Модель учебно-воспитательного плана

Разделы: Классное руководство


“У одного человека есть яблоко и у другого есть яблоко. Если они поменяются яблоками, то у каждого так и останется только одно яблоко. Но если у одного есть идея и у другого есть идея, то после обмена у каждого становится по две идеи”.
Бернард Шоу 

В  России институт классных наставников официально был утверждён  в 1871 г. В их обязанности входила организаторская деятельность: поддержание порядка на занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной документации, а также наблюдение за развитием учащихся, их изучением, воспитание уважения к законам и нравственным принципам.

Должность классного руководителя обязывает к ведению различной документации. С наступлением учебного года, полугодия, новой четверти, возникает необходимость ведения школьной документации, ее обновление. Рутинный процесс оформления и ведения документации можно превратить в увлекательную творческую работу, если  подключить к этому процессу информационные технологии.

Модель  развития мотивации к деятельности любого рода по Абрахаму Маслоу определяет, что активность человека на уровне удовлетворения социальных потребностей включается и развивается при последовательном создании необходимых условий. Для профессиональных деятельностей классного руководителя при работе с документацией формой такого механизма является так называемая «сбалансированность рабочего места», то есть соответствие умения работать с информацией и применять способы её обработки.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с документацией по классу, приоритетными являются его координирующая, коммуникативная и аналитическая функции.

Работа классного руководителя с документацией поглощает порой все свободное (и несвободное) время. Для того, чтобы эффективно работать, получать удовлетворение от своего труда и признание за его качество, считаю, необходимым использование информационных технологий, позволяющие значительно упростить труд классного руководителя.

Поскольку в буквальном переводе технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и logos – слово, учение) – это учение о мастерстве, то вопрос о возможности применения информационных технологий звучит как "можно ли говорить о мастерстве классного руководителя", ответ очевиден – не можно, а нужно! Современная социально-педагогическая ситуация побуждает педагога наиболее рациональным образом строить свою деятельность, которая приводит к необходимости ее информационной технологизации.

Специфические  функции классного руководителя требуют большого объёма времени на составление и постоянное пополение информации всевозможных документов, что очень трудоёмко.

Предлагаю способы организации данных на бумажных носителях и связанные с ними приемы структурирования информации[1].

Основные термины, обозначающие центральные понятия информатики: информация, данные, структура данных.

«Структура данных – совокупность элементов информации, находящихся в определённой, заранее заданной взаимосвязи; способ описания такой взаимосвязи. Наиболее известным примером организации структуры данных является печатный документ: книга, паспорт, классный журнал, школьный дневник, математическая таблица».

Наиболее распространёнными способами (средствами) организации наборов данных являются:

  1. Линейный порядок, в частности, лексикографический порядок;
  2. Блочная организация (в том числе многоуровневая);
  3. Классификация;
  4. Таблицы;
  5. Диаграммы;
  6. Таблицы решений

Таблицы являются мощнейшим инструментом для систематизации информации. Их главные достоинства – емкость, точность, наглядность. Использование правильно построенных и оформленных таблиц затруднений не вызывает. Но для обучения их построению надо приложить определенные усилия.

Следует различать синтаксис и семантику таблицы. С синтаксической точки зрения таблица имеет следующую структуру.

В справочнике редактора описание правил оформления таблиц занимают полсотни страниц.

Вкратце их можно представить так:

  1.  Табличный номер имеет вид: Таблица 1, Таблица 2 и т.д.; располагается справа вверху; с большой буквы; без точки; без знака "№".
  2.  Заголовок: посредине; с большой буквы; без точки.
  3.  Головка (заголовки всех граф): заголовки обязательны у всех граф (в том числе у боковика!); с большой буквы (если по смыслу не требуется маленькая); без точки; именительный падеж, единственное число; выравнивание по верхней линии; единицы измерения – через запятую или в круглых скобках; поднимать единицы измерения следует как можно выше; графа подчиняется своему заголовку!
  4. Боковик (заголовки всех строк): с большой буквы; без точки; строка подчиняется своему заголовку.
  5.  Прографка: с большой буквы (если по смыслу не требуется маленькая); без точки; выравнивание по верхней линии; числа записываются посредине, поразрядно; в таблице не должно быть пустых ячеек, могут использоваться следующие обозначения: "↓" – возьми сверху, "?" – данные неизвестны, "х" – данные невозможны.

Синтаксис таблиц определен давно и точно. Его базовые понятия: объект, свойство объекта, название свойства, значение свойства, класс объектов. Вводятся они следующим образом. Объект – это то, о чем идет речь. У объекта есть свойства. Каждое свойство имеет название (цвет, форма, материал) и значение (зеленый, прямоугольник, железо). Класс объектов – группа объектов с одинаковыми свойствами.

Таблицы делятся на типы в зависимости от сочетания объектов и свойств, информация о которых отображается в таблице. Для каждого типа таблиц предложена схема размещения информации, в которой указывается, сколько ярусов должно быть в головке таблицы, где именно должны быть записаны названия классов, названия объектов, названия и значения свойств.

Рассмотрим формальные правила, согласно которым дачные, заключенные в тексте, можно преобразовать в табличную форму. Решение этой задачи происходит в три этапа:

  1.  выделить в тексте объекты, названия свойств объектов и их значения;
  2.  определить тип таблицы (и соответствующую схему; размещения информации);
  3.  "заселить таблицу" – перенести в псе информацию из текста.

Выделение в тексте объектов, названий и значений свойств внешне выглядит подобно "разбору предложения". Делать это удобно так: объекты подчеркиваются прямой линией, названия свойств – двойной, значения свойств – пунктирной.

