Цели:
- помочь учащимся повторить и обобщить знания по первой части Литературного чтения;
- продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения;
- развивать речевые умения, наблюдательность, творческие способности, мышление, память, внимание учащихся;
- воспитывать читательский интерес, любовь к народному творчеству.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, слайды или портреты писателей и поэтов, маски сказочных героев, мимические выражения для актёрского мастерства.
Ход мероприятия
I. Вступление
– Мы с вами заканчиваем 1 часть Родной речи. И сегодня вспомним стихи, рассказы и сказки, прочитанные за 1 полугодие. А игры и задания, которые я предложу, помогут нам в этом.
1. «Узнай сказку»
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке.
(«Колобок»)
По тропе шагали бодро,
Сами воду тащат вёдра.
(«По щучьему велению»)
Колотил да колотил
по тарелке носом –
Ничего не проглотил
и остался с носом.
(«Лиса и журавль»)
А дорога далека,
а корзина – не легка,
Сесть бы на пенёк,
съесть бы пирожок.
(«Маша и медведь»)
Отворили дверь козлята –
И пропали все куда-то.
(«Волк и семеро козлят»)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка!
(«Снегурочка»)
– Какие бывают сказки?
– Какие сказочные существа встречаются в них?
2. «Освежи память»
– Из чего солдат варил кашу?
– Что посоветовал Муравей Стрекозе?
– Кого испугались дети в рассказе Е.Чарушина «Страшный рассказ»?
– Кого вылепили старик со старухой из снега?
– Кто спас Муху-Цокотуху?
– На чём играл медведь в рассказе В.Бианки «Музыкант»?
– Чем подавился Петушок?
– Какой указ придумала Лиса для Тетерева?
– Какие птицы унесли братца?
– С кем поругался старик?
– Как звали храброго утёнка?
– Кто обижал утят?
– На кого рассердилась Сова?
3. «Вспомни автора»
Сергей Владимирович (Михалков)
Александр Сергеевич (Пушкин)
Михаил Михайлович (Пришвин)
Крылов (Иван Андреевич)
Толстой (Лев Николаевич)
Барто (Агния Львовна)
4. «Узнай портрет» (слайды или портреты)
Чуковский К.И. | Михалков С.В. | Толстой Л.Н. |
Пришвин М.М. | Маршак С.Я. | Пушкин А.С. |
Крылов И.А. | Бианки В. | Братья Гримм |
5. «Отгадай загадки». Не называя отгадку, изобразить походку, повадки животного.
В каком произведении он встречается? Кто автор?
-
Летом катится клубок,
у него колючий бок.
Он охотится ногами
за жуками и мышами.
(Е. Чарушин «Страшный рассказ») -
Мордочка усатая,
шубка полосатая,
Часто умывается,
а с водой не знается.
(Л.Н. Толстой «Котёнок») -
Он в берлоге спит зимой
под большущею сосной,
А когда придёт весна,
просыпается от сна.
(В. Бианки «Музыкант») -
Всю ночь летает,
мышей добывает,
А станет светло –
спать летит в дупло.
(В. Бианки «Сова») -
Удивительный ребёнок:
только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
как его родная мать.
(М. Пришвин «Ребята и утята»)
6. Актёрское мастерство.
Сказать выражение «Доброе утро!»
- радостно
- грустно
- нежно
- устрашающе
- испуганно
- с любовью
7. Пантомима «Изобрази сказку» (без слов)
- 1 ряд – «Гуси-лебеди»
- 2 ряд – «Колобок»
- 3 ряд – «Курочка Ряба»
II. Итог. Закончи предложение:
- Я научился …
- Было интересно …
- Было трудно …
- Я понял …