Презентация к уроку "Зона степей" с методической разработкой урока

Разделы: Начальная школа, Презентация к уроку


Цели урока:

Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, а также с гербарием. Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование:

Карта природных зон; картины “Степь”, “Сухая степь”, “На полях Черноземья”, картины и изображением растений и животных степи, в том числе редких и исчезнувших.

Ход урока

I. Организационный момент (1 слайд)

– Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друзьям рассказать.

II. Проверка знаний (2 слайд)

– Внимание, внимание!
Первое задание:
О роли леса схему здесь нарисовать
И все по схеме рассказать.

Индивидуальный ответ по теме “Роль леса в природе и жизни людей” с дополнениями одноклассников.

– Внимание, внимание!
Второе задание:
О проблемах леса схему здесь нарисовать
И все по схеме рассказать.

Индивидуальный ответ по теме “Роль леса в природе и жизни людей” с дополнениями одноклассников (3 слайд)

Дым костра, углей сиянье,
Серый пепел и зола.
Дразнит наше обонянье
Дух картошки у костра.
Не пришла беда,
Вы составили памятки,
“Как разводить костер”? – Да!

Зачитываются три памятки.

– Как вы считаете, какая из памяток самая подробная? (Ответы детей.)

Раз иду я через двор
И слышу такой разговор:
“Мы на солнечной поляне
Загорали, жгли костер,
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели...
Веселились как могли,
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!”.

– Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)

Тест “Природная зона лесов” (4-6 слайд)

(Пишут тест ребята 1 ряда, по вариантам)

1 вариант

1. Природная зона лесов состоит из…

а) пяти частей;
б) двух частей;
в) трех частей;
г) одной части.

2. Самую большую территорию занимают…

а) смешанные леса;
б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.

3. Лесным исполином называют ...

а) благородного оленя;
б) лося;
в) медведя.

4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стерх,
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

5.Фитонциды – это:

а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;
б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий.

2 вариант

1. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

2. В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы;
б) дубы, сосны, ели;
в) березы, липы, лиственницы.

3. Экологические проблемы лесной зоны связаны ...

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами.

4.На территории зоны лесов расположен заповедник:

а) Таймырский;
б) Кандалакшский;
в) Приокско-Террасный;
г) остров Врангеля.

5. Фитонциды – это:

а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;
б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий.

6. Охрана лесов – это:

а) обязанность государства;
б) обязанность государства и долг каждого гражданина;
в) забота самих обитателей леса.

Работа с гербарием (ребята 3 ряда)

– Выберите растения лесной зоны; рассортируйте растения разных природных зон.

Индивидуальная работа по карточкам (ученики 2 ряда)

1. Исправь географические ошибки в тексте:

Лесная зона расположена к северу (правильно – к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно – более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно – богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно – хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно редкими) животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (правильно является) домом для растений, животных, грибов.

2. Найди лишние географические объекты:

а) Земля Франца-Иосифа, Северная земля, остров Сахалин, остров Врангеля;
б) Баренцево море, Берингово море, Карское море, море Лаптевых;
в) Обь, Енисей, Волга, Саяны, Ангара.

3. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

а) голубика –> лемминг –> белая сова, песец (в тундре);
б) лишайник ягель –> олень –> волк (в тундре).

4. Вставьте пропущенные названия зон:

а) ...(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники;
б) ...(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники;
в) ...(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

5. Работа с карточкой, на которой изображено животное. Опишите это животное по плану:

а) название животного;
б) группа животных (птица, зверь, насекомое, земноводное, пресмыкающееся, млекопитающее);
в) чем питается (всеядное, растительноядное, насекомоядное, хищник);
г) значение в природе.

Фронтальный опрос. Показать природные зоны Слайд 1

– Назовите части лесной зоны.

– Какие деревья произрастают в каждой их этих частей?

– Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

– Какое дерево является символом России?

– Какое значение имеет лес в жизни человека, животных?

III. Работа над новой темой (слайд 7)

– Куда приведет нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать:

Вопросы к кроссворду:

1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые эые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне.

2. Вроде сосны, вроде елок,
А зимою без иголок.

3. Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.

  1. В народе это дерево часто называют “сладким”. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.
  2. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках.

 

(Ответы: 1. Брусника. 2. Лиственница. 3. Медведь. 4. Липа. 5. Ольха. Ключевое слово: Степи.)

- А зовет дорога к югу, в бескрайние степи или в зону степей. Запишите тему путешествия: “Зона степей” (записать на доске и в тетрадях).(слайд 8)

- “Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная...” – поется в песне. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Попытаемся найти ответ. Посмотрите внимательно на карту. Что расскажет нам наша помощница?

Работа ведется в парах. На каждую парту раздается карточка – “помогай-ка” (слайд 9)

  1. Где расположена зона степей?
  2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
  3. В каком тепловом поясе находится зона степей?
  4. Как выглядит земная поверхность зоны?

- О чем рассказала нам карта? (Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западносибирской.)

- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся (демонстрация картины “В степи”). Так выглядит степь ранней весной. Здесь теплое, продолжительное, засушливое лето.

- Помните, я вам говорила о горячем ветре? Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой (картина “Сухая степь”).

- А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи.

Работа по группам:

Материалы для ботаников (слайд 10)

Гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедия “Я познаю мир. Растения”, учебник (стр. 114,115). Карточка – “помогай-ка”:

  1. Общая особенность растений.
  2. Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

Материалы для зоологов:

Картины и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедия “Я познаю мир. Животные”, учебник (стр. 116-118).

Карточка-“помогайка”:

  1. Отличительная черта степных животных.
  2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).

Материалы для экологов:

Карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (стр. 119, 120).

Карточка-“помогайка”:

1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине
человека.

2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

IV. Физкультминутка (слайд 11)

– Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети-растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места).

Рассказ ботаников (слайд 12-13)

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария, закрепление карточек на стенной карте). Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак (показ гербария). Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу– Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю (закрепление карточек на стенной карте).

– Спасибо за работу, уважаемые ботаники! Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем – самая плодородная почва в мире. покрывают землю сплошным ковром. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага. А сейчас предоставим слово нашим зоологам.

Рассказ зоологов: (слайд 14)

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка (показ рисунков). Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки (показ рисунков), в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек (показ рисунков), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности (закрепление карточек на стенной карте).

Рассказ экологов (слайд15-16)

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля (картина “На полях Черноземья”). Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв (фотография). В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный (рисунки). Есть еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

- Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы по
знакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

V. Закрепление изученного материала (слайд 17-18)

- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей,
познакомились с растительным и животным миром. Предлагаю вам составить и записать две-три цепи питания, сложившиеся в степи.

Растения –> хомяки –> степная гадюка;

Растения –> насекомые –> серая куропатка –> степной орел

  • Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)
  • Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном – некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)
  • Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство.)
  • Запишите в тетради растения и животных степи, которые вы запомнили.

VI. Подведение итогов

Выставление оценок.

Домашнее задание

Стр. 114-122.

“Проверь себя” – задания 1, 2.

Приложение