Задачи урока:
- рассмотрение негативного влияния курения на здоровье человека;
- формирование экологической ответственности по отношению к окружающей среде, своему здоровью; активной жизненной позиции;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей, коммуникативных качеств личности ребенка;
- воспитание гражданской позиции, самореализации во всех сферах деятельности человека.
Оформление и оборудование: таблица “Органы дыхания”, “Вредное воздействие табака на организм человека”, прозрачная пластиковая бутылка, ватные тампоны, сигарета, спички; 5-6 листов бумаги с раскрасками, цветные карандаши, презентация “Курить или не курить”, компьютер, мультимедийный проектор.
Перед началом учащиеся делятся на 2-3 группы.
(Слайд 1)
Педагог. Курить или не курить? Вот в чем вопрос… Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
Мне хотелось бы начать нашу встречу с одной притчи. Послушайте.
(Слайд 2)
В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы, расхваливая свой товар, кричали: “Божественный лист! Божественный лист! В нем средство от всех болезней!”
Подошел мудрый старец, сказал:
– Этот “Божий лист” приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.
Купцы с радостью смотрели на него.
– Ты прав, о, мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах “Божественного листа”?
И мудрец пояснил:
– Вор не войдет в дом курящему потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой! И его станут бояться собаки. Наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости…
Отошли крестьяне от купцов и задумались…
Давайте и мы с вами задумаемся над вопросом: почему же подросток начинает курить, хотя и знает, что курение опасно для здоровья?
Но сначала немного из истории.
(Слайд 3)
1 учащийся. Из истории табака. До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании – спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной – двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".
Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.
(Слайд 4)
2 учащийся. Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче – первом царе династии Романовых – за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу. Очаровавшись этой диковинной заморской идеей – курить, он стал активно вводить ее в стране, и российским подданным было приказано курить. Сам Петр I, злоупотребляя курением, подорвал свое здоровье. На его разрушенные легкие “села” простуда, развилось воспаление, переросшее в пневмонию, что и явилось причиной смерти царя.
Педагог. Почему же люди начинают курить? Если курильщика спросить: “Как ты начал курить? Зачем?”, – он ответит: “По глупости”. Наблюдения и исследования показывают, что громадное большинство начинающих курить не знает, в чем именно состоит вред курения. Обычно люди начинают курить в юном возрасте.
Результаты анкетирования (Приложение 1)
(Слайды 5, 6)
(Слайд 7)
Учащийся.
Все начинается с одной затяжки,
А дальше стал ее рабом.
Спасенье видишь в ней от жизни тяжкой,
Но жжешь себя ты пепельным огнем.
Привычке зародиться ничего не стоит,
Но виноват ты в этом только сам.
Она попросит, а потом заставит,
Приказы, отдавая по часам.
Педагог. Действительно, начать – проще всего, а вот, привыкнув, бросить... Марк Твен на вопрос: “Трудно ли бросить курить?” – отвечал: “Совсем нетрудно, я раз сто бросал”.
Давайте посмотрим и сопоставим, что позитивного и негативного подростки находят в курении. (2 учащихся фиксируют на доске то, что говорят дети.)
Позитив
- Элемент комфорта.
- Кокетство (игра красивой зажигалкой, пачкой сигарет).
- Похудение.
- Снятие нервного напряжения.
- Желание казаться взрослее.
Негатив
- Курильщик много и часто кашляет.
- Тяжело дышать.
- Желто-серый цвет лица, быстро стареет кожа.
- Желтеют, быстро разрушаются зубы.
- Плохой запах изо рта.
- Темные круги под глазами.
- Воспаляются голосовые связки. Голос становится хриплым, прокуренным (особенно, у женщин).
- Склонность к простудным заболеваниям.
- Ухудшается работа сердца, учащается пульс.
- Пальцы рук, ногти желтеют.
- Замедляются рост и развитие некоторых органов.
- Рак легких, губ, горла.
- Страдают дети курильщиков (повышенная заболеваемость бронхитом, пневмонией).
- Притупляются обоняние и вкус.
- Падает работоспособность.
- Плохой аппетит.
- Понижается острота зрения и слуха.
- Снижаются внимание и память.
- Лишняя трата денег.
