Общая проблема – совместное решение

Разделы: Школьная психологическая служба


Все чаще на страницах газет, экранах телевизоров и в повседневной жизни мы встречаемся с фактами насилия и жестокого обращения к детям. Разнообразные проявления жестокого обращения к детям имелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологического и экономического устройства. Беда в том, что долгое время эту проблему обходили молчанием, порой искренне считая, что у нас "дети являются привилегированным сословием", и уже поэтому защищены от дурных посягательств и пренебрежения. Следствием такого отношения явилось выявление и регистрация случаев жесткого обращения с детьми, отсутствие системы всесторонней помощи пострадавшим детям.
Любой вид жесткого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка.

Защита от жестокого обращения является необходимым требованием для создания «благополучных условий, которые позволяли бы ребенку развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении»3 (Декларация о правах ребёнка, принцип 2), то есть для превращения ребенка в полноценного члена общества и предотвращения социальных потерь, связанных с девиантным поведением (как возможным последствием жестокого обращения).

С целью профилактики жестокого обращения с детьми, создания благоприятного психологического климата и комфортной обстановки для детей в любом образовательном учреждении предлагаю опыт нашего образовательного учреждения.

Администрация и социально-психологическая служба детского дома «Надежда» выступили с инициативой разработать единые требования к педагогам, работающим с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Это было сделано на совместном педагогическом совете с коллективом средней общеобразовательной школы, в которой обучаются наши воспитанники. Документ утверждён приказами на уровне школы и детского дома и применяется в совместной деятельности педагогических коллективов при работе с воспитанниками – учениками школы.

Единые требования к педагогам

при взаимодействии с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию

1. Эмоциональное состояние:

  • Быть сдержанным, терпеливым.
  • Иметь положительный эмоциональный настрой.

2. Речь:

  • Речь должна быть правильной, точной и четкой.
  • Интонация – располагающая к общению.
  • Тон – доброжелательный.
  • Недопустимы оскорбления.

3. Выход на проблему:

  • Внимательно выслушать, обозначить проблему.
  • Если вы можете помочь ребенку, помогите.
  • При необходимости помощи специалиста, сопроводите к нему (социальному педагогу, заместителю по ВР или УВР, педагогу-психологу и др.).
  • Обсудите с ребенком, что вы от него хотите.
  • Выясните, что по этому поводу думает сам ребенок (он может подсказать путь работы с ним).

4. Взаимодействие:

  • Создавать «ситуацию успеха» в повседневной жизни детей;
  • Давать задания и инструкции соответственно возможностям и уровню развития ребенка;
  • Обязательно дождитесь результата, проконтролируйте, как ребенок справился.
  • Оказать помощь – не значит делать за ребенка.
  • Не фокусируйте излишнее внимание на неудачах, умейте находить «плюсы» во всем.
  • Хвалите ребёнка в присутствии коллектива, делайте замечания «один на один».

5. Стимулирование:

  • Оценивать действия, поступки, а не личностные качества.
  • Отслеживать качественные изменения личностного роста.
  • Использовать формы вербального и невербального стимулирования (вербальные - похвала, поддержка; невербальные - улыбка, пожатие руки и др.).