Например:

Доска черного цвета. Имя девочки – Ирина. Мальчик весит 25 кг. Доска имеет черный цвет. Доска – черная.

Рассмотрим перечень различных типов таблиц. Для каждого типа укажем определитель, т.е. по каким признакам нужно выбирать именно этот тип таблицы. Приведем схемы (формы) таблиц и примеры их использования.

Таблицы типа "объекты – свойства" (ОС)

Определитель:

  • рассматриваются одиночные объекты (т.е. все свойства относятся только к одному объекту);
  • все объекты принадлежат одному классу.

Схема таблицы типа ОС

Название класса

Название класса Название свойств
Название объектов Значения свойств

Пример:

Таблица 1

Список на льготное питание

Учащийся Домашний адрес Родители Место работы
Семёнов Иван Леонидович Железнодорожная, 23-25 Мать Анашкина М А. Б/работная
Сашин Виктор Сергеевич Пер. Школьный, 10-35 Мать Сашина Р. Г.
Отец Сашин С. А.  
Б/работная
Б/работный

Если объектов в таблице много (в качестве уточнения «много» берётся «больше 4»), то располагать их надо в некотором порядке (по алфавиту, по возрастанию или убыванию значения какого-нибудь свойства).

Таблица ОС может быть «повёрнута набок» – строки превращены в графы, а графы в строки. Обычно таблица, в которой много граф и много строк, бывает удобней, чем таблица, в которой много граф и мало строк.

Таблицы типа «объекты – объекты – один» (ООО)

Определитель:

  • рассматриваются пары объектов (то есть свойства характеризуют не один объект, а сразу два);
  • для каждой пары описано только одно свойство;
  • других свойств нет.

Свойства, которые характеризуют только один объект, называются одиночными. Свойства, которые характеризуют сразу два объекта, называются парными. Для парных свойств потребуется ещё один вид разметки. Их надо подчёркивать комбинированной волнисто-прямой линией.

Схема таблиц ООО

Название 1-го класса Название 2-го класса
Названия 2-х объектов
Названия 1-х объектов Значения свойств

Пример:

Таблица 2

Годовые оценки учеников 7-го “Б” класса

Ученик Предмет
Физика Химия
Золотухин Константин 4 3
Лещенко Виктор   5 5

Таблица ООО может быть «повёрнута набок» – строки превращены в графы, а графы – в строки

Таблица типа «объекты – объекты – несколько» (ООН)

Определитель:

  • рассматриваются пары объектов (то есть свойства характеризуют не один объект, а сразу два);
  • для каждой пары описано несколько свойств;
  • других свойств нет.

Схема таблиц типа ООН:

Название 1-го класса Название 2-го класса
Названия 2-х объектов
Для каждого объекта повторить названия парных свойств
Названия 1-х объектов Значения свойств

Пример:

Таблица 3

Четвертные оценки учеников 7-го “А” класса

Ученик Предмет
Физика Химия
Оценка за I четверть Оценка за II четверть Оценка за I четверть Оценка за II четверть
Сизова Дарья 4 4 5 4
Першуков Андрей   3 3 3 3

Таблица ООН может быть «повёрнута набок» – строки превращены в графы, а графы в строки.

Таблица типа  "объекты – свойства – объекты" (ОСО)

Определитель:

  • рассматриваются пары объектов (то есть свойства характеризуют не один объект, а сразу два);
  • есть свойства, которые относятся только к одному объекту в паре;
  • нет свойств, которые относятся только к другому объекту в паре.

Схема таблиц типа ОСО:

Часть I Часть II Часть III

Общее название парных свойств или их перечисление

Название класса объектов, для которых есть одиночные свойства Названия одиночных свойств (своя графа для каждого свойства) Название класса объектов, для которых нет парных свойств (только одиночные)
Названия объектов
Для каждого объекта повторить названия парных свойств
Названия объектов Значения объектов Значения свойств

Идея построения таблицы типа ОСО. Внять таблицу типа "объекты – объекты" и "раздвинуть" ее: отодвинуть прографку от боковика и в освободившееся место вставить новые графы с одиночными свойствами. Одиночные свойства должны характеризовать только те объекты, которые "командуют" строками, но не должны относиться к тем объектам, которые "командуют" графами. Таким образом, получим таблицу, состоящую из трех частей:

  1. Боковик. Объекты, у которых есть одиночные свойства. Головка – одноярусная.
  2. Одиночные свойства (для каждого своя графа). Головка – одноярусная.
  3. Класс объектов, у которых нет одиночных свойств, сами эти объекты, парные свойства. Головка – трехъярусная.

Если парных свойств несколько, то таблица типа ОСО строится из таблицы типа ООН. В этом случае в части III головка будет трехъярусной, как и в таблице типа ООН. Если парное свойство только одно, то таблица типа ОСО строится из таблицы типа ООО. В этом случае в части III головка будет двухъярусной, как и в таблице типа ООО.

В отличие от таблиц предыдущих типов, таблицы типа ОСО нельзя "повернуть на бок. Те объекты, для которых указаны одиночные свойства (свойства, характеризующие отдельный объект, а не пару объектов), обязательно должны находиться в боковике.

Пример:

Таблица 4

Результаты соревнования по физкультуре

Ученик Рост (см) Вес (кг) Упражнение
Прыжок в длину Отжимание от пола
Результат (м) Баллы Результат Баллы
Пустобаев Сергей   175 65 5,7 10 23 10
Ырыскулова Альбина 155 63 3,2 5 12 8
Емельянова Елизавета 160 59 4,6 7 5 3

Образец модели Учебно-воспитательного плана в Приложении.

Список литературы:

  1. Материалы курса «Информационные системы в базовом и профильном курсах информатики»: лекции 1-3. И. Г. Семакин. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 – 40 с.