Все чаще на страницах газет, экранах телевизоров и в повседневной жизни мы встречаемся с фактами насилия и жестокого обращения к детям. Разнообразные проявления жестокого обращения к детям имелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологического и экономического устройства. Беда в том, что долгое время эту проблему обходили молчанием, порой искренне считая, что у нас "дети являются привилегированным сословием", и уже поэтому защищены от дурных посягательств и пренебрежения. Следствием такого отношения явилось выявление и регистрация случаев жесткого обращения с детьми, отсутствие системы всесторонней помощи пострадавшим детям.
Любой вид жесткого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка.
Защита от жестокого обращения является необходимым требованием для создания «благополучных условий, которые позволяли бы ребенку развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении»3 (Декларация о правах ребёнка, принцип 2), то есть для превращения ребенка в полноценного члена общества и предотвращения социальных потерь, связанных с девиантным поведением (как возможным последствием жестокого обращения).
С целью профилактики жестокого обращения с детьми, создания благоприятного психологического климата и комфортной обстановки для детей в любом образовательном учреждении предлагаю опыт нашего образовательного учреждения.
Администрация и социально-психологическая служба детского дома «Надежда» выступили с инициативой разработать единые требования к педагогам, работающим с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Это было сделано на совместном педагогическом совете с коллективом средней общеобразовательной школы, в которой обучаются наши воспитанники. Документ утверждён приказами на уровне школы и детского дома и применяется в совместной деятельности педагогических коллективов при работе с воспитанниками – учениками школы.
Единые требования к педагогам
при взаимодействии с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию
1. Эмоциональное состояние:
- Быть сдержанным, терпеливым.
- Иметь положительный эмоциональный настрой.
2. Речь:
- Речь должна быть правильной, точной и четкой.
- Интонация – располагающая к общению.
- Тон – доброжелательный.
- Недопустимы оскорбления.
3. Выход на проблему:
- Внимательно выслушать, обозначить проблему.
- Если вы можете помочь ребенку, помогите.
- При необходимости помощи специалиста, сопроводите к нему (социальному педагогу, заместителю по ВР или УВР, педагогу-психологу и др.).
- Обсудите с ребенком, что вы от него хотите.
- Выясните, что по этому поводу думает сам ребенок (он может подсказать путь работы с ним).
4. Взаимодействие:
- Создавать «ситуацию успеха» в повседневной жизни детей;
- Давать задания и инструкции соответственно возможностям и уровню развития ребенка;
- Обязательно дождитесь результата, проконтролируйте, как ребенок справился.
- Оказать помощь – не значит делать за ребенка.
- Не фокусируйте излишнее внимание на неудачах, умейте находить «плюсы» во всем.
- Хвалите ребёнка в присутствии коллектива, делайте замечания «один на один».
5. Стимулирование:
- Оценивать действия, поступки, а не личностные качества.
- Отслеживать качественные изменения личностного роста.
- Использовать формы вербального и невербального стимулирования (вербальные - похвала, поддержка; невербальные - улыбка, пожатие руки и др.).