Дополнительная образовательная программа научного общества учащихся "Основы цитологии"

Разделы: Внеклассная работа


Во время занятий НОУ “Основы цитологии”

Пояснительная записка

В школьном курсе биологии основные умения и практические навыки с живой природой учащиеся получают при проведении наблюдений, лабораторных опытов и практических работ. Учебная работа проводится как с объектами живой природы, так и с гербариями, коллекциями, микропрепаратами, влажными и остеологическими препаратами, таксидермическим материалом. Программа курса “Основы цитологии” разработана для учащихся 9– 10 класса на основе единой концепции школьного биологического образования. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ цитологии с элементами микробиологии, так как современная биология характеризуется бурным развитием этих наук. Методы исследования, применяемые в лабораторных работах данного курса – наблюдение, эксперимент, моделирование.

Микробиология является фундаментальной биологической наукой и изучает строение, жизнедеятельность и экологию микроорганизмов, к которым относятся представители микромира (бактерии, грибы, простейшие, вирусы). Для получения прочных знаний в данной области объем практических и лабораторных работ должен быть значительным.

Изучение данного курса и проведение исследовательской работы основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах. Увеличение количества проводимых опытов, их безопасность, наглядность и доступность – все это позволяет повысить интерес к биологии, развить практические умения и навыки учащихся, а в конечном итоге повысить качество знаний.

Лабораторный практикум составлен в соответствии с материалом лекционного курса. Задачей этих занятий является изучение морфологии клеток и их химического состава.

На освоение данной программы отводится 35 часов, из них на лекции – 21, а на лабораторные работы и практикумы – 14 часов.

Цель программы:

– обобщить, расширить и углубить изучение основ цитологии и микробиологии, задачей которых является формирование у школьников научных представлений об общей картине мира, выработка творческого мышления, умений и навыков.

Задачи:

– исследование морфологии клеток;

– исследование химического строения клеток.

Принцип реализации программы:

– принцип перспективности – работа на будущее, предвидение перспективных тенденций социального заказа государства и общества;

– принцип развития – каждый этап работы по программе будет иметь логическое завершение и последовательно переходить к следующему.

Содержание программы

Введение (2 ч.)

Что изучает цитология и микробиология. Цитология и микробиология на современном этапе развития науки. Знакомство с лабораторным оборудованием.

Демонстрация устройства светового и электронного микроскопа, схем, иллюстрирующих методы биологии и связь с другими науками.

Цитология (20 ч.)

Химический состав клетки (4 ч.). Неорганические и органические вещества клетки. Вода и минеральные вещества клетки. Лабораторная работа Углеводы. Белки. Липиды и нуклеиновые кислоты

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1 “Плазмолиз и деплазмолиз в растительной клетке”

Лабораторная работа № 2 “Расщепление пероксида водорода в клетках сырого картофеля”

Демонстрации объемных моделей структурной организации биологических полимеров6 нуклеиновых кислот и белков.

Строение клетки (5 ч.). Особенности строения прокариот и вирусов. Строение эукариотической клетки под электронным и световым микроскопом. Сравнение растительной и животной клетки(клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольжди). Структуры свойственные растительным клеткам.

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 3 “Особенности строения бактериальной клетки на примере сенной палочки”

Лабораторная работа № 4 “Строение животной клетки”

Лабораторная работа № 5 “Сравнение строения растительной и животной клеток на примере клеток кожицы лука и эпителиальных тканей животных”.

Демонстрация схем строения органоидов растительной и животной клетки.

Обмен веществ (2 ч.). Пластический и энергетический обмен в клетке. Роль дыхания, АТФ.

Приспособления растений к фотосинтезу.

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 6 “ Строение клеток листа элодеи и спирогиры в связи с их   приспособлением к фотосинтезу”

Демонстрации схем, иллюстрирующих этапы пластического, энергетического обмена и фотосинтеза.

Размножение и процессы жизнедеятельности (9 ч.). Половое и бесполое размножение простейших. Значение размножения. Мейоз в клетке и его значение. Особенности размножения одноклеточных водорослей. Половое и бесполое размножение водорослей.

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 7 “Митоз в корешке лука”.

Лабораторная работа № 8 “Дробление яйцеклетки”.

Лабораторная работа № 9 “ Строение хламидомонады”

Демонстрации схем, иллюстрирующих этапы митоза и мейоза.

Простейшие (7 ч.)

Строение простейших. Систематика простейших, их свойства и процессы жизнедеятельности. Строение, движение, выделение простейших. Типы питания микроорганизмов (сапрофиты, паразиты).

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 10 “Строение инфузории туфельки”.

Лабораторная работа № 11 “Строение эвглены зеленой”.

Демонстрации схем, иллюстрирующих размножение, строение и физиологию простейших.

Влияние факторов внешней среды на наследственность на уровне клетки.

Влияние внешних и внутренних факторов на клетки простейших.

Распространение простейших в природе и жизни человека. Генетика – наука о наследственности. Роль ядра и хромосом в передаче наследственной информации.

Наследственность на уровне клетки. Влияние факторов внешней среды на наследственность на уровне клетки.

Лабораторные работы

Практическая работа № 12 “Решение генетических задач”

Формы и методы диагностики результатов обучения:

Презентация выполненных работ на районной экологической конференции и областных олимпиадах по биологии и экологии.

Обучающиеся должны знать:

– определение основных понятий цитологии ( эукариоты, прокариоты, вирусы);
– органические и неорганические вещества, образующие компоненты клеток;
– особенности строения прокариот и эукариот;
– особенности строения растительной и животной клеток;
– роль простейших в природе и жизни человека;
– как наследуются признаки на уровне клетки;
– влияние факторов внешней среды на наследственность на уровне клетки.

Обучающиеся должны уметь:

– владеть методами работы с микроскопом и микропрепаратами;
– владеть приемами работы со справочной литературой;
– уметь исследовать химический состав клеток;
– схематично изображать органоиды клетки.

Методы обеспечения дополнительной образовательной программы:

1) формы занятий: беседы, исследования, конференции, лабораторные работы.
2) приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса: мониторинги, исследования, наблюдения, сравнения.
3) дидактический материал и техническое оснащение: а) компьютер, таблицы, микропрепараты, микроскопы, имеющиеся в кабинете биологии согласно национальному проекту “Образование” на тему “Цитология”.

Набор используемых микропрепаратов

Раздел “Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”

  1. Кожица лука
  2. Спирогира

Раздел “Животные”

  1. Инфузория туфелька
  2. Эвглена

Раздел “Человек и его здоровье”

  1. Митоз

Раздел “Биологические закономерности”

1.Дробление яйцеклетки

Список используемой литературы

1. Атлас по цитологии. М., “Медицинское информационное агенство” 2002 г.
2. Биологический энциклопедический словарь М., 1995 год.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М. АСТ – ПРЕСС, 2001 г., стр.56
4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. М., 1990 г. т.3., стр.342
5. Медников Б.М. Аксиомы биологии – М. Знание, 1992 г., стр.23
6. Пугал Н.А., Евстигнеев В.Е. Биологические исследования.  Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории. ОАО “ЦЕНТР МНТП”, 2007 г., стр. 20,41,51, 63-64,74, 76,82,85.
7. Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения. Учебник для общеобразовательных школ. М.Дрофа 2007 г., стр.18, 30, 56.
8. Проект “Обязательный минимум содержания образовательных программ начального, основного и среднего образования” 2004 г.
9. Теплер Е.Г., Переверзева Г.И. Практикум по микробиологии М., Дрофа, 2004 год.  Стр. 5-28.

Приложение