. Формирование оценочного восприятия с фиксацией эмоциональных ощущений. |
Интонационная, мимическая,
пантомимическая вариативность. Игры, упражнения, музыкально-психологические тренинги; творческие ассоциации художественных образов с окружающей действительностью. |
Не умаляя значения первых двух направлений, все же по опыту скажу, что третье (формирование собственно музыкально – эмоциональной сферы) по значимости самое важное и является итогом работы двух предыдущих, так как выводит весь процесс на более высокие эмоциональный уровень. Этот момент, следуя философским законам, можно назвать “переходом количества в качество”.
Ведь музыка есть движение, происходящее сегодня и сейчас. Действенная природа ребенка моментально отзывается на импульсы, идущие от нее. Она захватывает его целиком, передавая ему свое движение, активизируя его жизненный ритм. Можно сказать, что музыка обращается к ребенку обобщенным, предельно концентрированным эмоционально – чувственным опытом предыдущих поколений. Она помогает ребенку сориентироваться в мире своих эмоций и, усиливая их, способствует тому, что они выходят из подсознания ребенка и оформляются в конкретные действия и поступки.
Но для маленького ребенка характерно находиться в “плену эмоций”, потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают.
На самом деле маленькие дети очень чувственны, их чувства, еще не сформировавшись, тем не менее, легко откликаются на тот эмоциональный настрой, который несет в себе музыкальный образ. Дети сочувствуют и переживают вместе с музыкой, но не умеют точно передать свои ощущения, не могут по эмоциональной реакции сверстников и взрослых определить их отношение к происходящему.
Детям важны беседы о чувствах. Им необходимо знать, какие существуют чувства, как ими можно поделиться, что с их помощью можно выразить. На занятиях с помощью жестов, мимики и различных поз мы учимся выражать определенные эмоции, настроения: обиду, хитрость, спокойствие, слабость, радость, гордость, испуг, удовольствие и т.д.
При изучении любого музыкального произведения мы описываем ее характер, выражаем эмоции, вызванные услышанной музыкой, таким образом, определяя свое отношение к ней.
Создание мысленных картин во время прослушивания музыки – пример упражнений, способствующих самораскрытию ребенка, росту его как личности.
Такой своеобразный тренинг позволяет детям не только точно выразить свое эмоциональное состояние, но и адекватно реагировать на состояние окружающих его людей. Таким образом, ребенок становится адаптированным к различным социальным ситуациям, начинает определять и контролировать свои поведенческие реакции.
И в очень большой степени дальнейшая успешная жизнь маленького человека зависит от степени сформированности произвольности психических процессов, умения распознать и дифференцировать эмоции, способности контролировать и оценивать собственные действия и состояния. Чем прочнее сформированы эти способности, тем успешнее в будущем будет ребенок.
Общность музыки и других видов искусства в своей работе я соотношу очень осторожно в наиболее доступных для детского понимания формах. Анализируя произведения музыки и живописи, я обращаю внимание детей на особенности мелодии, ритма, тембра, композиции. Дети 5-го года жизни легко усваивают связь между высокими звуками и светлыми красками, между мрачными низкими звуками и темными красками. Детям старшего дошкольного возраста уже доступны более сложные видовые связи: они способны передать в рисунке узор музыки, ее мелодическое развитие. Мы с удовольствием сочиняем “цветную музыку”, в процессе которой формируются музыкальные цветоощущения.
Для фиксации внешних проявлений различных эмоциональных состояний я использую комплекс упражнений “Музыкальное настроение”. Он включает мимические (выразительные движения мышц лица), пантомимические (выразительные движения всего тела), вокально – образные (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса) упражнения.
Перейти к более сложным ситуативным эмоциям мне помогает комплекс игровых упражнений “Пчелки”. По опыту скажу, что эти упражнения очень эффективны как эмоциональный тренинг, так как формируют оценочное восприятие к собственным эмоциям и эмоциональным проявлениям партнера по игре.
Играем в любимых “Пчелок”
Сочиняем “Цветную музыку”
Разумеется, такая работа невозможна без помощи специалиста по живописи и литературе, так как в этой части процесса реализуется наиболее сложный уровень синтеза, выделяющий не только интонационные, композиционные закономерности, но и внутренние связи между произведениями. К счастью, у меня есть единомышленники, творческий союз с которыми делает осуществление наших целей реальностью.
Результаты превзошли все самые смелые
ожидания: благодаря многогранному познанию
классического искусства наши дети стали
эстетически воспитаны, эмоционально развиты и,
что особенно важно, позитивно настроены к
общению с окружающим их миром.
