Цели урока:
- Отрабатывать практические навыки написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.
- Провести контроль каллиграфических навыков письма в одну линейку.
- Совершенствовать навыки письма.
- Расширить словарный запас, работать над развитием речи учащихся.
- Воспитывать объективность самооценки.
Тип урока: урок повторения и обобщения новых знаний.
Оборудование:
- мультимедийная презентация к уроку PowerPoint (Приложение 1);
- мультимедийный проектор;
- билеты для пассажиров (учащиеся) (Приложение 2);
- слоги: ЕР, ШИ, НО, ЖИ, ШИ, ЛО, ЖЫ, ШЫ (Приложение 3).
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Знакомство с темой урока. Цели урока.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Сегодня мы отправляемся в путешествие на весёлом скоростном поезде до станции Чащино, где мы будем повторять правописание гласных после шипящих. (Приложение. Слайд 2)
- Ребята, а как вы думаете, зачем нам необходимо знать и уметь правильно писать буквосочетания? (Ответы детей.)
Закройте глаза и представьте, что мы на вокзале, конечно, чтобы отправиться в путь нам необходимо приобрести билеты. Но так как у нас необычное путешествие, то и билеты у нас будут необычные. Вагоновожатый выдаст билеты тем, кто правильно и красиво напишет слоги и грамотно спишет предложение. (Слайд 3)
3. Минутка чистописания.
1) Задания для контрольного чистописания: ОК, ВУ, ЧА, ЮР, ЧЕ, ЖИ, ИЛ, ЗЯ, ЩУ.
(Учитель проверяет правильность написания слогов. Похвалить за лучшие работы.)
2) Открывается доска: Шапкой Миши шишки сшибли.
- Прочитайте предложение по слогам.
- Проговорим вслух по слогам.
- Это чистоговорка, давайте ещё раз попробуем проговорить.
- Какой звук чаще повторяется? [ ш ]
- Какие опасные места мы можем с вами выделить? (Дети называют опасные места, учитель на доске подчёркивает эти места.)
- Спишите грамотно, так как написано на доске, подчеркивая опасные места.
Вы замечательно справились с этим заданием, а значит, всем выдаются билетики. Пройдёмте к поезду (раздаются билеты детям). (Приложение 2)
4. Словарная работа.
- Ребята посмотрите с нами в путь, оказывается, отправляются ещё пассажиры. Назовите их. (Слайд 4) (Корова, медведь, собака, заяц, ворона.)
(Ученики проговаривают слова.)
- Ребята, скажите, а как мы называем такие слова? (Словарные.)
Мы в дорогу с собой возьмём слова, которые тоже связаны с путешествием: билет, дорога, вагон.
(Слайд 5)
Запишите эти слова в словарик.
5. Физкультурная минутка.
Все пассажиры на месте, мы готовы отправиться в путь. А чтобы веселей нам ехать давайте немного поиграем.(Слайд 6)
Игра «Лишняя буква». (Приложение 3)
У каждого ряда на парте лежат слоги.
Задание: составьте из слогов слово, но не ошибитесь.
1 ряд слоги – ЕР, ШИ, ШЫ, ЖИ.
2 ряд слоги – НО, ЖИ, ЖЫ, ШИ.
3 ряд слоги – ШИ, ЛО, ШЫ, ЖИ.
Слова: ерши, ножи, шило.
- Ребята, а каких слогов в русском языке не существует? (Жы, шы.)
Давайте все дружно вместе изобразим наш скоростной пассажирский поезд. (Дети встают из-за парт, кладут руки на плечи друг другу и изображают поезд.)
6. Закрепление и обобщение пройденного.
1) Станция Чащино. (Слайд 7)
Вот, наконец, мы приехали на нашу станцию. Нас окружает замечательный лес. В лесу есть волшебное озеро, здесь живут звери, птицы, растут цветы, водятся в пруду рыбы, в названии которых мы можем встретить знакомое правило на правописание буквосочетаний.
- Какое это правило?
Давайте запишем в наши тетрадки названия зверей, птиц, рыб, растений на это правило.
2) Запись с комментированием: ежи, мыши, чижи, камыши, щука, ерши, бельчата, ужи, чаща.
3) Восстановить предложение.
- Ой, ребята посмотрите! Кто там в кустах!?
Попробуйте восстановить предложение и записать. (Слайд 8)
- В кустах шуршат ежи.
Запишите это предложение себе в тетрадь.
Прочитайте на слоги, вспомните стихи о правописании этих буквосочетаний:
Сочетания жи-ши
(с буквой и всегда пиши).
Сочетания чу-щу
(с буквой у всегда пишу).
Чаща, дача и печать –
(нужно с буквой а писать).
(Слайд 9)
7. Итог урока.
- Как пишутся буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу? (Слайд 10)
Замечательно мы сегодня отдохнули на поляне в Чащино. Но нам необходимо возвращаться обратно. Все сели на свои места, никто не потерялся во время путешествия. Поехали домой (дети изображают звуки поезда чух-чух-чух...) Пока мы едим, на своих билетиках на обратной стороне, вы можете отметить, как вы себя ощущали во время путешествия (нарисовать).
Было интересно.
Было немного скучно.
Используемая литература:
- Д. Х. Гизатуллина Когда учиться трудно или русский язык в играх. Изд. 3-е, дополненное. – СПб: «Детство-пресс», 2000.
- Русский язык поурочные планы 1-2 класс. Издательство «Учитель» разработка, издание, 2010 (диск).
- Шаблон билетика скачан с ресурса www.liveinternet.ru.
- Песенка паровозика (http://leopold-baby.com/detskie-pesni/pesenka-parovozika.ht).