Цели урока:
- продолжить изучение темы “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”;
- познакомить с фрагментами из опер Н. А. Римского-Корсакого “Сказка о царе Салтане” и М. И. Глинки “Руслан и Людмила”;
- через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи урока:
- Направить учащихся на осмысление музыкальных образов сказочных героев;
- Развивать навык слушания музыки через различные формы и методы;
- Развивать образное восприятие, самостоятельность мышления;
- Развивать вокально-хоровые навыки выразительного творческого исполнения.
- Воспитывать чувство прекрасного через произведения искусств.
- Закрепить с учащимися понятия о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, голоса.
- Воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу.
Тип урока: углубление и расширение темы.
Методы:
- организации и осуществления учебно-познавательной деятельности –
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- репродуктивный.
- стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности:
- метод эмоциональной драматургии;
- создание нравственных переживаний;
- ситуация занимательности;
- словесное рисование;
- сравнение, анализ обобщение.
- по источнику информации и характеру деятельности:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- аудиовизуальный;
- вокальная импровизация;
- игровой.
Формы роботы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.
Оборудование: аудиозапись, иллюстрации литературных героев, портреты А. С. Пушкина, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, “карточки – помощники”, презентация.
Музыкальный материал: Три чуда из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”, “ Марш Черномора” из оперы М. И. Глинки “Руслан и Людмила”, В. Шаинский “Песня о сказках”.
Построение урока с учётом основных требований с позиций здоровьесбережения:
- рациональная плотность урока – 70%;
- оптимальное количество видов учебной деятельности;
- использование методов и приемов, способствующих развитию памяти, мышления, воображения, творческого самовыражения, а также способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
- благоприятная психологическая атмосфера, обязательное создание ситуаций успеха для учащихся, эмоциональные разрядки на уроке;
- физкультминутка на 20 минуте урока;
- включение элемента игротерапии;
- включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем охраной голоса и влиянием музыки на здоровье;
Ход урока
Организационный момент.
Вход под песню “В мире много сказок”.
Слайд №1.
Приветствие.
Знакомство с темой урока.
У: Ребята, можем ли мы прочитать тему сегодняшнего урока?
Слайд №2.
Д: Нет. Пропущены слова.
У: Давайте исправим это положение. Чтобы вставить первое слово, вы должны вспомнить о чём говорилось в песне, под которую вы входили в класс?
Д: о сказках.
У: правильно, значит, о каких образах пойдёт речь на уроке?
Д: о сказочных.
Слайд №3.
У: первое слово сказочные. Чтобы узнать, о каких сказочных образах пойдёт речь на уроке, мы обратимся к иллюстрациям.
Слайд №4.
Герои все разные, но очень нам знакомые. А вот посмотрите внимательно и скажите, есть ли среди этого списка герои, которых объединяет что-то общее.
Д: На верхних рисунках изображены герои сказок А. С. Пушкина.
Слайд №4.
У: Вот мы и узнали о сказочных образах, какого писателя пойдет речь.
Слайд №5
Давайте прочитаем получившуюся тему у рока, я думаю, вы без проблем отгадаете оставшееся слово.
Д: Музыка.
Слайд №5
У: Какая же цель нашего урока?
Д: выяснить, какие музыкальные произведения появились благодаря сказкам А.С. Пушкина
У: Мы не только должны с ними познакомиться, но также услышать, как композиторы с помощью музыки рисуют пушкинских героев, а мы, как благодарные слушатели, используя все богатство русского языка, попытаемся охарактеризовать услышанную музыку.
Слайд №6
У: Обратите внимание, наши герои расположены по разную сторону от автора, как вы думаете, почему?
Д: Это герои разных произведений: “Сказка о царе Салтане” Слайд№6. и “Руслан и Людмила”
Слайд №6.
У: Давайте сначала остановимся на героях “Сказки о царе Салтане”. Назовите их.
Д: Белочка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь. Три чуда, которыми удивлял всех царь Гвидон.
У: Правильно. Послушайте, как о первом чуде пишет Пушкин.
Слайд №7
У: Какую вы музыку слышите?
(Ответы детей)
У: Ребята, какими Пушкин рисует нам богатырей?
Слайд №8.
У: А какую музыку мы бы написали к этому образу?
(Ответы детей)
У: Царевна-лебедь. Что о ней пишет автор?
Слайд №9.
У: А какую музыку вы бы написали к этому образу?
