Интегрированное занятие "Курить или не курить? Вот в чем вопрос…"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Задачи урока:

  • рассмотрение негативного влияния курения на здоровье человека;
  • формирование экологической ответственности по отношению к окружающей среде, своему здоровью; активной жизненной позиции;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей, коммуникативных качеств личности ребенка;
  • воспитание гражданской позиции, самореализации во всех сферах деятельности человека.

Оформление и оборудование: таблица “Органы дыхания”, “Вредное воздействие табака на организм человека”, прозрачная пластиковая бутылка, ватные тампоны, сигарета, спички; 5-6 листов бумаги с раскрасками, цветные карандаши, презентация “Курить или не курить”, компьютер, мультимедийный проектор.

Перед началом учащиеся делятся на 2-3 группы.

(Слайд 1)

Педагог. Курить или не курить? Вот в чем вопрос… Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Мне хотелось бы начать нашу встречу с одной притчи. Послушайте.

(Слайд 2)

В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы, расхваливая свой товар, кричали: “Божественный лист! Божественный лист! В нем средство от всех болезней!”

Подошел мудрый старец, сказал:

– Этот “Божий лист” приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.

Купцы с радостью смотрели на него.

– Ты прав, о, мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах “Божественного листа”?

И мудрец пояснил:

– Вор не войдет в дом курящему потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой! И его станут бояться собаки. Наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости…

Отошли крестьяне от купцов и задумались…

Давайте и мы с вами задумаемся над вопросом: почему же подросток начинает курить, хотя и знает, что курение опасно для здоровья?

Но сначала немного из истории.

(Слайд 3)

1 учащийся. Из истории табака. До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании – спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной – двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

(Слайд 4)

2 учащийся. Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче – первом царе династии Романовых – за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу. Очаровавшись этой диковинной заморской идеей – курить, он стал активно вводить ее в стране, и российским подданным было приказано курить. Сам Петр I, злоупотребляя курением, подорвал свое здоровье. На его разрушенные легкие “села” простуда, развилось воспаление, переросшее в пневмонию, что и явилось причиной смерти царя.

Педагог. Почему же люди начинают курить? Если курильщика спросить: “Как ты начал курить? Зачем?”, – он ответит: “По глупости”. Наблюдения и исследования показывают, что громадное большинство начинающих курить не знает, в чем именно состоит вред курения. Обычно люди начинают курить в юном возрасте.

Результаты анкетирования (Приложение 1)

(Слайды 5, 6)

(Слайд 7)

Учащийся.

Все начинается с одной затяжки,
А дальше стал ее рабом.
Спасенье видишь в ней от жизни тяжкой,
Но жжешь себя ты пепельным огнем.
Привычке зародиться ничего не стоит,
Но виноват ты в этом только сам.
Она попросит, а потом заставит,
Приказы, отдавая по часам.

Педагог. Действительно, начать – проще всего, а вот, привыкнув, бросить... Марк Твен на вопрос: “Трудно ли бросить курить?” – отвечал: “Совсем нетрудно, я раз сто бросал”.

Давайте посмотрим и сопоставим, что позитивного и негативного подростки находят в курении. (2 учащихся фиксируют на доске то, что говорят дети.)

Позитив

  1. Элемент комфорта.
  2. Кокетство (игра красивой зажигалкой, пачкой сигарет).
  3. Похудение.
  4. Снятие нервного напряжения.
  5. Желание казаться взрослее.

Негатив

  1. Курильщик много и часто кашляет.
  2. Тяжело дышать.
  3. Желто-серый цвет лица, быстро стареет кожа.
  4. Желтеют, быстро разрушаются зубы.
  5. Плохой запах изо рта.
  6. Темные круги под глазами.
  7. Воспаляются голосовые связки. Голос становится хриплым, прокуренным (особенно, у женщин).
  8. Склонность к простудным заболеваниям.
  9. Ухудшается работа сердца, учащается пульс.
  10. Пальцы рук, ногти желтеют.
  11. Замедляются рост и развитие некоторых органов.
  12. Рак легких, губ, горла.
  13. Страдают дети курильщиков (повышенная заболеваемость бронхитом, пневмонией).
  14. Притупляются обоняние и вкус.
  15. Падает работоспособность.
  16. Плохой аппетит.
  17. Понижается острота зрения и слуха.
  18. Снижаются внимание и память.
  19. Лишняя трата денег.
  20. Причиной пожаров с человеческими жертвами (19% от всех пожаров).

