Расширение и обобщение словарного запаса младших школьников с ОНР III уровня через ознакомление с родственными словами

Разделы: Логопедия


Дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают и не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить знакомые слова, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. В коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР III уровня особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесообразный подбор дидактического языкового материала и строгая система заданий и упражнений к нему позволяют добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении детей с родственными словами. В этом случае языковый материал становится источником знаний, средством, способствующим развитию речевых навыков. У детей вырабатывается умение выделять родственные слова, использовать родственные слова в связной речи.

Занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки. Помогающие раскрыть тем в доступной для детей форме. Способствует осознанию и усвоению родственных слов.

Для последовательного ознакомления детей с родственными словами необходимы: наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте; упражнения в определении родственных слов в тексте; упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор; упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи.

Дети подводятся к пониманию того. Что многие слова могут иметь «родственников». Слова-родственники не просто имеют похожую часть, но должны быть связаны по смыслу.

Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живем одной семьей,
Поиграть хотим с тобой.

Для упражнения детей в определении родственных слов в тексте на занятиях используются разные стихи.

На пригорке яблонька стояла,
Яблочко на яблоне поспевало.
Солнышко пригрело – яблоко созрело.
Ветерок подул – яблоко спугнул…
По тропинке яблоко покатилось,
На варенье яблоко пригодилось.
Получилось яблочное варенье,
А пирог с ним яблочный –
просто объедение!

Солнечное
Солнышко утром проснулось,
Солнечно всем улыбнулось.
Будет солнечный день –
Подсолнух не прячется в тень.
Солнце по небу гуляет,
Подсолнух за ним наблюдает.
Подсолнечный свой наряд
Солнцу показывать рад.

Снежное
Снег, снежинки, снегопад!
Назвать слова я эти рад…
Веселой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.
Из снега будет снеговик.
Ведь к снегопадам он привык,
А Дед Мороз на Новый год
С собой Снегурочку ведет.

Лесное
Шел я в лес, пришел в лесок.
Вот растет лесной цветок.
На лесной опушке – ягоды, волнушки.
Уже пора домой идти.

А дороги не найти…
Вдруг навстречу мне лесник,
С лесом он дружить привык.
Лесник дорогу указал,
И домой я побежал.

Придумала я три словечка:
Река, реченька и речка.
Ну, а хитренький мальчонка
Подсказал слово … (речонка).
Бородатый старичище
Вдруг назвал слово …(речища),
А с косичками девчушка
Слово вспомнила …(речушка).

Данные упражнения развивают мышление детей, так как помогают решить проблему: объяснить значение слова, подобрать к нему родственное.

Для расширения словарного запаса детям предлагаются морфологические шарады.

Сообщить вам очень рада:
Составлена для вас шарада.

Корень тот же, что в слове плетение,
Суффикс тот же, что в слове извозчик,
Приставка та же, что в слове переход (переплетчик).

Корень мой найди ты в слове городской,
В слове закрывать найди приставку,
Суффикс отыщи ты в слове мягкий,
А маляр покрасил меня краской (загородка).

Корнем с подумать роднится,
Приставка в слове вылетать таится,
Суффикс – как в слове отметка,
А она годится не только в разведке (выдумка).

Корень мой найди ты в слове море,
Суффикс – в слове заводской,
Окончание подскажет слово озорной,
А таким бывает камень и прибой (морской).

Корнем со сказкой роднится,
Приставка в слове подбородок таится,
Суффикс как в слове сковородка,
А за нее учитель не похвалит на уроке (подсказка).

Корень мой найди ты в слове пересказ,
Суффикс – в слове указка,
Окончание подскажет слово сети,
Слушать и читать их любят дети (сказки).

Предложенные в нашей статье упражнения и задания можно оформить в самостоятельные занятия или использовать как фрагменты других занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи.

Конспект занятия на тему «Родственные слова»

Цель: сформировать у обучающихся понятие о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов.

Оборудование: плакат с изображением Чуда дерева, карточки со словами САД, РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, ПОСАДИЛИ.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает обучающимся запомнить и повторить в той же последовательности ряды слов:

  • Сад, садовый, посадить, посадки, садовник;
  • Соль, солёный, посолить, соленья, рассол;
  • Лес, лесник, перелесок, лесок, лесной;
  • Гора, горка, пригорок, горняк, горный.

II. Работа с текстом.

Логопед читает текст рассказа: «Родник родит речку, а река льётся – течёт через всю нашу матушку землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина народ. Все эти слова как бы родня. (К. Паустовский).

Логопед. Понятен ли вам смысл слов: родник, родина, родня. Эти слова называются родственными.

Затем логопед читает стихотворение:

Как растут слова.
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово, словно корень разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод, с ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
(Е. Измайлов)

Выясняется понимание смысла слов: рассада, посадки, садовод, садовник.

Логопед. Из какого слова «выросли» слова: садовник, садовод, рассада, посадки? (из слова «сад»). Слово «сад» - это слово корень.

Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением Чуда-дерева. Слово «САД» прикрепляет к корню дерева.

Логопед. Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня САД. (Ученики называют слова и выставляют карточки-картинки в прорези дерева). Все эти слова произошли от одного корня и называются однокоренными, родственными. Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень.

Образец записи: сад – рассада, посадки, садовод, садовник.

III. Работа с однокоренными словами, не являющимися родственными.

Логопед записывает на доске пары слов: рис – рисунок, гора – горевать, водитель – вода и предлагает ученикам найти общую часть этих слов. Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть – корень слова. Сравнить пары слов по смыслу. Сказать, будут ли эти слова родственными. Почему?

IV. Работа со словами, имеющими близкое по смыслу значение, не являющиеся родственными.

Логопед. Объясните значение слова. Близки ли по значению следующие пары слов?

  • Корова – телёнок
  • лошадь – жеребёнок
  • Свинья – поросёнок
  • овца – ягнёнок

Логопед. Могут ли эти слова считаться родственными словами, если не имеют одинакового корня?

Делается вывод: Родственные слова – это слова, имеющие один и тот же корень и близкое по смыслу значение.

V. К словам из первой колонки подберите слова из второй колонки.

Запишите в тетради, выделите корень.

  • Гора, горевать: горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горочка, пригорюнился.
  • Рис, рисунок: рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод.

VI. Итог занятия.

Таким образом решаются коррекционные задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования; развитие мыслительных способностей детей.

Литература:

  1. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагностики их готовности к школьному обучению: Уч.-метод.пос. для студентов педфака / Сост. Л.С. Бушуева. – Магнитогорск, 1997.
  2. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие — М.: Владос,1995.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2004.
  4. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка. – М., Просвещение, 1988.
  5. Обучение чтению и письму в начальной школе / Сост. Л.С. Бушуева. – Магнитогорск, 2006.