Аннотация
Интегрированный курс краеведения “Мы – дети природы” является неотъемлемой составляющей образовательного компонента “Окружающий мир”, представлен предметом “Краеведение” в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа. Изучение данного курса краеведения “Мы – дети природы” на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Данная методическая разработка поможет учителям начальных классов в подготовке к проведению уроков краеведения, также возможно ее использование и на уроках “Истории ХМАО” в старших классах. Создавая её, я стремилась, чтобы урок по истории ХМАО не носил характер сухого запоминания фактов, а стал уроком путешествием – исследованием в изучении родного края.
Пояснительная записка
Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Представленная разработка урока “История Югры” предназначена для изучения детьми истории округа на уроках краеведения в 4 классе, относится к разделу “Моя земля – Югорская”. Проведения таких уроков, готовит учащихся младших классов к восприятию в старших классах таких предметов, как “Литература родного края”, “география Ханты-Мансийского автономного округа”, “История ХМАО с древности до наших дней” и др.
Тема урока краеведения: “История Югры”
Цели:
- формирование у учащихся целостных представлений об истории родного края;
- выявление этапов освоения и формирования территории нашего округа.
- формирование знаний учащихся по выявлению особенностей географического положения территории ХМАО.
- Воспитывать интерес к познанию, поиску новых источников информации;
- воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Задачи:
- формировать образное представление о прошлом и настоящем югорского края
- развить устную речь;
- развить у учащихся способность применять имеющиеся знания;
- сформировать представление о выявлении особенностей географического положения территории ХМАО;
- сформировать представление о выявлении этапов освоения и формирования территории нашего округа;
- создание условий для реализации способностей учащихся;
- формировать информационную компетентность;
- воспитывать чувство любви к родному краю.
Возраст учащихся: 10-11 лет
Оборудование и оформление, необходимые для проведения урока: карта Тюменской области, компьютер, лазерный проектор, программное обеспечение – презентация
“История Югры”, контурные карты.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Югру. Познакомимся с историей нашего округа
Слайд 2
Учитель:
...Земля, моя земля!
Тебя увижу я –
И новую струну
Нежданно шевельну
И в дрожи той струны,
Как в глубине глубин,
Услышу шум волны
Разлившейся Оби.
И, солнца золотей,
Сверкнет далекий плес!
И лепет лебедей,
И звонкий смех берез!
И этою струной
Звенит весь край родной! Юван Шесталов.
2. Сообщение темы и целей урока
Учитель:
Родина... Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.
Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает.
Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами.
Наши уроки краеведения – это путь изучения своей малой Родины, который приведет вас к действительному познанию своего края, наполнит память и ум, обогатит душу и сердце.
Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, мы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где мы живём.
Итак, мы отправляемся в страну ЮГОРИЮ!
Слайд 3 (песня “Точка на карте”)
Учитель. Ребята, какова же будет тема сегодняшнего урока?
Дети. Тема сегодняшнего урока: “ История Ханты-Мансийского автономного округа”
Учитель – Молодцы! А цель нашего урока: выявить этапы освоения и формирования территории нашего округа, с помощью хронологической таблицы, которую мы с вами сами и составим. У каждого из вас на столе есть хронологическая таблица, где вписаны самые важные даты в истории нашего округа. Ваша задача на протяжении урока быть очень внимательными и рядом с датами вписать события, которые к ним относятся. Приложение 1
Ой, ребята, к нам в класс кто-то стучится. Давайте пригласим гостя хантыйской пословицей: “ Кто к двери подошёл – должен в дом войти”
(Входит Лесовик – Тундровик)
3. Изучение нового материала.
Лесовик-Тундровик
– Дорогие ребята, пичча! Этим приветствием хантыйский народ встречает своих друзей, гостей. Обходил я свои владения и вдруг услышал, что в вашей школе звучат хорошие слова о Севере. Интересно мне стало, и решил я заглянуть к вам. Хочу поведать вам об истории нашего края.
Слайд 4
Лесовик-Тундровик
– История Югры, Югории, уходит корнями в глубокую старину…Свидетельства жизни на Югорской земле относятся к среднекаменному веку. Необычные люди жили здесь в те далёкие времена.
Есть такая легенда, рассказанная когда-то древними греками.
Будто в стране Северного ветра живут счастливые люди. Им ни по чем, ни полгода тёмные ночи, ни снега, ни вьюги, ни мороз. И одежда у них из звериных шкур, и едят звериное мясо. Но дух у них не звериный, а человеческий.
Далекий и таинственный край северо-восточной Азии, названный Сибирью, привлекал внимание людей давно, хотя его реальные географические очертания не были известны до XVIII века.
Слайд 5
Лесовик – Тундровик
– Открытие Сибири шло постепенно, первыми ее узнали новгородцы. Их торговые и деловые интересы были движущей силой, побуждающей к освоению Сибири.
Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами. Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что "…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру…". В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань. В XIV веке новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве. С XV в. по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины. А в 1465 г. московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства.
Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича.
Слайд 6. “Ермак”
Учитель. Достоверных сведений о жизни покорителя Сибири историкам известно мало. Предполагается, что имя Ермак – сокращенное от имени Ермолай. Неоспоримым является такой факт: свой поход в Сибирь он начал, будучи уже атаманом волжских казаков, что находит подтверждение в различных документах. Ко времени похода в Сибирь Ермаку было не менее 40 лет.