(Делается вывод учениками)

(Слайды 8, 9, 10)

(Обсуждение с учащимися состава, температурного показателя тлеющей сигареты и табачного дыма.)

Состав горящей сигареты

  • Более 4000 соединений
  • 40 канцерогенных веществ
  • Ядовитые вещества
  • Тяжелые металлы
  • Радиоактивные вещества

Температура на кончике сигареты 600°С.

Температура тлеющего табака 300°С.

Температура табачного дыма 40-60°С.

(Слайд 11)

Болезни, вызываемые курением

(Работа в группах с таблицами. Приложение 2, Приложение 3. Обсуждение работы.)

(Слайды 12, 13)

По данным Министерства здравоохранения:

  • пульс курильщика в среднем на 10—20 ударов в минуту, чаще пульса некурящего, то есть у первого в три раза больше шансов заработать сердечный приступ;
  • курильщики в 2,5 раза чаще болеют простудными заболеваниями;
  • курение притупляет вкусовые ощущения и обоняние; курение оказывает неблагоприятное влияние на слух; у курящего человека шанс заработать рак поджелудочной железы в 2-5 раз выше.

Педагог. Ребята, как вы себе представляете легкие курильщика? (Ответы детей). Почему они черного цвета?

Проведем опыт.

Представим, что прозрачная пластиковая бутылка – это легкие. Поместим в бутылку ватные тампоны, предположим, что это клетки легких. Сжав бутылку, выдавим из нее воздух. В крышке находится трубка, в которую мы вставим сигарету. Зажжем ее, и медленно будем ослаблять давление на бутылку. Наш прибор “выкурил” сигарету. Что вы наблюдаете? Ватный тампон стал коричневого цвета; на стенках бутылки появился коричневый налет: ощущается неприятный запах.

Такие изменения произошли только после одной выкуренной сигареты. Теперь мы точно можем представить, какие бывают легкие у курильщика.

(Слайд 14)

Если бы человек жил правильно, то он мог бы прожить до 120 лет.

Предлагаю составить портрет курильщика (Работа по группам. Приложение 4).

Понравился? (Обсуждение)

(Слайд 15)

А сейчас посмотрим небольшой видеоролик.

(Слайд 16)

Педагог. Никто не должен забывать, что многие болезни легче предупредить, чем лечить, ведь курение табака – это та же болезнь. Поэтому сейчас имеется единственный путь профилактики – никогда не пробовать курить табак.

В настоящее время существуют два способа борьбы с курением:

  1. Постепенное отвыкание путем медленного снижения количества сигарет.
  2. Полный отказ от курения. Избавление от вредной привычки – победа каждого человека над своей слабостью. Надо быть настойчивым и терпеливым. Если трудно это сделать самому, то необходимо обратиться к врачу, который может назначить медикаментозное лечение, психотерапию, рефлексотерапию.

(Слайд 17)

Информация для тех, кто решил бросить курить

...через 20 минут – после последней сигареты артериальное давление снизится до нормального, восстановится работа сердца, улучшится кровоснабжение ладоней и ступней.

… через 8 часов – нормализуется содержание кислорода в крови.

… через 2 суток – усилится способность ощущать вкус и запах.

… через неделю – улучшится цвет лица, исчезнет неприятный запах от кожи, волос, при выдохе.
… через месяц – явно станет легче дышать, покинут утомление, головная боль, особенно по утрам, перестанет беспокоить кашель.

…через полгода – пульс станет реже, улучшатся спортивные результаты – начнете быстрее бегать, плавать, почувствуете желание физических нагрузок.

… через 1 год – риск развития коронарной болезни сердца по сравнению с курильщиками снизится наполовину.

Известно, что курение дорого обходится здоровью человека – подлинную цену его последствий определить практически невозможно, ведь диапазон действия сигарет очень широк, и это может проявляться в самых различных формах. Зато стоимость сигарет, выкуриваемых конкретным человеком, вычислить несложно.

(Слайд 18)

Для этого нужно подсчитать, сколько курильщик затрачиваете на сигареты каждый день, и умножить эту сумму на 365 – в результате получится сумма, затрачиваемая курильщиком в год (не учитывая количества денег, потраченных на зажигалки).

