Методическая разработка урока "История Югры"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Аннотация

Интегрированный курс краеведения “Мы – дети природы” является неотъемлемой составляющей образовательного компонента “Окружающий мир”, представлен предметом “Краеведение” в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа. Изучение данного курса краеведения “Мы – дети природы” на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Данная методическая разработка поможет учителям начальных классов в подготовке к проведению уроков краеведения, также возможно ее использование и на уроках “Истории ХМАО” в старших классах. Создавая её, я стремилась, чтобы урок по истории ХМАО не носил характер сухого запоминания фактов, а стал уроком путешествием – исследованием в изучении родного края.

Пояснительная записка

Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Представленная разработка урока “История Югры” предназначена для изучения детьми истории округа на уроках краеведения в 4 классе, относится к разделу “Моя земля – Югорская”. Проведения таких уроков, готовит учащихся младших классов к восприятию в старших классах таких предметов, как “Литература родного края”, “география Ханты-Мансийского автономного округа”, “История ХМАО с древности до наших дней” и др.

Тема урока краеведения: “История Югры”

Цели:

  • формирование у учащихся целостных представлений об истории родного края;
  • выявление этапов освоения и формирования территории нашего округа.
  • формирование знаний учащихся по выявлению особенностей географического положения территории ХМАО.
  • Воспитывать интерес к познанию, поиску новых источников информации;
  • воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Задачи:

  • формировать образное представление о прошлом и настоящем югорского края
  • развить устную речь;
  • развить у учащихся способность применять имеющиеся знания;
  • сформировать представление о выявлении особенностей географического положения территории ХМАО;
  • сформировать представление о выявлении этапов освоения и формирования территории нашего округа;
  • создание условий для реализации способностей учащихся;
  • формировать информационную компетентность;
  • воспитывать чувство любви к родному краю.

Возраст учащихся: 10-11 лет

Оборудование и оформление, необходимые для проведения урока: карта Тюменской области, компьютер, лазерный проектор, программное обеспечение – презентация

“История Югры”, контурные карты.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Югру. Познакомимся с историей нашего округа

Слайд 2

Учитель:

...Земля, моя земля!
Тебя увижу я –
И новую струну
Нежданно шевельну
И в дрожи той струны,
Как в глубине глубин,
Услышу шум волны
Разлившейся Оби.
И, солнца золотей,
Сверкнет далекий плес!
И лепет лебедей,
И звонкий смех берез!
И этою струной
Звенит весь край родной! Юван Шесталов.

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель:

Родина... Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.

Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает.

Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами.

Наши уроки краеведения – это путь изучения своей малой Родины, который приведет вас к действительному познанию своего края, наполнит память и ум, обогатит душу и сердце.

Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, мы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где мы живём.

Итак, мы отправляемся в страну ЮГОРИЮ!

Слайд 3 (песня “Точка на карте”)

Учитель. Ребята, какова же будет тема сегодняшнего урока?

Дети. Тема сегодняшнего урока: “ История Ханты-Мансийского автономного округа”

Учитель – Молодцы! А цель нашего урока: выявить этапы освоения и формирования территории нашего округа, с помощью хронологической таблицы, которую мы с вами сами и составим. У каждого из вас на столе есть хронологическая таблица, где вписаны самые важные даты в истории нашего округа. Ваша задача на протяжении урока быть очень внимательными и рядом с датами вписать события, которые к ним относятся. Приложение 1

Ой, ребята, к нам в класс кто-то стучится. Давайте пригласим гостя хантыйской пословицей: “ Кто к двери подошёл – должен в дом войти”

(Входит Лесовик – Тундровик)

3. Изучение нового материала.

Лесовик-Тундровик

– Дорогие ребята, пичча! Этим приветствием хантыйский народ встречает своих друзей, гостей. Обходил я свои владения и вдруг услышал, что в вашей школе звучат хорошие слова о Севере. Интересно мне стало, и решил я заглянуть к вам. Хочу поведать вам об истории нашего края.

Слайд 4

Лесовик-Тундровик

– История Югры, Югории, уходит корнями в глубокую старину…Свидетельства жизни на Югорской земле относятся к среднекаменному веку. Необычные люди жили здесь в те далёкие времена.

Есть такая легенда, рассказанная когда-то древними греками.

Будто в стране Северного ветра живут счастливые люди. Им ни по чем, ни полгода тёмные ночи, ни снега, ни вьюги, ни мороз. И одежда у них из звериных шкур, и едят звериное мясо. Но дух у них не звериный, а человеческий.

Далекий и таинственный край северо-восточной Азии, названный Сибирью, привлекал внимание людей давно, хотя его реальные географические очертания не были известны до XVIII века.

Слайд 5

Лесовик – Тундровик

– Открытие Сибири шло постепенно, первыми ее узнали новгородцы. Их торговые и деловые интересы были движущей силой, побуждающей к освоению Сибири.

Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами. Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что "…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру…". В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань. В XIV веке новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве. С XV в. по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины. А в 1465 г. московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства.

Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича.

Слайд 6. “Ермак”

Учитель. Достоверных сведений о жизни покорителя Сибири историкам известно мало. Предполагается, что имя Ермак – сокращенное от имени Ермолай. Неоспоримым является такой факт: свой поход в Сибирь он начал, будучи уже атаманом волжских казаков, что находит подтверждение в различных документах. Ко времени похода в Сибирь Ермаку было не менее 40 лет.