(Ответы детей)
Слайд№10.
У:
Творенья музыки, что может быть чудесней?
Они рождают в людях красоту,
Они способны излечить недуги,
Осуществить заветную мечту.
Красота спасёт мир, а знакомство с красивой музыкой зарядит нас положительными эмоциями, что благотворно скажется на нашем здоровье.
Слайд № 11.
В своё время русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, познакомившись с текстом этого произведения, создаёт оперу “Сказка о царе Салтане”.
Сейчас послушайте фрагменты оперы Н. А. Римского-Корсакого и постарайтесь услышать, какими увидел композитор пушкинских героев?
(Слушание музыки)
Дети анализируют услышанные фрагменты.
У: Итак, какое же музыкальное произведение своим появлением обязано сказке Пушкина?
Д: Опера Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”
Физкультминутка
У: А сейчас под мелодию уже знакомой музыки, сделаем гимнастику для глаз.
Слайд № 12.
(Звучит мелодия “Во саду ли в огороде”, выполняется гимнастика)
Хорошее зрение всем нам приятно
Мы книжки читаем, всё видим вокруг.
Давайте беречь наше зренье, ребята,
Оно очень нежный и хрупкий наш друг.
Итак, зрение улучшили, а теперь отправляемся в сказочную обсерваторию.
Игра “Обсерватория” Приложение 1.
Слайд №13.
Слайд №14.
У: Итак, мы открываем страницы поэмы “Руслан и Людмила”.
Какими словами начинается это произведение?
Д:
“У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…”
Слайд №15.
У: Ребята, представляете, слова настолько напевны, что я попыталась положить их на музыку. Вот, что у меня получилось.
(Исполнение учителя)
Пение – залог здоровья
Пойте дружно, детвора,
Но сначала повторите
Нужные нам правила.
Спинки ровные у нас – это раз,
Поём чётко мы слова – это два,
На учителя смотри – это три,
Дышим ровно, ротик шире
Это кажется четыре.
Дружно петь и не кричать
Это будет ровно “пять”.
У: Давайте исполним две фразы подряд, а потом каждый подумает, какой музыкой он бы закончил это четверостишье?
(Дети исполняют и импровизируют)
У: Кто является главным отрицательным героем поэмы?
(Ответы детей)
Слайд №16.
У: Ребята, как вы думаете, почему отсутствует иллюстрация, изображающая Черномора?
Д: Наверное, мы должны сами его нарисовать.
Слайд №16.
У: А поможет нам в этом М.И. Глинка – автор оперы “Руслан и Людмила”. Одним из самых ярких фрагментов оперы является “Марш Черномора”, который мы сейчас с вами послушаем. Затем каждая группа постарается дать красочную описательную характеристику музыкального образа Черномора. Для этого вам даются карточки-помощники, в которые вы должны вписать недостающие слова. Наш язык обладает множеством ярких и выразительных слов, и они вам помогут при составлении характеристики.
(Обращаемся к словарю музыкальных эмоций)
Слайд №17.
У: Перед тем как слушать внимательно прочитайте текст, который вы получили, и посмотрите, на что вам обратить внимание во время прослушивания музыки.
У: Итак, звучит марш Черномора из оперы М. Глинки “Руслан и Людмила”.
(Слушание)
У: А сейчас вам дается минута, для того, чтобы заполнить пропуски и после этого прочитайте нам свои впечатления от музыкального образа Черномора.
(Чтение характеристик по группам)
У:
Как замечательно звучат слова
Как будто музыка в них льется
Эпитетов, сравнений и эмоций красота
Все это русским языком зовется!
Посмотрите, какие красочные литературные характеристики у нас получились под впечатлением музыки Глинки и благодаря благозвучности и красочности русского языка.
Я думаю, каждый из вас имеет представление о том, каким изобразить Черномора на своих рисунках. Это и будет вашим домашним заданием.
Слайд №18.
А сейчас подведем итог нашего урока.
Слайд №19.
Что было бы с музыкой, если бы не написал Пушкин своей гениальной сказки?
Д: Римский-Корсаков не создал бы оперу “Сказка о царе Салтане”, а Глинка—оперу “Руслан и Людмила”.
У:
Дарите людям красоту
Её, увы, сейчас так мало,
Чтоб и во сне и наяву
В душе их музыка звучала.
Слайд №20. (На фоне музыки песни “В мире много сказок” дети выставляют своё эмоциональное настроение от урока и получают оценки за работу).