Цели урока:
- Пробудить интерес к предмету математике.
- Развивать у детей познавательные способности, память, внимание, эрудицию.
- Воспитывать самостоятельность, дружбу, взаимопомощь, сотрудничество.
Оборудование:
- карта Заниматики, разноцветный куб;
- листы с заданиями, ребусы, зимняя картина;
- магнитофон с аудиозаписями «Дважды два-четыре», «Снег»;
- высказывания учёных.
Ход урока
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы попали в удивительную страну – страну мудрецов, которая носит название «Заниматика». Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?
Дети: «Заниматика» – это занимательная математика.
Учитель: Правильно!
Сегодня на уроке
Затеи, и задачи.
Игры, шутки-всё для вас:
Пожелаем всем удачи,
За работу в добрый час.
Ученик 1:
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
И математики проблемы
Решили, но ещё не все мы.
Ученик 2:
Выстраиваем цифры вряд,
Они нам много говорят.
Десять их, но сёстры эти
Сосчитают всё на свете.
Ученик 3:
Помогут вычесть и сложить
И уравнение решить,
С их помощью определяем меры
И можем записать примеры.
Ученик 4:
На математике узнали
Мы то, что раньше не слыхали:
Формула-модель-сравненье
И где ловушка в уравненье.
Учитель: А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с 1 появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счёта. В те далёкие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов- «5 пальцев», «5 яблок», «5 домов» – имеют общее свойство: одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5». Так появились числа. Но прошло ещё много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге (учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами).
Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей.
Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.
На доске:
Дети: Миром управляют числа.
Учитель: Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, сравнивать, производить вычисления и многое другое. Все эти знания нам пригодятся в нашем путешествии по Стране занимательной математики. Угадайте, кто мне сегодня будет помогать?
Падала пушинкой,
Растаяла слезинкой.
Да, снежинка!
А ещё нам поможет игровое поле, или другими словами, карта страны Заниматики. На игровом поле – 6 секторов разного цвета с названиями.
Путеводителем по стране Заниматике будет разноцветный куб. Цвет, который вы выберете на кубе, покажет на цвет сектора, на котором вы будете демонстрировать свои знания в области математики.
Успех работы сегодня на уроке зависит от быстроты и точности вашего устного счёта, и поэтому начнём урок с разминки.
Оранжевый сектор «Разминка».
Задачи-загадки:
- Одна нога и шапка, а головы нет. Что это? (Гриб.)
- У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба.)
- Кто становится выше, когда садится? (Собака.)
- Сколько ног у жука? (6)
- Сколько ног у паука? (8)
- Сколько ушей у трёх мышей? (6)
- Сколько лап у двух медвежат? (8)
- Сколько кошек?
- В избе Бабы-Яги четыре угла, в каждом углу сидит кошка, напротив каждой кошки по три кошки, на хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в избе? (4)
Белый сектор «Физкультурная минутка».
Снежинка приземлилась на секторе белого цвета. Представьте, что у нас в классе пошёл снег. Встаньте, улыбнитесь друг другу, протяните руки, ощутите на ладонях пушинки-снежинки, покружитесь. Спасибо, садитесь.
Звучит песня «Снег» (Глюкоза).
А сейчас продолжим наше путешествие.
Голубой сектор «Математический ручеёк».
Нам выпал сектор «Математический ручеёк». У каждого ряда на столе лист бумаги, на котором вы друг за другом решаете примеры. Посмотрим, чей ручеёк течёт по правильному руслу.
Заслушав, всё запоминай,
Примеры быстро сосчитай.
Ручеёк тронулся. В путь!
45 + 36 84 – 16 50 – 27 57 + 14 |
36 – 18 64 + 27 78 – 39 48 + 27 |
- Чей ряд доволен своим ручейком. Чей ручеёк оказался самым спокойным?
- Кто плыл против течения? (Учитель выслушивает детей.)
Зелёный сектор «Природа и математика».
Снежинка приземлилась на ёлочку, которая находится на зелёном секторе. А вы знаете, что зелёный цвет – это цвет природы. Как же связаны природа и математика?
Давайте на минутку заглянем в зимний лес. Какое животное рассказывает о себе так: «Мы зимой живём поодиночке. Весь день особенно в сумерки, рыщем по лесу. Главная наша пища – мелкие грызуны: мыши и полёвки. Такую охоту люди называют мышкованием. А помогает нам в этом отличный слух».
- О ком идёт речь? (О лисе.)
- А вам интересно, на каком расстоянии лиса слышит мышиный писк?
Для этого выполним задание.
Ребусы:
- 100л;
- 100лица;
- ме100;
- и100рия;
- 100рона;
- 100лб.
Задача на внимание: несла женщина в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько осталось? (Все разбились.)
- Какое число вам встретилось? (100)
Да, на расстоянии 100 метров лиса слышит свою добычу.
- Сколько в числе 100 десятков? (10)
- Сотен? (1)
Жёлтый сектор «Геометрия».
А сейчас услышите стихотворение-шутку Е.Паина «Треугольник и квадрат».
Сценка.
1уч:
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший-квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
3уч: «Почему ты злишься, брат?»
1уч: Тот кричит ему:
2уч:
«Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!»
1уч: Но Квадрат ответил:
3уч:
«Брат!
Я же старше, я – квадрат».
1уч: И сказал ещё нежней:
3уч: «Неизвестно, кто нужней!»
1уч:
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
2уч:
«Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснёшься без углов!»
1уч:
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Красный сектор «Игра».
Игра на внимание.
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три» (хлопнуть в ладоши)
Приз немедленно бери!Однажды щуку мы поймали
Распотрошили, а внутри…
Рыбёшек мелких увидали
И не одну, а целых ... две.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два…марш!»Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше ... пять!
Недавно поезд на вокзале
Мне три (прочитать быстро) часа пришлось прождать.
Ну что же вы приз, друзья, не брали,
Когда была возможность брать?!
Игра «Весёлый бой».
Перед вами на доске таблица с цифрами. Ваша задача зачеркнуть по порядку цифры. Итак, кто быстрее и правильнее.
10 15 3 14 1 11 2 6 13 5 7 12 8 4 9 |
9 2 13 4 12 5 14 3 8 7 11 1 10 6 15 |
Задача-шутка.
На узенькой дорожке плясали осьминожки.
10 дочек – осьминожек и сыночков 10 тоже.
Пришёл папа – осьминог,
5 детишек уволок.
Сколько деток – осьминожек
Плясать остались на дорожке. (15)
Задачи в стихах.
1) Дед Игнат сказал соседу:
- Мне уж сотня лет к обеду!
- Ты прибавил 30 лет!
Возразил ему сосед.Прошу, ребята сосчитать,
Сколько прожил дед Игнат? (70)2) Двадцать пят да двадцать пять
Сколько будет? (40пят)
Итог урока.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора пройдены, все задания выполнены. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий, вы стали ещё сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.
Интересно было?
Действительно, математика – интересная, многогранная, занимательная и, полезная наука. А когда придёт время выбирать профессию, вы поймёте, что на земле нет такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике. А теперь давайте улыбнемся и тем самым поблагодарим друг друга за интересное и увлекательное путешествие по стране «Заниматике».
Всем спасибо за урок!
Звучит музыка «Дважды два – четыре».