Слайд 7.
Учитель. Обратите внимание, на слайдах отображены события, относящиеся к походу Ермака. Как вы думаете, что именно изображено на рисунках?
(Дети, анализируют рисунки и называют события)
3 – нападение на стан казаков;
1 – гибель дружины Ермака;
2 – поминки по Ермаку у татар;
Из версий летописных рассказов об организации похода Ермака. Кунгурская летопись: “…в 1582 году, 1 сентября, Строгановы отправили из крепостей своих в Сибири… Ермака Тимофеевича с соратниками, а с ними отпустили…своих разных служилых людей…и в различные доспехи облачили их, вооружением – пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их.
Слайд 8
– С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города. Обратите внимание на карту и назовите первые города и даты их основания.
(Дети показывают на карте города и называют даты их основания, сведения заносят в хронологические таблицы). А сейчас более подробно остановимся на некоторых моментах из истории городов. Вашим домашним заданием было подготовить интересные сведения об истории наших городов.
Слайд 9
Сообщение учащегося о Березове. Приложение 2
Учитель. На гербе Березово вы видите березы, которые наглядно демонстрируют происхождение названия города. Следующая иллюстрация – это макет острога, где в 18 веке содержали государственных преступников. Вообще XVIII век стал временем, уже напрямую связанным с событиями, происходившими в России. Березов становится местом царской ссылки именитых вельмож. А вот так выглядит город сегодня.
Слайд 10. “Березово сегодня”
Слайд 11. “Сургут”
Сообщение учащегося о Сургуте. Приложение 3
Учитель. А вот так выглядит город сегодня.
Слайд 12. “Сургут сегодня”
Учитель. Особое место в ряду северных городов занимает Ханты-Мансийск – столица Югры.
Слайд 13. Ханты-Мансийск.
Сообщение учащегося о Ханты–Мансийске. Приложение 4
Слайд 14.
Учитель. Сегодня город Ханты-Мансийск – административный центр округа, один из десяти автономных округов Российской Федерации.
Слайд 15.
Учитель. Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что составляет 3,1% площади нашей страны.
Среди 89 субъектов Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ по площади занимает 12-е место, среди автономных округов – 5-е.
– Площадь Ханты-Мансийского автономного округа превосходит территорию любого европейского государства, кроме Франции.
Работа по физической карте Тюменской области.
(На столе у детей лежит текст, дети читают и составляют характеристику географического расположения ХМАО). Приложение 5
Лесовик-Тундровик
-Ре6ята, а у меня для вас есть задание: посмотрите внимательно на карту, и отметьте границы нашего округа на своих контурных карте, укажите административный центр Югры, города, с историей которых мы познакомились и самые крупные реки округа
4. Закрепление изученного на уроке материала.
Учитель. Ребята, на протяжении всего урока мы с вами составляли хронологическую таблицу истории нашего округа. Именно она и станет вашим надёжным помощником , при работе с данным тестом.
Тест по истории ХМАО. Приложение 6
( Дети работают над тестом, по окончании работы учитель у нескольких ребят собирает тесты, и оценивает, а остальные имеют возможность проверить себя сами)
Лесовик-Тундровик. Ре6ята, спасибо вам большое за гостеприимство! Я очень рад, что вы интересуетесь и изучаете наш край.
Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду.
Учитель. Спасибо и тебе, Лесовик –Тундровик! Приходи к нам ещё. Хотя наш урок и завершается, но ваше путешествие по родному краю продолжится на уроках краеведения, а в старших классах на уроках истории и географии ХМАО.
5. Итог урока.
6. Рефлексия.
Какой этап урока понравился больше?
Какие знания помогли решать проблемы урока?
Каких знаний вам не хватало, и чем вы воспользовались?
Какие действия ваших друзей помогли вам решить эту проблему?
6. Домашнее задание.
Учитель. Ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Дома представьте себя художниками-мультипликаторами и нарисуйте кадры к кинофильму об истории Югры.
Литература:
- История ХМАО, Екатеринбург, “Волот”, 1999 год стр. 121-131;
- Кузнецова Ф.С. “История Сибири” ч. 1 Новосибирск: “ I4НФОЛI4О” 1999 г., стр.3б-59;
- Хрестоматия “История ХМАО” Издательство “Волот”,стр.47– 55.;
- Сахаров А.Н., Буганов В.И. “История Сибири с древнейших времен до конца XVII века”, М. Просвещение, 1995 г. стр 207-209.
Библиография.
- Рабочая тетрадь по краеведению .1класс. – Ханты-Мансийск,2003.
- Рабочая тетрадь по краеведению.2класс. Ханты-Мансийск,2003.
- Югория: Энциклопедия Т.1,Т2,Т3.
Программы использованные для создания презентации: Tube Hunter ULTRA, звукозапись Windows, Nero Wave Editor, Sony Vegas Studio 9 professional, Pinnacle Studio 12, Microsoft PowerPoint 2007
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- историю родного края;
- историю возникновения первых городов: Березов, Сургут, Ханты-Мансийск;
- особенности географического положения территории ХМАО.
Учащиеся должны уметь:
- рассказывать о наиболее важных событиях, которые произошли в истории родного края;
- отмечать границы нашего округа на контурных картах, указать административный центр Югры, города, Сургут, Берёзово и самые крупные реки округа – Обь и Иртыш;
- составлять хронологическую таблицу.