Цели и задачи:
- Обобщить и систематизировать знания по данной теме.
- Показать умение применять изученное при решении разного вида упражнений.
- Продолжать повышать интерес к математике, развивать внимание, сообразительность, показать связь математики и музыки, продолжать учиться самостоятельно выполнять задания, объективно оценивать свои знания.
План урока:
- Организационный момент. (1-2 мин.)
- Устная работа. (10 мин.)
- Работа у доски. (13 мин.)
- «Физкультурная минутка». (1 мин.)
- Самостоятельная работа. (13 мин.)
- Самопроверка. (5 мин.)
- Итог урока. (1 мин.)
На доске заранее висят плакаты, по центру – плакат с нотным станом и закрытыми нотками, по левую сторону плакат – ромашка, сделанный учащимися демонстрационный термометр с движущейся стрелкой, синтезатор , на парте у ребенка лежит модель, текст самостоятельной работы с копиркой, набор сигнальных карточек для ответов на тестовые задания, чертежные инструменты. Жетоны на столе учителя.
Ход урока
Ребята, успокойтесь, по звонку встаньте ровно, здравствуйте, садитесь. Запишите в дневниках домашнее задание: № 215, 213, 210, 211, стр. 18. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Положительные и отрицательные числа». В связи с этим я поставила следующие цели и задачи: (см. выше). Активность на уроке будет определяться количеством набранных за урок жетонов.
Переходим к устной работе. Кто дружит с обыкновенными дробями? Один из вас пойдет заполнять пустые кружочки в схеме на доске, а я проверю, как вы подготовились по вопросам теории.
Убери и забудь! ∣3,5∣ = 3,5 -3,5 = ∣3,5∣ |
• Один ребенок работает у доски, в это время учитель проводит фронтальный опрос по теории (все правила и определения на отдельных листах ребенок получил в самом начале изучения темы, а к открытому уроку он должен был только их повторить). После ответа на вопрос № 7, я обращаю внимание детей на два плаката, находящиеся справа на доске, на одном написано верное равенство, а на другом неверное. Предлагаю ребятам найти неверную запись, которая встречается иногда у в тетрадях учащихся и ликвидировать ее, открепить от доски тот плакат, где ошибка, измять и выбросить: убери и забудь!
Фронтальный опрос по теории:
- Что такое координатная прямая?
- Что называется координатой точки на прямой?
- Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенные: а) справа от начала координат? б) слева от начала координат?
- Какие числа называют противоположными? Примеры.
- Какие числа называют целыми?
- Что называют модулем числа?
- Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом?
- Какое число больше – положительное или отрицательное?
- Какое из двух отрицательных чисел считают большим, чем другое?
- Как записать а – отрицательное число (используя знак неравенства), в – положительное число?
- В каком случае изменение температуры положительно, а в каком случае отрицательно?
- Каким числом выражается перемещение точки на координатной прямой влево, и каким вправо?
- Что значит отрицательное изменение пружины?
После ответов на вопросы теории проверяем работу учащегося у доски.
• Сравните числа:
2,8 |
-2,5 |
-6/7 |
-7/8 |
-4,1 |
-4 |
0 |
-2/7 |
5,949 |
6,01 |
|
|
• Решите уравнения:
-х = 7 -а = 1/3 ∣x∣ = 5 ∣x∣ = 3
-у = -12 3,4 = -к ∣x∣ = 0 ∣x∣ = -2
• Через компьютер. Ребята поднимают карточки с номером правильного ответа.
а) Вычисли ∣-3∣ * ∣-5∣ + ∣8:1-6∣ =
1)18; 2)-12; 3)12; 4)-18.
б) Какие из уравнений решены неверно?
1) -х = 71 2) -с = 20,6
х = 71 с = -20,6
1) 1; 2) 2; 3) 1, 2; 4) не знаю.
в) Проверим знание исторических фактов по данной теме: у каких математиков встречаются первые сведения об отрицательных числах?
