Цели:
- Дать детям новое математическое понятие «уравнение». Формировать умение читать и записывать уравнение. Способствовать запоминанию, сознанию, пониманию, составления уравнений;
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти, культуры математической речи.
- Воспитывать самоконтроль, гигиенические навыки письма, аккуратное ведение записей в тетради.
Методы обучения: частично- поисковый, проблемного изложения материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: М.И. Моро «Математика» 2 класс, 2 части, Москва, «Просвещение», 2006.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устные задания:
а)
- Как называются числа при сложении?
- Как называются числа при вычитании?
б)
- Первое слагаемое – 20, второе слагаемое – 40. Найти сумму?
- Найти сумму чисел 30 и 6.
- Уменьшаемое – 48, вычитаемое 5. Чему равна разность?
- Чему равна разность чисел 70 и 6?
- Увеличить на 4 числа : 15, 20, 61.
- Увеличить на 3 числа : 18, 30, 79.
в)
- Состав числа 12?
- Состав числа 14, 16?
г) Задача:
- На празднике было 12 девочек и 18 мальчиков. Сколько всего детей было на празднике?
- В холодильнике яблок на 6 больше, чем апельсинов. Апельсинов – 9. Сколько яблок в холодильнике?
- В кукольном театре 60 кукол. В утреннем спектакле занято 20 кукол. Сколько кукол не занято в спектакле?
д)
- Как называется это выражение?
- Прочитать выражение.
- Найти значение выражения:
14+d c-40 d=23 c=95
III. Изучение новой темы.
С новой темой познакомится класс
Сегодня узнаем без сомненья
Имя этого выражения: х+4 = 12
А для этого нужно расшифровать слово, решив примеры.
У.: Записать число и классная работа в тетрадях.
У.: Примеры решить в тетрадях.
80-70 | 16+14 | 41+9 | 10 – У | |||
55+5 | 37+13 | 30+50 | 30 – В | |||
98-8 | 40+30 | 63+7 | 50 – Н | |||
60 – Р | ||||||
70 – Е | ||||||
80 – И | ||||||
90 – А | ||||||
УРАВНЕНИЕ |
У.: Вам знакома такая запись: + 4=12 ?
Д.: Это пример с окошечком.
У.: А такая: a +4 ?
Д.: Это буквенное выражение.
У.: Что вы делали в первом случае?
Д.: Подбирали число чтобы запись была верной.
У.: Какое это число?
Д.: 8.
У.: что делали во втором случае?
Д.: вместо буквы подставляли число и вычисляли.
У.: Посмотрите на запись х+4=12
У.: На что оно похожа?
Д.: На пример с окошечком, на буквенное выражение.
У.: Что нам говорит знак =?
Д.: Равенство.
У.: Какое равенство? Все числа в нем известны?
Д.: Нет.
У.: Что неизвестно?
Д.: Первое число.
У.: как оно обозначено?
Д.: Латинской буквой.
У.: Если оно неизвестно, перед нами какая встает задача?
Д.: Найти, узнать какое это число.
У.: Найдите это число, чтобы равенство было верным.
Д.: Это число 8 (8+4=12).
У.: Что мы с вами сейчас сделали?
Вы решили уравнение.
У.: Сделаем вывод:
Уравнение – это ……(показать знак =)
Д.: Равенство.
У.: Которое содержит что? (показать на х)
Д.: Неизвестное число.
У.: Что надо сделать с неизвестным числом?
Д.: Его найти.
У.: Как обозначается неизвестное число?
Д.: Латинской буквой.
У.: Кто сможет сказать, что такое уравнение?
Д.: Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число.
У.: Что значит решить уравнение?
Плакат на доске: Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число. Решить уравнение – найти такое число, чтобы равенство было верным.
У.: Число, которое мы находим в уравнении х – называется корнем уравнения.
У.: Решить уравнение можно с помощью подбора ( или зная взаимосвязь компонентов при сложении и вычитании)
IV. Физкультминутка (на дыхание).
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
V. Первичное закрепление нового материала.
а) У.: Среди данных выражений выбрать нужно уравнение и записать в тетрадь.
- 16+у=30
- 40-х
- 99+R<101
- 55+5=60
У.: Почему выбрали это: 16 +у=30
Д.: Есть знак = и неизвестное число
У.: неизвестно второе слагаемое.
У.: Решите уравнение: Как найти неизвестное слагаемое?
16+у=30
у= 30-16
у=14
Д.: Правило : Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
У.: Проверку делаем. __________ проводим черту и подставляем 14 в первую запись.
16+ 14=30 находим сумму слева 16+14=30
30=30 сумма слева = сумме справа.
б) У.: Объяснить решение следующих уравнений. Решить в тетради и у доски.
5+х = 14 х-8=9 68-у=8 х=14-5 х=9+8 у=68-8 х=9 х=17 у=60 5+9=14 17-8=9 68-60=8 14=14 9=9 8=8
в) Составление уравнений.
У.: Используя числа 9, х, 15, составить различные уравнения и решить их.
Д.: х+9=15, 15-х=9, 9+х=15, х-9=15, х-15= 9
VI. Физкультминутка.
Руки на пояс поставьте сначала
Влево и вправо качайте плечами
Вы дотянулись мизинцем до пятки,
Если сумели- всё в полном порядке.
VII. Закрепление пройденного материала.
Работа по учебнику с. 68
Чтение материала на закрепление темы урока.
а) Задание №2 с. 68
18+2= 34-14 56-50=13-7 70-50=34-14 18+2=70-50
У.: Что вы записали?
Д.: Равенства.
У.: Можно эти равенства назвать уравнениями? Почему?
Д.: Нет. В уравнении есть неизвестное число, которое обозначается латинскими буквами x, y, c, d, b.
б) задание № 5 с. 69 (самостоятельно)
в) *Логическое задание.
У.: Записать число 24 тремя восьмерками. 8+8+8
У.: записать число 36 четырьмя четверками 44-4-4
г) Геометрическое задание:
Начертить треугольник со сторонами 6 см, 4 см, 3 см. Найти периметр.
У.: Что такое периметр?
Д.: Периметр – это сумма длин всех сторон.
Д.: Р= 6см+ 4см+ 3см=13 см.
Ответ: Р=13 см.
VIII. Итог урока:
– Что важного вы узнали сегодня на уроке?
– Что такое уравнение?
– Что значит решить уравнение?