Площади многоугольников. 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цель:

  1.  Проверить усвоение учащимися формул для вычисления площадей многоугольников. Выявить пробелы в знаниях для дальнейшей их корректировки.
  2. Развитие умений и навыков применять полученные знания к решению практических задач.
  3. Профессиональная ориентация учащихся.

Ход урока

Урок проходит в форме деловой игры “Строитель”. Заранее класс разбивается на три команды, выбираются капитаны. (Желательно выбирать капитанами учащихся, имеющих хорошие знания по предмету, а команды сделать “равносильными” по знаниям.)

В начале урока учитель знакомит учащихся со строительным производством и одной из наиболее распространенных строительных профессий– столяр.

1-й этап. Строительное производство сегодня – это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных – раскрой пиломатериалов, на фуговальных – строгание, на долбежных и шипорезных – выдалбливание гнезд и резание шипов у заготовок. Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т.д. Выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации строительного производства, умения читать чертежи. Профессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.

2-й этап. Постановка задачи. Учитель объявляет, что сегодня все ученики будут выступать в роли строителей. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада. Предлагается произвести настилку паркетного пола в игровом зале размером 5.75 X 8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобочных трапеций. Размеры плиток (в сантиметрах) с помощью мультимедийного проектора появляются на экране:

Учитель объясняет правила игры:

Первая бригада – столяры. Им нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и трапеций – одинаковое количество. Вторая бригада – поставщики. Им нужно доставить необходимое количество плиток на строительную площадку. Они рассчитывают это количество.

Третья бригада – паркетчики. Чтобы проконтролировать доставку, надо наперед знать, сколько и каких паркетных плиток понадобиться для покрытия пола.

3-й этап. Прежде чем выполнить основную задачу, необходимо провести проверку готовности бригад. Бригадиру столяров предлагается доказать у доски теорему о площади треугольника. Бригадиру поставщиков – теорему о площади параллелограмма, а бригадиру паркетчиков – теорему о площади трапеции. Пока они работают у доски, учитель предлагает остальным членам команды пройти теоретический тест. (Приложение 1) Работа выполняется на двух листках, один из которых сдается на проверку, второй ученики проверяют сами. И, по количеству правильных ответов у всех членов команды, зарабатывают баллы. (За 1 правильный ответ – 1 балл).

4-й этап. После того, как все баллы подсчитаны, каждая команда приступает к практическим вычислениям. В это время учитель проверяет правильность доказанных на доске теорем. Учащиеся получают оценки в журнал, а команда – баллы (max 3 балла). На вычисление количества плиток отводится 15–18 минут. (Приложение 2)

5-й этап. Учащиеся от каждой бригады (кроме бригадиров) дают объяснение, как они вычисляли нужное количество плиток. Идет разговор об экономии материала. На первый план выступает математическое содержание работы. Команды зарабатывают баллы, а учащиеся, которые объясняли – оценки в журнал.

6-й этап. Учитель предлагает командам проверить, насколько глубоки их знания по данной теме. Для этого предлагается решить ряд задач устно. (Количество задач выбирается по количеству оставшегося времени). На экран, с помощью мультимедийного проектора, показывается задача с готовым чертежом. Тот, кто быстрее решит ее, поднимает руку и объясняет. За правильное решение команда получает баллы. (Приложение 3)

7-й этап. Заключительный. Подводятся итоги игры. Особенно активные участники 6этапа получают оценки в журнал. Объявляется команда победитель. Сообщается домашнее задание: повторить основные теоремы и формулы по теме.

Литература:

  1. “Дидактические игры на уроках математики”; В.Г. Коваленко; Москва, “Просвещение”; 1990 г.