- египтян
- вавилонян
- древних греков
- китайских
г) Как по мнению индийского математика Бхаскара (XII век) назывались отрицательные числа?
- имущество
- долг
- не существующие
- ложные
• Работаем с моделью (модель представляет собой движущююся точку на координатной прямой, каждый ребенок проявил выдумку при изхотовлении такой модели).
Я имею 7 рублей (+7); потратила в столовой 10 рублей (-10). Какими числами характеризуется имущество или возрастание величины? А уменьшение величины, или долг? Так сколько же я осталась должна? (3 рубля)
Ребята, а как вы думаете, чем заканчивается любая информационная передача по телевизору? (Ответ: прогнозом погоды) Температура в Нижнем Новгороде ожидается до -4 градусов мороза, на Канарских островах +35 градусов тепла, а в Москве около 0 (ученик крутит стрелку демонстрационного термометра).
• А мы открываем тетради, записываем число, месяц, год и попадаем на игру «Угадай мелодию». Тема «Родина моя».
Работа у доски (лепестки легко вытаскиваются от плаката ромашка, на обратной стороне задания для выполнения, лепестки – необычные карточки, сразу много желающих идти работать к доске) Решая задания у доски, мы будем открывать нотки, а когда все ноты будут открыты, я наиграю мелодию, а вы попробуете с 5 нот угадать мелодию известной песни, а может даже исполнить 1 куплет.
1) Лепесток. Игра «Математическая эстафета»
а) Постройте координатную прямую
б) Отметьте на ней точки А(-5); С(3); Е(4,5); К(-3); N(-0,5); S(6).
в) Какие из точек имеют противоположные координаты?
г) В какую точку перейдет точка С при перемещении по координатной прямой на -8? На +3?
Ответ: 1) С----А 2) С----S
2) Лепесток. Найдите значение выражения: а) 1-5,21+ 13,61 = 5,2+ 3,6 = 8,8
б) ∣-3(5/9)∣ - ∣-1(11/18)∣ = 3(5/9) - 1(11/18) = 1(17/18)
в) 12,731 : 1-2,11 = 27,3 : 21 = 1,3.
3) Лепесток. Решите уравнение:
6(3/7) : 1(6/7) = 4,5 : ∣y∣
∣y∣ = (13 * 45 * 7) / (7 * 10 * 45)
y1 = 1,3 y2 = -1,3
Ответ: 1,3 и -1,3.
4) Лепесток. Какие целые числа заключены между числами:
а) -2(2/7) < y < 3(1/5) y = -2; -1; 0; 1; 2; 3.
б) -5,3 < z < -1,2 z = -5; -4; -3; -2.
5) Лепесток. Пустой – переход хода, как на игре «Поле чудес».
Но мы откроем последнюю нотку: посчитайте и назовите количество целых чисел, заключенных между -18 и 174? (173 + 17 + 1 = 191). Все отвечающие получают жетоны за работу у доски и устные ответы.
Итак, ноты открыты, послушайте мелодию... «Не слышны... в саду даже шорохи...»
Можно немного отдохнуть. Физкультурная минутка.
Переходим к самостоятельной работе (13 мин.)
Кто из ребят закончит раньше времени, тот получает АБВГ-дейку (Приложение 1) и дополнительный жетон.
Ответы самостоятельной работы высвечиваются через компьютер на экран и проходит самопроверка (листок с копиркой сдали). Ученик сразу видит результат своей деятельности, и конечно же свои ошибки, над чем надо еще поработать.
Итог урока: Мы сегодня повторили все понятия, с которыми вы, ребята, познакомились в этой теме, модуль, координатная прямая, координата точки, целые числа, увеличение, уменьшение величины. Я думаю, что вы хорошо подготовились к контрольной работе. Похвастайтесь количеством жетонов. Поднимите руки, кто получил «5» за самостоятельную работу, «4», молодцы. Урок окончен.