Слайд 7.

Учитель. Обратите внимание, на слайдах отображены события, относящиеся к походу Ермака. Как вы думаете, что именно изображено на рисунках?

(Дети, анализируют рисунки и называют события)

3 – нападение на стан казаков;
1 – гибель дружины Ермака;
2 – поминки по Ермаку у татар;

Из версий летописных рассказов об организации похода Ермака. Кунгурская летопись: “…в 1582 году, 1 сентября, Строгановы отправили из крепостей своих в Сибири… Ермака Тимофеевича с соратниками, а с ними отпустили…своих разных служилых людей…и в различные доспехи облачили их, вооружением – пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их.

Слайд 8

– С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города. Обратите внимание на карту и назовите первые города и даты их основания.

(Дети показывают на карте города и называют даты их основания, сведения заносят в хронологические таблицы). А сейчас более подробно остановимся на некоторых моментах из истории городов. Вашим домашним заданием было подготовить интересные сведения об истории наших городов.

Слайд 9

Сообщение учащегося о Березове. Приложение 2

Учитель. На гербе Березово вы видите березы, которые наглядно демонстрируют происхождение названия города. Следующая иллюстрация – это макет острога, где в 18 веке содержали государственных преступников. Вообще XVIII век стал временем, уже напрямую связанным с событиями, происходившими в России. Березов становится местом царской ссылки именитых вельмож. А вот так выглядит город сегодня.

Слайд 10. “Березово сегодня”

Слайд 11. “Сургут”

Сообщение учащегося о Сургуте. Приложение 3

Учитель. А вот так выглядит город сегодня.

Слайд 12. “Сургут сегодня”

Учитель. Особое место в ряду северных городов занимает Ханты-Мансийск – столица Югры.

Слайд 13. Ханты-Мансийск.

Сообщение учащегося о Ханты–Мансийске. Приложение 4

Слайд 14.

Учитель. Сегодня город Ханты-Мансийск – административный центр округа, один из десяти автономных округов Российской Федерации.

Слайд 15.

Учитель. Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что составляет 3,1% площади нашей страны.

Среди 89 субъектов Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ по площади занимает 12-е место, среди автономных округов – 5-е.

– Площадь Ханты-Мансийского автономного округа превосходит территорию любого европейского государства, кроме Франции.

Работа по физической карте Тюменской области.

(На столе у детей лежит текст, дети читают и составляют характеристику географического расположения ХМАО). Приложение 5

Лесовик-Тундровик

-Ре6ята, а у меня для вас есть задание: посмотрите внимательно на карту, и отметьте границы нашего округа на своих контурных карте, укажите административный центр Югры, города, с историей которых мы познакомились и самые крупные реки округа

4. Закрепление изученного на уроке материала.

Учитель. Ребята, на протяжении всего урока мы с вами составляли хронологическую таблицу истории нашего округа. Именно она и станет вашим надёжным помощником , при работе с данным тестом.

Тест по истории ХМАО. Приложение 6

( Дети работают над тестом, по окончании работы учитель у нескольких ребят собирает тесты, и оценивает, а остальные имеют возможность проверить себя сами)

Лесовик-Тундровик. Ре6ята, спасибо вам большое за гостеприимство! Я очень рад, что вы интересуетесь и изучаете наш край.

Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду.

Учитель. Спасибо и тебе, Лесовик –Тундровик! Приходи к нам ещё. Хотя наш урок и завершается, но ваше путешествие по родному краю продолжится на уроках краеведения, а в старших классах на уроках истории и географии ХМАО.

5. Итог урока.

6. Рефлексия.

Какой этап урока понравился больше?

Какие знания помогли решать проблемы урока?

Каких знаний вам не хватало, и чем вы воспользовались?

Какие действия ваших друзей помогли вам решить эту проблему?

6. Домашнее задание.

Учитель. Ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Дома представьте себя художниками-мультипликаторами и нарисуйте кадры к кинофильму об истории Югры.

Литература:

  1. История ХМАО, Екатеринбург, “Волот”, 1999 год стр. 121-131;
  2. Кузнецова Ф.С. “История Сибири” ч. 1 Новосибирск: “ I4НФОЛI4О” 1999 г., стр.3б-59;
  3. Хрестоматия “История ХМАО” Издательство “Волот”,стр.47– 55.;
  4. Сахаров А.Н., Буганов В.И. “История Сибири с древнейших времен до конца XVII века”, М. Просвещение, 1995 г. стр 207-209.

Библиография.

  1. Рабочая тетрадь по краеведению .1класс. – Ханты-Мансийск,2003.
  2. Рабочая тетрадь по краеведению.2класс. Ханты-Мансийск,2003.
  3. Югория: Энциклопедия Т.1,Т2,Т3.

Программы использованные для создания презентации: Tube Hunter ULTRA, звукозапись Windows, Nero Wave Editor, Sony Vegas Studio 9 professional, Pinnacle Studio 12, Microsoft PowerPoint 2007

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • историю родного края;
  • историю возникновения первых городов: Березов, Сургут, Ханты-Мансийск;
  • особенности географического положения территории ХМАО.

Учащиеся должны уметь:

  • рассказывать о наиболее важных событиях, которые произошли в истории родного края;
  • отмечать границы нашего округа на контурных картах, указать административный центр Югры, города, Сургут, Берёзово и самые крупные реки округа – Обь и Иртыш;
  • составлять хронологическую таблицу.

Приложения