Таким образом, человек, выкуривающий в день пачку сигарет стоимостью 40 рублей, в год тратит на свою привычку 14 600 рублей. На эту сумму можно было купить 145 кг пельменей, или 490 шоколадок, или 1460 рулонов туалетной бумаги, или один ЖК-телевизор, или 2-3 зимние коляски для детей.

Если в семье курят два человека, то полученное число удваивается. Соответственно, курящие супруги за год могли бы без ощутимых потерь приобрести одну шубу, или 46 г золота, или хороший ноутбук, или одну обычную лошадь (в роду которой не было призеров и племенных производителей).

За 10 лет супруги, не отказывающий себе в пагубном пристрастии, отказывают себе в покупке нового отечественного автомобиля, или подержанной иномарки, или 12 квадратных метров жилья в Новокузнецке.

В среднем россиянин тратит на приобретение табачных изделий 4% своей зарплаты. Для сравнения: на хлеб (по буханке в день) уходит около 1,5%.

Недаром среди многочисленных советов о том, как избавиться от вредной привычки, есть такой: ежедневно выбрасывать ровно ту сумму, которую затрачивается на табак.

Есть над чем задуматься!

(Слайд 19)

Обдумайте способы сказать “нет” на предложение закурить:

Мозговой штурм (Писать идеи на листе бумаги, а потом выбрать лучшие. Обсуждение.).

Варианты:

  • Я не курю.
  • Я не собираюсь загрязнять организм.
  • Я не думаю, что мне стоит это начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег.
  • Нет, не хочу неприятностей.
  • А почему, как ты думаешь, эту штуку называют дурманом?
  • Эта дрянь не для меня.
  • Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.
  • Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция.
  • Нет, спасибо, это опасно для жизни.
  • Я это пробовал, мне не понравилось.
  • Мне не хочется умереть молодым.
  • Я начинаю вести себя глупо, когда курю.

Педагог. Ну, что ж. Курить или не курить? Я думаю, что каждый из вас уже ответил для себя на этот вопрос.

Если вы все учли, уяснили, то сделайте еще одно усилие и решитесь никогда не прикасаться к сигарете.

(Слайд 20)

Помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках....

Благодарю за интересную встречу.

Литература

  1. Амосов Н. Здоровый образ жизни. Воспитание школьников. №3, 1998, с. 73.
  2. Бойко А. Как избавиться от курения. Воспитание школьников. №5, 1990, с. 72.
  3. Ватрушкина Н.И. Жизнь без сигарет/ Читаем, учимся, играем.-2006,-№3,-с.98-102.
  4. Гурьева Г.С. Нет – табаку, алкоголю, наркотикам! / Читаем, учимся, играем.-2009,-№1,-с.105-108.
  5. Жерлицына О.Н. Ваше здоровье в ваших руках/ Классныйруководитель.-2007,-№1,-с.67-69.
  6. Журнист Л.А., Лобанова Н.С. Протест против курения / Читаем, учимся, играем.-2004,-№8,-с.52-54.
  7. Как легко бросить курить / М. Андреева – С. – Пб. ООО “Издательство “Тригон”, 2007 – 384 с.
  8. Классные часы. 8 класс. / Сост. Н.И. Ерёменко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
  9. Лисицын Ю.П. Когда привычка приводит к болезни. Факультет здоровье. №10, 1986.
  10. Н. И. Дереклеева. Справочник классного руководителя. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2005. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  11. Пластилина Ю.Л. Круглый стол “Береги здоровье смолоду” / Классный руководитель.-2007,-№5.
  12. Родительские собрания. 8 -9 классы. – Волгоград: Учитель, 2005. – 120 с.
  13. Сорокина О.И. Пожизненный плен/ Читаем, учимся, играем.-2006,-№10,-с.110-111.
  14. Татаринова Е.А. Не курю/ Читаем, учимся, играем.-2008,-№12,-с.99-103.
  15. Углов Ф. Открытое письмо курящей девушке. Воспитание школьников. №3, 1989.
  16. Хружина Н.В. Как прожить долго здоровым и молодым. Сценарий “Пресс-конференции”. /Классный руководитель.-2007,-№5,-с.70-78.
  17. Шицкова А.П. Здоровье здоровых. Факультет здоровье. №3, 1987, с. 44.
  18. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
  19. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М.: Просвещение, 1986.

Приложения 1 и 2