Логопедическое занятие по теме "Дифференциация У–Ю". 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2


Цели:

  1. Умение различать гласные У - Ю устно и на письме.
  2. Развивать фонематический слух, зрительное восприятие.
  3. Обучать дифференциации мягкости и твёрдости согласного посредством гласных У-Ю.

Ход урока

I. Орг момент.

Сегодня на занятие пришли две куклы – мальчик и девочка. Они посмотрят, как вы занимаетесь, а имена куклам мы дадим позже.

II. Повторение.

  1     А     Ы     У     О     Э  
2 Я И Ю Ё Е

– Назовите гласные 1 ряда.

– Назовите гласные 2 ряда.

– Как произносятся гласные 1 ряда ? (Произносятся твёрдо, строго).

– Как произносятся гласные 2 ряда ? (Произносятся ласково, мягко, нежно).

– Назовите пары гласных.

III. Постановка цели. Объявляю тему урока и цель.

Лог: Сегодня на уроке будем работать с гласными У-Ю, находить сходство и различие этих букв и звуков.

1. Артикуляция:

У сходство и отличие (трубочка, строго)
Ю (улыбка, трубочка, мягко)

2 Рассматривание букв У, Ю.

– Из каких элементов состоит буква У ? (Две наклонные палочки).

– На что похожа буква У? (Ушки у зайчика, рожки у улитки, сук у ствола).

Буква У напомнит ушки
у зайчонка на макушке.

У улитки рожки тоже
так на букву У похожи!

Пририсуем сук к стволу
и увидим букву У.

(На доске изображение этих картинок).

– Из каких элементов состоит буква Ю? (Палочка и кружок. Их соединяет черточка).

– На что похожа буква Ю? (Рассмотреть рисунки).

Ходит пешком
баранка с посошком.

Чтобы О не укатилось,
крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось…
получилась буква Ю.

3. Изограф УТЮГ. Чтение слова, составленного из букв разного шрифта. (На зрительное восприятие). Лог, вывод: буквы можно изображать разной величины, из разного материала.

4. Конструирование букв из бросового материала.

5. Напечатать мелками (на инд. дощечках).

У рисуем мы мелком,
палку к палке – уголком.
Палка, черточка, кружок –
это буква, мой дружок.

6. Письмо букв в тетраде под диктовку. (Для предупреждения оптических нарушений).

Уу Юю ЮЮ уу юю

7. Рассмотреть таблицу на доске.

  к н б в г з д л
У ку ну бу ву гу зу ду Лу
  Ю     кю     ню     бю     вю     гю     зю     дю     лю  

– Прочитать согласные буквы, записанные в 1 строчке.

– Назовите гласные.

– Прочитайте слоги 1 ряда. Прочитайте слоги 2 ряда.

– Как произносятся слоги 1 ряда?

– Как произносятся слоги во 2 ряду?

– Какой гласный влияет на смягчение согласного? Почему?

– С каким гласным согласный произносим твёрдо?

Ф/ мин. (развитие мелкой моторики и чувства ритма).

1 2 3 4 5 Загибать пальцы.
Будем мы рисовать. Круговые движения кистями рук, пальцы сложены в щепоть.
Вот головка, вот животик, Руками рисовать м. и б. круг.
Ножки, ручки, глазки, ротик
И прическа из колечек Рисовать в воздухе колечки.
Получился человечек Развести руки в стороны.

8. Вот куклы, которых вы нарисовали. Нужно дать им имена.

Куклы уже подсказывают как их звать. Нужно только подставить буквы, которые мы сегодня учили.

Л*ША Л*ША

Девочка ЛУША. Мальчик ЛЮША? Смотрит сердито, почему?

Не хочу я быть девчонкой,
я мальчишка боевой.
Быстро Люше помогайте,
имя мальчику вы дайте.

Лог: Я нарисую еще одну точку, а вы добавьте букву. ИЛЮША

Луша и Илюша будут помогать нам на занятии.

9. Какие слова понравятся Луше? Илюше? (записать в 2 столбика).

(Арбуз, клубок, кукла, люстра, ключ, клюква, груша, брюки).

10. Луба лубит изум.

– Разве можно без улыбки видеть Лушины ошибки?

Быстро Луше помогайте,
все ошибки исправляйте.

  • Люба любит изюм. (Записать в тетрадь).
  • Мама кюпила Илуше улу. Мама купила Илюше юлу.

11. И Илюше помогайте, слова быстро составляйте. (Устно).

Составить слова по схеме.

  • Кр у/ю жка
  • Кл у/ю ква
  • л у/ю к

Вывод: Гласный Ю придает мягкость согласной. Гласный У – твердость.

Итог: Чему учились на уроке?

Приложение.