Это подтверждают в частых беседах и родители
наших воспитанников. По их мнению, характер их
детей стал более мягким, поведение – взвешенным
и осознанным, а чувства – открытыми и искренними.
Параллельно с работой по формированию музыкально – эмоциональной культуры дошкольников велась и большая подготовительная творческая работа по оптимизации возможностей общения детей с искусством за пределами нашего ДОУ.
Для конкретизации работы нами были намечены и частично осуществлены следующие мероприятия:
- Создание в нашем ДОУ художественной галереи.
- Творческие встречи с местными художниками, поэтами, экскурсии на их творческие выставки – все это, безусловно, способствует повышению эмоционального и культурного уровня ребенка.
- Организованное посещение концертов мастеров искусства.
- Консультации, рекомендательные беседы для родителей с целью организации культурного досуга в их отпускной период (обязательное посещение музеев, картинных галерей, концертов).
- Разработка и реализация Творческого Проекта “Путешествие в прекрасное” (музыкально – художественный абонемент).
Творческий Проект “Путешествие в Прекрасное”
я считаю самой доступной для ребенка –
дошкольника формой общения с искусством. По
большому счету, это самая большая моя творческая
удача! Безусловно, реализация Проекта не могла
состояться без помощи моих коллег,
администрации, без поддержки и понимания наших
проблем городской властью.
Творческой группой было разработано Положение о
Творческом Проекте “Путешествие в Прекрасное”,
согласованное с руководством нашего ДОУ и
утвержденное инспектором районного управления
образования. Положением определены цели, задачи
Проекта, этапы разработки и подготовки Проекта,
прописаны организационные моменты.
Сокращенный вариант Положения предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги. Его можно взять за основу, дополнить и преобразовать в соответствии с вашими конкретными условиями и возможностями. Буду рада, если вас заинтересует такая форма пропаганды классического искусства.
Творческий Проект
“ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРЕКРАСНОЕ”
(музыкально – художественный абонемент)
Творческий Проект “Путешествие в прекрасное”
(далее – Проект) создан с целью приобщения
детей дошкольного возраста к шедеврам мировой
классики на основе синтеза искусств.
Ввиду территориальной отдаленности нашего
города от основных культурных центров страны,
практически полного информационного вакуума в
области пропаганды классического искусства,
Проект частично решает создавшуюся проблему.
Пути решения проблемы:
– популяризация классического искусства
среди детей дошкольного возраста г.Удачный
средствами аудио– и видеотехнологий;
– организация и проведение периодических
концертно – художественных встреч для детей
дошкольных учреждений г.Удачный.
Основные участники Проекта :
– дети старшего дошкольного возраста детских
дошкольных учреждений г.Удачный.
К участию в Проекте приглашены:
– учащиеся и педагоги детской музыкальной
школы (ДМШ) г.Удачный (отделения музыки и
живописи);
– участники хореографической студии “Надежда”
Творческого Центра г.Удачный;
– родители детей, заинтересованные
проблематикой Проекта.
Музыкальным встречам в рамках Проекта
“Путешествие в Прекрасное” предшествует
большая подготовительная работа: с педагогами
детской музыкальной школы и руководителями
хореографической студии определяется
музыкально – художественный репертуар, который
учитываем в ходе слушания музыки на музыкальных
занятиях, разрабатывается сценарий, декорации,
костюмы; технические службы ответственны за
музыкальное, световое, компьютерное обеспечение.
И самое главное: каждому дошкольнику мы дарим CD-R
с записью шедевров классического искусства.
Вначале это были просто записи популярной
классической музыки, мы их назвали “Волшебный
перезвон”. А последняя наша музыкальная встреча
называлась “Времена года”, и на диск мы записали
видеоизображения самых лучших пейзажей мировой
живописи, озвученные самыми лучшими
музыкальными произведениями.
К марту 2011 года мы готовим очередную, третью по
счету, версию Проекту с рабочим названием
“Сказочная музыка, или Зримая классика”, где
предложим нашим маленьким слушателям не только
услышать, но и увидеть музыку. В подарочный диск
войдут записи анимационных фильмов на музыку
П.Чайковского, С.Прокофьева, Д.Шостаковича,
М.Мусоргского и других.
Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что наш
Проект достиг поставленных целей и оправдал наши
ожидания. Подтверждение этому – признание и
известность среди жителей города, высокая
заинтересованность всех его участников и
огромное количество желающих стать обладателем
заветного подарочного диска.
Но главные ценители “Путешествий в Прекрасное”
– конечно же, дети. Их искренность, высокая
эмоциональная отзывчивость на, казалось бы,
непростое классическое искусство придают
уверенность и дают нам право на продолжение
такого замечательного общения.