- Причиной пожаров с человеческими жертвами (19% от всех пожаров).
(Делается вывод учениками)
(Слайды 8, 9, 10)
(Обсуждение с учащимися состава, температурного показателя тлеющей сигареты и табачного дыма.)
Состав горящей сигареты
- Более 4000 соединений
- 40 канцерогенных веществ
- Ядовитые вещества
- Тяжелые металлы
- Радиоактивные вещества
Температура на кончике сигареты 600°С.
Температура тлеющего табака 300°С.
Температура табачного дыма 40-60°С.
(Слайд 11)
Болезни, вызываемые курением
(Работа в группах с таблицами. Приложение 2, Приложение 3. Обсуждение работы.)
(Слайды 12, 13)
По данным Министерства здравоохранения:
- пульс курильщика в среднем на 10—20 ударов в минуту, чаще пульса некурящего, то есть у первого в три раза больше шансов заработать сердечный приступ;
- курильщики в 2,5 раза чаще болеют простудными заболеваниями;
- курение притупляет вкусовые ощущения и обоняние; курение оказывает неблагоприятное влияние на слух; у курящего человека шанс заработать рак поджелудочной железы в 2-5 раз выше.
Педагог. Ребята, как вы себе представляете легкие курильщика? (Ответы детей). Почему они черного цвета?
Проведем опыт.
Представим, что прозрачная пластиковая бутылка – это легкие. Поместим в бутылку ватные тампоны, предположим, что это клетки легких. Сжав бутылку, выдавим из нее воздух. В крышке находится трубка, в которую мы вставим сигарету. Зажжем ее, и медленно будем ослаблять давление на бутылку. Наш прибор “выкурил” сигарету. Что вы наблюдаете? Ватный тампон стал коричневого цвета; на стенках бутылки появился коричневый налет: ощущается неприятный запах.
Такие изменения произошли только после одной выкуренной сигареты. Теперь мы точно можем представить, какие бывают легкие у курильщика.
(Слайд 14)
Если бы человек жил правильно, то он мог бы прожить до 120 лет.
Предлагаю составить портрет курильщика (Работа по группам. Приложение 4).
Понравился? (Обсуждение)
(Слайд 15)
А сейчас посмотрим небольшой видеоролик.
(Слайд 16)
Педагог. Никто не должен забывать, что многие болезни легче предупредить, чем лечить, ведь курение табака – это та же болезнь. Поэтому сейчас имеется единственный путь профилактики – никогда не пробовать курить табак.
В настоящее время существуют два способа борьбы с курением:
- Постепенное отвыкание путем медленного снижения количества сигарет.
- Полный отказ от курения. Избавление от вредной привычки – победа каждого человека над своей слабостью. Надо быть настойчивым и терпеливым. Если трудно это сделать самому, то необходимо обратиться к врачу, который может назначить медикаментозное лечение, психотерапию, рефлексотерапию.
(Слайд 17)
Информация для тех, кто решил бросить курить
...через 20 минут – после последней сигареты артериальное давление снизится до нормального, восстановится работа сердца, улучшится кровоснабжение ладоней и ступней.
… через 8 часов – нормализуется содержание кислорода в крови.
… через 2 суток – усилится способность ощущать вкус и запах.
… через неделю – улучшится цвет лица,
исчезнет неприятный запах от кожи, волос, при
выдохе.
… через месяц – явно станет легче дышать,
покинут утомление, головная боль, особенно по
утрам, перестанет беспокоить кашель.
…через полгода – пульс станет реже, улучшатся спортивные результаты – начнете быстрее бегать, плавать, почувствуете желание физических нагрузок.
… через 1 год – риск развития коронарной болезни сердца по сравнению с курильщиками снизится наполовину.
Известно, что курение дорого обходится здоровью человека – подлинную цену его последствий определить практически невозможно, ведь диапазон действия сигарет очень широк, и это может проявляться в самых различных формах. Зато стоимость сигарет, выкуриваемых конкретным человеком, вычислить несложно.
(Слайд 18)
Для этого нужно подсчитать, сколько курильщик затрачиваете на сигареты каждый день, и умножить эту сумму на 365 – в результате получится сумма, затрачиваемая курильщиком в год (не учитывая количества денег, потраченных на зажигалки).
