Задачи:
- образовательные – развитие сенсорных и перцептивных умений;
- развивающие – развитие познавательной активности, направленной не только на окружающий мир, но и на самого себя;
- воспитательные – рефлексия собственной познавательной деятельности, взаимодействий и отношений, направленных на создание образов мира, осознание образа своего Я, умение взаимодействовать с другими людьми;
- здоровьесберегающие – установление гармоничной взаимосвязи сенсорной и мыслительной деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент по созданию психологической комфортности на уроке.
- Ребята, давайте начнем урок с хорошим настроением. Скажите добрые слова друг другу. Составим азбуку хороших слов на букву У (умный, умелый, уверенный и т.д.), а теперь на букву С (симпатичный, скромный, сильный и т.д.), …
- А теперь предлагаю вам покататься на машинке, сядьте в круг, займите свое место и отправляемся в путь. А в пути нам нужно будет нажимать на разные «педали». Это будут буквы. (Упражнение "Пишущая машинка»). Мы будем составлять разные слова и делать это так. Например слово "поезд", у кого буква "П" - хлопает в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква "О". Если сделаем ошибку, то будем составлять слово с самого начала.
В чем смысл игры? Что значить быть внимательным? В каких жизненных ситуациях нужно быть внимательным? Чтобы быть внимательным нужно уметь сосредоточится, уметь не просто смотреть, а видеть, надо прилагать усилие, волю. А что еще нам помогало в пути? (Дружба.) У вас есть друзья? Кто они? А для чего нужны друзья?
2. Сообщение темы занятия.
– Теперь мы познакомимся с друзьями, которые сопровождают нас всю жизнь. Они вам очень хорошо знакомы, но иногда мы забываем о них. Сейчас я расскажу вам сказку о путешествии желтого цыпленка.
3. Психологическая сказка
«Путешествие маленького желтого цыпленка»
На самом обыкновенном дубе однажды вырос желудь необыкновенной величины. Скоро все поняли, что это яйцо, а в яйце вырос маленький желтый цыпленок.
Однажды он сказал дубу: скучно мне с тобой. Молчишь и молчишь, я полечу себе искать папу и маму получше. «Ха-ха-ха», – засмеялись сороки, которые сидели на дереве. «Ты сначала вылупись из яйца, да вырасти».
Тогда цыпленок, как был в яйце, слетел с ветки, разогнался и аккуратно стукнул одну сороку в лоб. «Не задавайся!» – сказал он.
И вот полетел еще не проклюнувшийся цыпленок высоко-высоко, далеко-далеко икать себе папу и маму. А потом подумал и решил: «И братика».
И вот он летел над лесом, и летел над полем, и прилетел к морю, и сел на волны покачаться и отдохнуть. Смотрит цыпленок вниз, на дне лазает осьминог. У него ушей нет, у него глаза почти не видят, у него одни только щупальца-руки, у него их там много, и он так ловко ими управляет: он и рыбу ими ловит, и по дну ходит, и от водяных мух отмахивается.
Так осьминог цыпленку понравился, цыпленок ему вниз булькает: «Осьминог, давай с тобой жить?» Осьминог вверх булькает в ответ: «Давай». Цыпленок ему булькает: «Залезай ко мне в яйцо. Здесь сухо и тепло, а в море мокро и холодно». Осьминог залез цыпленку в яйцо, и вот вдвоем они полетели дальше над морем, над морем, над морем.
Летят и видят вдали зеленый остров, а это был не остров, а огромный морской дракон. Он лежал на волнах, он лежал так долго, не двигаясь, что на нем выросли деревья и трава, и поэтому он был зеленым. На нем даже вырос целый морской порт, на который причаливали корабли, и люди построили себе дома, но дракон ничего этого не чувствовал. Он лежал неподвижно и смотрел вдаль на горизонт, и он все старался там что-то увидеть, но, наверное, у него ничего не получалось, хотя глаза у него были такие острые, что из них иногда выскакивали искры, видел он прекрасно.
