Темы:
- Коррекционная – «Дифференциация звуков Р-Л»;
- Грамматическая – «Звонкие согласные Р-Л»;
- Лексическая – обогащение словаря, активизация речи.
Цели:
- Учить детей различать звуки Р-Л, автоматизировать эти звуки в связной речи;
- Развивать у детей слуховое внимание, память;
- Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
- Совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез;
- Развивать коммуникативную сторону речи.
Оборудование: плоскостное изображение Деда Мороза, доска, мел, серии предметных картинок, карточки с перепутанными слогами, спички (счетные палочки), цветные карандаши, заготовки «половинки».
План занятия:
- Организационный момент.
- Основная часть.
- «Услышь звук» – хлопни.
- «Слоги перепутались».
- «Четвертый лишний».
- Игра «Договори словечко»
- «Добавь звук»
- Развитие моторики – «Составь ёлку»
- «Украсим ёлочку».
- Физминутка.
- Загадки.
- Скороговорки.
- Пословицы.
- Разложи подарки в два мешка – для мальчиков и девочек
- «Поможем кролику» – развитие мелкой моторики.
- Подведение итогов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Уточнение пространственно-временных представлений. Какие сегодня число, день недели, месяц, время суток, время года?
Логопед: Сегодня у нас не простое занятие, к нам в гости пришла Снегурочка.
Снегурочка: Какие вы сегодня красивые! Кто же вы сегодня?
Дети: Я Волшебница, у меня в руках волшебная палочка. Я – Золушка, у меня красивое платье. Я - веселый клоун, у меня колпак. Я одноглазый пират – у меня повязка на глазу. И другие ответы детей.
Л: Посмотрите, с ней нет Деда Мороза. Снегурочка, а где же Дед Мороз?
С: Мы с вами должны помочь Деду Морозу, выручить его из беды, его заколдовал злой волшебник. Для этого вы будете выполнять задания, которые мне передал волшебник и тогда волшебство потеряет силу»
Л: Мы будем повторять звуки Р-Л, а помогать нам будут наши друзья, которые пришли на карнавал (волк, кенгуру, корова, лось и другие).
II. Основная часть.
Сообщение темы, уточнение артикуляции, характеристика звуков.
1. «Услышь звук» когда услышишь звук Л – хлопни, а наши звери будут внимательно за вами следить. (Приложение 1)
С: Молодцы! Так мы скоро освободим нашего Дедушку Мороза!
2. «Слоги перепутались» – детям выдаются карточки со словами, в которых перепутаны слоги, нужно составить слова. (Приложение 2)
3. «Четвертый лишний» – что лишнее и почему?
- Помидор, яблоко, морковь, картофель
- Хурма, брусника, персик, груша
- Ворона, воробей, комар, сорока
- Волк, корова, белка, лось
- Колун, лопата, лампа, пила
4. Игра «Договори словечко»
Л: Я буду начинать слово, а вы – договаривать, добавляйте слог ЛЫ или РЫ
Шко-лы, шку-ры, ску-лы, ска-лы, коз-лы, ку-ры, узо-ры, забо-ры, ков-ры, уз-лы.
5. Игра «Добавь звук»
Л: А сейчас задание сложнее – вам нужно вставить звук Л-Р вторым по счету, будьте внимательны!
Кадка – кладка, кошка – крошка, газ – глаз, каска – краска, кубок – клубок, кот – крот, сух – слух, сон – слон, пуд – пруд, тон – трон, бак – брак, бок – блок, пан – план.
С: Умницы! Все верно!
6. Л: Дети, чего нам еще не хватает?
Д: Ёлки!!!
С: Правильно! А давайте мы с вами сделаем елочку!
Развитие моторики. Детям выдаётся по 9 спичек - нужно составить елочку по образцу.
7. «Укрась елку»
Л: Ребята, давайте украсим нашу елочку, а для этого нам надо сначала починить гирлянду. Внимательно читайте слоги и зачеркивайте «перегоревшие» лампочки. (Приложение 3)
8. Физминутка: «Веселушка»
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
К нам пришел волшебник злой!
Он руками помахал,
Всех детей заколдовал.
Дети головы склонили,
Замолчали и застыли.
Но пришли друзья зверюшки,
Вмиг злодея вон прогнали
И детей расколдовали.
А теперь пора читать,
Нам не надо унывать!
9. Загадки.
С: Для того, чтобы расколдовать Деда Мороза вам нужно отгадать загадки. Логопед читает загадки, а дети договаривают словечки.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд
Каждый в условленном месте стоит
И называется….алфавит.
Портфель у меня и не велик и не мал:
Лежит в нем задачник, букварь и ….пенал.
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?...тетрадь
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я – школьный …ранец!
Л: Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с этим заданием.
10. Скороговорка.
С: Нужно произнести скороговорки без ошибок.
- Такой мороз, такой мороз, берет за нос, дерет до слез.
- Ворон Карлсону оторвал карман, Карлсон завел моторчик и пропал.
- Хавронья полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
11. Пословицы.
Л: Пословицы украшают нашу речь, делают ее ярче, выразительнее. Вам, ребята, нужно составить пословицы в правильной последовательности, так как слова рассыпались и перепутались. (Детям даётся набор слов). (Приложение 4)
- Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
- Слово – серебро, молчанье – золото.
- На чужой каравай рта не разевай.
- Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Л: Ну вот, ребятишки, вы и этот этап прошли. Молодцы!
12. С : Ой, ребята, смотрите – уже мешок показался! Осталось последнее испытание. Вам необходимо проверить в порядке ли подарки для детей?
Л: Злой волшебник заколдовал не только Деда Мороза, но и половинки подарков. Давайте поможем Деду Морозу и дорисуем половинки. А потом разложим подарки в два мешка – для мальчиков со звуком Р, для девочек со звуком Л. (Детям раздаются карточки, на которых нарисованы подарки –дети дорисовывают). (Приложение 5)
Л: Молодцы, вы справились! Вот и расколдовали Дедушку Мороза!
13. С : Ребята, а какой год наступает?
Д : Год кролика.
Л : Верно, давайте поможем кролику добраться к нашей елочке. (Приложение 6)
III. Подведение итогов.
С : Спасибо, ребятишки! Нам с Дедушкой пора идти, нас ждут другие дети. Счастливого Нового Года!
Л: Кто сегодня приходил к нам в гости? Какое доброе дело вы сегодня сделали? Какое задание вам понравилось больше всего? Дома на каникулах нарисуйте героев нашего сегодняшнего занятия.
К нам на елку, ой-ё-ёй,
Дед Мороз пришел большой
Дед Мороз, Дед Мороз,
Он подарки нам принес!
Он принес вам угощения.
Приятного аппетита и счастливого Нового Года!
Список использованной литературы:
- Баскакина И. В. Логопедические пгры. Приключения Л. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Л. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления звуков Р – Р’. Пособие для детей с нарушениями речи. – М.: «Аверсэв», 2003.
- Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 1995.