Цель: Расширение знаний учащихся о живых телах природы; о роли животных в природе.
Оборудование: карточки с изображением животных, схема цепи питания.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой на работу.
С детства мы любим, играть и смеяться,
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить.
II. Проверка домашнего задания.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (О Красной книге).
- Что вы запомнили о красной книге, нам поможет выяснить графический диктант.
- Если вы согласны с утверждением пишите 0, если не согласны с утверждением – пишите х.
- На зелёной стр. красной книги приведены названия растений, численность которых восстанавливается. (0).
- Красная стр. говорит о растениях, которые исчезли на Земле. (х).
- На оранжевой стр. растения, численность , которых постоянно уменьшается. (0).
- Жёлтая стр. называет растения, которые популярны.(х).
- Белая стр. упоминает те растения , в благополучии, которых учёные сомневаются. (0).
- Чёрная стр. говорит го растениях, которые находятся на грани вымирания. (х).
Проверка: о х о х о х
- У кого получился такой рисунок? Значит, вы выполнили работу наотлично.
III. Актуализация знаний.
- Посмотрите на рисунки животных, которые изображены на карточке. Какое из животных занесено в красную книгу? (Тигр). Что вы знаете о животных?
- Сегодня мы будем говорить о животных. Цель нашего урока расширить знания о роли животных в природе.
- Чтобы расширить знания нам необходимо ответить на следующие вопросы:
- Почему животные относятся к живым телам? (Питаются, дышат, размножаются, реагируют на изменения в окр. среде).
- Какие группы животных существуют? (Звери, птицы, насекомые)
- Без какой группы животных может обойтись природа? (Нужны все. Животные связаны друг с другом)
IV. Изучение нового материала.
- На какой из этих вопросов мы можем ответить, используя карточку? (Варианты уч-ся.)
- Сколько групп животных получилось? Назовите одним словом представителей каждой группы.
(Звери, птицы, насекомые).
- А вот ответить на первый и третий вопросы нам поможет учебник. Прочитайте самостоятельно статью на стр. 87-88.
-Прочитав текст учебника, как мы ответим на первый вопрос? (Питаются, дышат, размножаются, реагируют на изменения в окр. среде).
- Что вы ответите на третий вопрос? (Нужны все. Животные связаны друг с другом).
- Как животные связаны друг с другом? С чего начинается цепь питания, кто заканчивает цепь питания?
Игра «Цепь питания».
- Рассмотрите иллюстрации и попробуйте выстроить цепь питания.
Колос – мышь – лиса
Кора – заяц – волк
Игра «Живые модели»
К доске вызываются дети по количеству карточек. Каждому из ребят выдаётся карточка с названием животного или растения. Ученикам предлагается выстроить живую цепь питания, т .е. встать в соответствии указанным карточкам. Карточки: тюлень, водоросли, рыба, белый медведь; тигр, трава, олень.
- Молодцы! Справились с заданием.
- Мы с вами ответили на все вопросы нашего урока, кокой вывод вы можете сделать?
Вывод: Животные часть природы, их жизнь тесно связана между собой, растениями. В природе всё взаимосвязано.
- Давайте сверим наш вывод с выводом учебника.
V. Закрепление.
- А теперь я предлагаю решить вам следующую задачу.
Предположим, что амурского тигра перевозили с дальневосточного заповедника в заповедник, расположенный на европейской части России. Самолет совершил посадку на Севере для дозаправки. Амурский тигр убежал. Вопрос: cможет ли прожить амурский тигр в условия севера один месяц? Какие из условий должны соблюдаться?
а) произрастает ягель;
б) проживают тюлени;
в) пасутся северные олени.
Если выполняются а и в, то тигр проживёт один месяц.
VI. Рефлексия.
- Что узнали нового?
- Чему удивились?
- С каким настроением уходите с урока?
VI. Домашнее задание.
- Стр. 88, вывод выучить. Составить рассказ о диком животном, указав его цепь питания.