Цыпленку понравился дракон, и он кричит: «Эй, дракон, иди к нам жить! Ты выглядишь хорошим другом». «Эй, дракон, – кричит цыпленок, – полезай ко мне в яйцо, здесь ярко и красиво, а снаружи пыльно и скучно». И тогда дракон вначале пошевелился, чтобы все люди успели залезть на корабль, а потом он залез цыпленку в яйцо и они полетели дальше.
Полетели над синим морем, полетели над зеленым лесом. Смотрят, внизу в лесу – поляна, на поляне стоит избушка. Возле избушки сидит старичок с огромным ухом, сам он маленький, и за ухом его почти что и не видно. «Здравствуй, дедушка Ухо!» «Ш-ш! Не шуми», – так сказал старик. – Я вас слышал, когда вы еще над морем летели». «Дедушка Ухо, – сказал цыпленок,– иди к нам жить. У нас здесь тихо, и ребята мы послушные». Дедушка Ухо встал, покряхтел, раз – и в яйце оказался.
И вот полетел маленький, еще не вылупившийся цыпленок, гордый своими подвигами, далеко-далеко, куда-то в такое место, которое знал он один. И вот он прилетел туда, а там он проклюнул скорлупу и вышел, а потом он быстро закрыл скорлупу и проглотил ее, и тогда он превратился в ребенка, который только что услышал эту сказку.
И ему с тех пор помогали всегда его друзья; осьминог – чувствовать, дракон – видеть, а дедушка Ухо – слышать.
4. Упражнения на развитие восприятия. Сейчас мы узнаем, как вам помогают в жизни ваши друзья: дракон – видеть, осьминог – чувствовать и дедушка Ухо – слышать.
Развитие зрительного канала восприятия. Упражнение «Мигалки». Дети распределяются по парам таким образом, чтобы внутренний круг сидел на стульях, а внешний стоял за ними, лицом к центру. Один из участников стоит с пустым стулом, осматривая сидящих, старается незаметно подмигнуть кому-либо. Тот, что получил этот сигнал, должен сесть на его стул. Стоящие сзади препятствуют этому. В случае удачи водящим становится тот, кто остался с пустым стулом.
Развитие слухового канала восприятия. Упражнение «Сонар». Есть такой технический прибор – сонар (улавливатель звуков). Вообразим, что мы включили сонар. Послушаем звуки в нашей классной комнате, а теперь – звуки в коридоре и, наконец, прислушаемся к звукам на улице. Затем послушаем весь этот разнохарактерный шум. Попробуем вновь, разделить его на составные части. Прислушайтесь к шумам улицы и отключитесь от всех остальных шумов. Включите звуки из коридора, затем звук только классной комнаты, а теперь послушайте, как стучит ваше сердце. Переключайтесь по моей команде: улица, коридор, наша комната, сердце.
Развитие кинестетического канала восприятия. Упражнение «Прикосновение». Дети делятся на пары. Один из участников закрывает глаза, а другой постукивает, щипает, массирует, дотрагивается до него; затем наоборот. По окончании они делятся переживаниями.
5. Творческая работа.
Нарисуйте своего друга или того, кто больше помогает вам.
6. Организация выставки творческих работ и обсуждение.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Что привлекло внимание на уроке? Все ли получалось? Какие затруднения были? Как вы оценили своих друзей? Какое «открытие» сделали для себя сегодня? Давайте поблагодарим всех наших помощников.
Приложение к уроку для работы учителя.
Список использованной литературы
- Виноградова, Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары, 1994.
- Петрушин, С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. – М.: Аакдемический Проект, 2004.
- Сорокоумова, Е.А. Уроки самопознания. – М., 2007.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать. – М., «Генезис», 2001.
- Сказки на ночь. Аудио-Класс. – М., Институт групповой и семейной психотерапии.