Таким образом, человек, выкуривающий в день пачку сигарет стоимостью 40 рублей, в год тратит на свою привычку 14 600 рублей. На эту сумму можно было купить 145 кг пельменей, или 490 шоколадок, или 1460 рулонов туалетной бумаги, или один ЖК-телевизор, или 2-3 зимние коляски для детей.
Если в семье курят два человека, то полученное число удваивается. Соответственно, курящие супруги за год могли бы без ощутимых потерь приобрести одну шубу, или 46 г золота, или хороший ноутбук, или одну обычную лошадь (в роду которой не было призеров и племенных производителей).
За 10 лет супруги, не отказывающий себе в пагубном пристрастии, отказывают себе в покупке нового отечественного автомобиля, или подержанной иномарки, или 12 квадратных метров жилья в Новокузнецке.
В среднем россиянин тратит на приобретение табачных изделий 4% своей зарплаты. Для сравнения: на хлеб (по буханке в день) уходит около 1,5%.
Недаром среди многочисленных советов о том, как избавиться от вредной привычки, есть такой: ежедневно выбрасывать ровно ту сумму, которую затрачивается на табак.
Есть над чем задуматься!
(Слайд 19)
Обдумайте способы сказать “нет” на предложение закурить:
Мозговой штурм (Писать идеи на листе бумаги, а потом выбрать лучшие. Обсуждение.).
Варианты:
- Я не курю.
- Я не собираюсь загрязнять организм.
- Я не думаю, что мне стоит это начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег.
- Нет, не хочу неприятностей.
- А почему, как ты думаешь, эту штуку называют дурманом?
- Эта дрянь не для меня.
- Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.
- Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция.
- Нет, спасибо, это опасно для жизни.
- Я это пробовал, мне не понравилось.
- Мне не хочется умереть молодым.
- Я начинаю вести себя глупо, когда курю.
Педагог. Ну, что ж. Курить или не курить? Я думаю, что каждый из вас уже ответил для себя на этот вопрос.
Если вы все учли, уяснили, то сделайте еще одно усилие и решитесь никогда не прикасаться к сигарете.
(Слайд 20)
Помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках....
Благодарю за интересную встречу.
Литература
- Амосов Н. Здоровый образ жизни. Воспитание школьников. №3, 1998, с. 73.
- Бойко А. Как избавиться от курения. Воспитание школьников. №5, 1990, с. 72.
- Ватрушкина Н.И. Жизнь без сигарет/ Читаем, учимся, играем.-2006,-№3,-с.98-102.
- Гурьева Г.С. Нет – табаку, алкоголю, наркотикам! / Читаем, учимся, играем.-2009,-№1,-с.105-108.
- Жерлицына О.Н. Ваше здоровье в ваших руках/ Классныйруководитель.-2007,-№1,-с.67-69.
- Журнист Л.А., Лобанова Н.С. Протест против курения / Читаем, учимся, играем.-2004,-№8,-с.52-54.
- Как легко бросить курить / М. Андреева – С. – Пб. ООО “Издательство “Тригон”, 2007 – 384 с.
- Классные часы. 8 класс. / Сост. Н.И. Ерёменко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
- Лисицын Ю.П. Когда привычка приводит к болезни. Факультет здоровье. №10, 1986.
- Н. И. Дереклеева. Справочник классного руководителя. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2005. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Пластилина Ю.Л. Круглый стол “Береги здоровье смолоду” / Классный руководитель.-2007,-№5.
- Родительские собрания. 8 -9 классы. – Волгоград: Учитель, 2005. – 120 с.
- Сорокина О.И. Пожизненный плен/ Читаем, учимся, играем.-2006,-№10,-с.110-111.
- Татаринова Е.А. Не курю/ Читаем, учимся, играем.-2008,-№12,-с.99-103.
- Углов Ф. Открытое письмо курящей девушке. Воспитание школьников. №3, 1989.
- Хружина Н.В. Как прожить долго здоровым и молодым. Сценарий “Пресс-конференции”. /Классный руководитель.-2007,-№5,-с.70-78.
- Шицкова А.П. Здоровье здоровых. Факультет здоровье. №3, 1987, с. 44.
- Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
- Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М.: Просвещение, 1986.