Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, а также с гербарием. Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Оборудование:
Карта природных зон; картины “Степь”, “Сухая степь”, “На полях Черноземья”, картины и изображением растений и животных степи, в том числе редких и исчезнувших.
Ход урока
I. Организационный момент (1 слайд)
– Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друзьям рассказать.
II. Проверка знаний (2 слайд)
– Внимание, внимание!
Первое задание:
О роли леса схему здесь нарисовать
И все по схеме рассказать.
Индивидуальный ответ по теме “Роль леса в природе и жизни людей” с дополнениями одноклассников.
– Внимание, внимание!
Второе задание:
О проблемах леса схему здесь нарисовать
И все по схеме рассказать.
Индивидуальный ответ по теме “Роль леса в природе и жизни людей” с дополнениями одноклассников (3 слайд)
Дым костра, углей сиянье,
Серый пепел и зола.
Дразнит наше обонянье
Дух картошки у костра.
Не пришла беда,
Вы составили памятки,
“Как разводить костер”? – Да!
Зачитываются три памятки.
– Как вы считаете, какая из памяток самая подробная? (Ответы детей.)
Раз иду я через двор
И слышу такой разговор:
“Мы на солнечной поляне
Загорали, жгли костер,
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели...
Веселились как могли,
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!”.
– Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)
Тест “Природная зона лесов” (4-6 слайд)
(Пишут тест ребята 1 ряда, по вариантам)
1 вариант
1. Природная зона лесов состоит из…
а) пяти частей;
б) двух частей;
в) трех частей;
г) одной части.
2. Самую большую территорию занимают…
а) смешанные леса;
б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.
3. Лесным исполином называют ...
а) благородного оленя;
б) лося;
в) медведя.
4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стерх,
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.
5.Фитонциды – это:
а) особые вещества, убивающие болезнетворные
микробы;
б) особые вещества, способствующие развитию
болезнетворных бактерий.
2 вариант
1. Природные зоны России расположены так:
а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.
2. В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы;
б) дубы, сосны, ели;
в) березы, липы, лиственницы.
3. Экологические проблемы лесной зоны связаны ...
а) с неумеренной охотой и браконьерством,
вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами.
4.На территории зоны лесов расположен заповедник:
а) Таймырский;
б) Кандалакшский;
в) Приокско-Террасный;
г) остров Врангеля.
5. Фитонциды – это:
а) особые вещества, убивающие болезнетворные
микробы;
б) особые вещества, способствующие развитию
болезнетворных бактерий.
6. Охрана лесов – это:
а) обязанность государства;
б) обязанность государства и долг каждого
гражданина;
в) забота самих обитателей леса.
Работа с гербарием (ребята 3 ряда)
– Выберите растения лесной зоны; рассортируйте растения разных природных зон.
Индивидуальная работа по карточкам (ученики 2 ряда)
1. Исправь географические ошибки в тексте:
Лесная зона расположена к северу (правильно – к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно – более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно – богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно – хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно – редкими) животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (правильно – является) домом для растений, животных, грибов.
2. Найди лишние географические объекты:
а) Земля Франца-Иосифа, Северная земля, остров
Сахалин, остров Врангеля;
б) Баренцево море, Берингово море, Карское
море, море Лаптевых;
в) Обь, Енисей, Волга, Саяны, Ангара.
3. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:
а) голубика –> лемминг –> белая сова, песец (в
тундре);
б) лишайник ягель –> олень –> волк (в тундре).
4. Вставьте пропущенные названия зон:
а) ...(Тундра) – это природная зона, в
которой растительным покровом являются
кустарники, травы, мхи и лишайники;
б) ...(Лесная зона) – это природная зона с
богатой и разнообразной растительностью; там
растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники;
в) ...(Арктические пустыни) – это природная
зона, которая лишена сплошного растительного
покрова, встречаются мхи и лишайники.
5. Работа с карточкой, на которой изображено животное. Опишите это животное по плану:
а) название животного;
б) группа животных (птица, зверь, насекомое,
земноводное, пресмыкающееся, млекопитающее);
в) чем питается (всеядное, растительноядное,
насекомоядное, хищник);
г) значение в природе.
Фронтальный опрос. Показать природные зоны Слайд 1
– Назовите части лесной зоны.
– Какие деревья произрастают в каждой их этих частей?
– Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
– Какое дерево является символом России?
– Какое значение имеет лес в жизни человека, животных?
III. Работа над новой темой (слайд 7)
– Куда приведет нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать:
Вопросы к кроссворду:
1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые эые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне.
2. Вроде сосны, вроде елок,
А зимою без иголок.
3. Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.
- В народе это дерево часто называют “сладким”. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.
- Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках.
(Ответы: 1. Брусника. 2. Лиственница. 3. Медведь. 4. Липа. 5. Ольха. Ключевое слово: Степи.)
- А зовет дорога к югу, в бескрайние степи или в зону степей. Запишите тему путешествия: “Зона степей” (записать на доске и в тетрадях).(слайд 8)
- “Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная...” – поется в песне. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Попытаемся найти ответ. Посмотрите внимательно на карту. Что расскажет нам наша помощница?
Работа ведется в парах. На каждую парту
раздается карточка – “помогай-ка” (слайд 9)
- О чем рассказала нам карта? (Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западносибирской.)
- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся (демонстрация картины “В степи”). Так выглядит степь ранней весной. Здесь теплое, продолжительное, засушливое лето.
- Помните, я вам говорила о горячем ветре? Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой (картина “Сухая степь”).
- А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи.
Работа по группам:
Материалы для ботаников (слайд 10)
Гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедия “Я познаю мир. Растения”, учебник (стр. 114,115). Карточка – “помогай-ка”:
- Общая особенность растений.
- Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).
Материалы для зоологов:
Картины и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедия “Я познаю мир. Животные”, учебник (стр. 116-118).
Карточка-“помогайка”:
- Отличительная черта степных животных.
- Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).
Материалы для экологов:
Карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (стр. 119, 120).
Карточка-“помогайка”:
1. Экологические проблемы степной зоны,
возникшие по вине
человека.
2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
IV. Физкультминутка (слайд 11)
– Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети-растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места).
Рассказ ботаников (слайд 12-13)
Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария, закрепление карточек на стенной карте). Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак (показ гербария). Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу– Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю (закрепление карточек на стенной карте).
– Спасибо за работу, уважаемые ботаники! Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем – самая плодородная почва в мире. покрывают землю сплошным ковром. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага. А сейчас предоставим слово нашим зоологам.
Рассказ зоологов: (слайд 14)
В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка (показ рисунков). Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки (показ рисунков), в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек (показ рисунков), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности (закрепление карточек на стенной карте).
Рассказ экологов (слайд15-16)
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля (картина “На полях Черноземья”). Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв (фотография). В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный (рисунки). Есть еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
- Большое спасибо, уважаемые экологи,
за вашу работу. Вы по
знакомили нас с проблемами, возникшими в степи по
вине человека, и предложили пути их решения.
V. Закрепление изученного материала (слайд 17-18)
- Мы путешествовали с вами по
бескрайним просторам степей,
познакомились с растительным и животным миром.
Предлагаю вам составить и записать две-три цепи
питания, сложившиеся в степи.
Растения –> хомяки –> степная гадюка;
Растения –> насекомые –> серая куропатка –> степной орел
- Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)
- Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном – некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)
- Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство.)
- Запишите в тетради растения и животных степи, которые вы запомнили.
VI. Подведение итогов
Выставление оценок.
Домашнее задание
Стр. 114-122.
“Проверь себя” – задания 1, 2.