Цели:
- Умение различать гласные У - Ю устно и на письме.
- Развивать фонематический слух, зрительное восприятие.
- Обучать дифференциации мягкости и твёрдости согласного посредством гласных У-Ю.
Ход урока
I. Орг момент.
Сегодня на занятие пришли две куклы – мальчик и девочка. Они посмотрят, как вы занимаетесь, а имена куклам мы дадим позже.
II. Повторение.
1 | А | Ы | У | О | Э |
2 | Я | И | Ю | Ё | Е |
– Назовите гласные 1 ряда.
– Назовите гласные 2 ряда.
– Как произносятся гласные 1 ряда ? (Произносятся твёрдо, строго).
– Как произносятся гласные 2 ряда ? (Произносятся ласково, мягко, нежно).
– Назовите пары гласных.
III. Постановка цели. Объявляю тему урока и цель.
Лог: Сегодня на уроке будем работать с гласными У-Ю, находить сходство и различие этих букв и звуков.
1. Артикуляция:
У | сходство и отличие | (трубочка, строго) |
Ю | (улыбка, трубочка, мягко) |
2 Рассматривание букв У, Ю.
– Из каких элементов состоит буква У ? (Две наклонные палочки).
– На что похожа буква У? (Ушки у зайчика, рожки у улитки, сук у ствола).
Буква У напомнит ушки
у зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
так на букву У похожи!
Пририсуем сук к стволу
и увидим букву У.
(На доске изображение этих картинок).
– Из каких элементов состоит буква Ю? (Палочка и кружок. Их соединяет черточка).
– На что похожа буква Ю? (Рассмотреть рисунки).
Ходит пешком
баранка с посошком.
Чтобы О не укатилось,
крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось…
получилась буква Ю.
3. Изограф УТЮГ. Чтение слова, составленного из букв разного шрифта. (На зрительное восприятие). Лог, вывод: буквы можно изображать разной величины, из разного материала.
4. Конструирование букв из бросового материала.
5. Напечатать мелками (на инд. дощечках).
У рисуем мы мелком,
палку к палке – уголком.
Палка, черточка, кружок –
это буква, мой дружок.
6. Письмо букв в тетраде под диктовку. (Для предупреждения оптических нарушений).
Уу Юю ЮЮ уу юю
7. Рассмотреть таблицу на доске.
к | н | б | в | г | з | д | л | |
У | ку | ну | бу | ву | гу | зу | ду | Лу |
Ю | кю | ню | бю | вю | гю | зю | дю | лю |
– Прочитать согласные буквы, записанные в 1 строчке.
– Назовите гласные.
– Прочитайте слоги 1 ряда. Прочитайте слоги 2 ряда.
– Как произносятся слоги 1 ряда?
– Как произносятся слоги во 2 ряду?
– Какой гласный влияет на смягчение согласного? Почему?
– С каким гласным согласный произносим твёрдо?
Ф/ мин. (развитие мелкой моторики и чувства ритма).
1 2 3 4 5 Загибать пальцы.
Будем мы рисовать. Круговые движения кистями рук, пальцы сложены в щепоть.
Вот головка, вот животик, Руками рисовать м. и б. круг.
Ножки, ручки, глазки, ротик
И прическа из колечек Рисовать в воздухе колечки.
Получился человечек Развести руки в стороны.
8. Вот куклы, которых вы нарисовали. Нужно дать им имена.
Куклы уже подсказывают как их звать. Нужно только подставить буквы, которые мы сегодня учили.
Л*ША Л*ША
Девочка ЛУША. Мальчик ЛЮША? Смотрит сердито, почему?
Не хочу я быть девчонкой,
я мальчишка боевой.
Быстро Люше помогайте,
имя мальчику вы дайте.
Лог: Я нарисую еще одну точку, а вы добавьте букву. ИЛЮША
Луша и Илюша будут помогать нам на занятии.
9. Какие слова понравятся Луше? Илюше? (записать в 2 столбика).
(Арбуз, клубок, кукла, люстра, ключ, клюква, груша, брюки).
10. Луба лубит изум.
– Разве можно без улыбки видеть Лушины ошибки?
Быстро Луше помогайте,
все ошибки исправляйте.
- Люба любит изюм. (Записать в тетрадь).
- Мама кюпила Илуше улу. Мама купила Илюше юлу.
11. И Илюше помогайте, слова быстро составляйте. (Устно).
Составить слова по схеме.
- Кр у/ю жка
- Кл у/ю ква
- л у/ю к
Вывод: Гласный Ю придает мягкость согласной. Гласный У – твердость.
Итог: Чему учились на уроке?