Цели урока:
- Познакомить с некоторыми страницами биографии поэта, пробудить творческий интерес к творчеству поэта.
- Воспитывать умение видеть красоту родной природы, воссоздать ее в своем воображении, слушая и читая стихи поэта, прививать любовь к животным, бережное отношение к ним.
Оборудование:
- тексты Л.Н. Толстого «Птичка»;
- кроссворд, надписи на плакате и на доске;
- конкурс рисунков, музыка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Сели красиво. Настроились на работу.
На сегодняшнем уроке мы поговорим о нашем отношении к природе, к животным, всему окружающему. Будем рассуждать, мыслить.
Начнём урок с проверки домашнего задания.
Ученики: На прошлом уроке мы познакомились с произведением Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
II. Актуализация знаний.
Учитель: Что было задано на дом?
Ученики: Нарисовать иллюстрацию к особо понравившемуся отрывку. Описать, подтвердить словами текста.
Учитель: Посмотрим, каким человеком вы в своих рисунках показали Дедушку Мазая.
Как относиться к природе и ко всему окружающему?
Составим характеристику Дедушки Мазая по рисункам, каким вы его постарались показать?
Ученики: Очень добрый человек, знающий повадки животных, любящий природу, заботливый.
Учитель: Может ли человек быть только хорошим или только плохим?
Ученики: Люди есть добрые, честные, а бывают жестокие. Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и плохое.
Учитель: В каждом человеке есть две половинки: белая и чёрная, важно только, какую человек открывает в себе больше. Обратимся к словам Агнии Львовны Бар-то, которые берём девизом нашего урока:
«Я сорвал цветок, он завял, я поймал жука, и он умер у меня на ладони, я посадил птицу в клетку, и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.»
III. Постановка учебной задачи. Чтение текста Л.Н. Толстого «Птичка» по ролям.
Учитель: Давайте продолжим это высказывание и обратимся к произведению Л.Н. Толстого «Птичка». Приготовились читать по ролям.
IV. Первичное закрепление. Ответы и вопросы по произведению.
Учитель: Я считаю, что Серёжа, поймав чижа, прикоснулся сердцем к красоте живой природы. Права ли я?
Ученики: Нет. Он мучил чижа. Он не думал, что чижу будет плохо.
Учитель: Когда Серёжа мог ощутить истинную радость от общения с чижом, когда тот был на свободе или в неволе?
Ученики: Когда чиж был на свободе.
Учитель: Как вы думаете, задавал ли мальчик себе вопросы: что он делает? Зачем?
Ученики: Когда поймал чижа – нет. А потом было поздно. Но он извлёк из этой истории урок и больше так поступать не будет.
Учитель: Мальчик, поймав птичку, явился виновником его гибели. Он достоин осуждения и наказания. И он наказан. В какой-то момент его черная половина выбралась наружу, но мальчик нашёл в себе силы исправиться.
Учитель: А какие хорошие поступки вы совершали по отношению к животным и птицам? Опишите устно.
V. Поиск решения учебной задачи.
1. Рассказы детей.
Учитель: Дети, вы почувствовали доброту наших ребят. Вы не бросаете несчастных животных и птиц. А какие прекрасные кормушки для птиц построили. Молодцы, вы действительно любите животных!
А теперь покажем, как вы прикасаетесь к красоте природы сердцем.
2. Физкультурная минутка.
Ветер подул – У-У-У (все дуют).
Кусты низко нагнул (наклоняются).
Листья запорхали (машут руками).
Как бабочки на карнавале (кружатся.
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Прикасаться к красоте природы сердцем мы можем ежедневно. Человек, любящий природу, как правило, уважает, понимает людей и приходит на помощь в трудную минуту.
Сегодня мы познакомимся с творчеством необыкновенного русского поэта. Его фамилию мы узнаем, правильно разгадав кроссворд. Мы много говорили про характер человека, а теперь обобщим это. Охарактеризуйте две половинки: чёрную и белую.
4. Кроссворд.
Учитель: Как вы считаете, какую половинку пишем в кроссворде?
Ученики: Белую.
Учитель: Почему?
Ученики: Это птица, она приносит только радость, счастье – Голубь.
Учитель: Слушаем:
Трусливый — Смелый
Плохой — Хороший
Бесполезный — Полезный
Злой —Добрый
Несправедливый — Справедливый
Слабый —Сильный
Грустный — Весёлый
Грубый —Вежливый
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением человека, который известен, как учёный и как поэт. Это Сергей Михайлович Соловьёв. В его роду были известные всей России учёные. Пытливым умом отличался и сам Сергей Соловьёв. С юности размышлял он над тем, что такое добро, что такое истина, что такое жизнь и смерть. Об этом он часто пишет в своих стихах. Стихотворение «Смерть птички», которое мы с вами будем читать, из числа этих произведений. Прежде, чем мы начнём слушать стихотворение, выясним значение некоторых слов и выражений.
5. Словарная работа.
Учитель: Послушайте стихотворение и постарайтесь понять, что волнует и тревожит поэта.
6. Чтение учителем стихотворения.
Учитель: Что волнует и тревожит поэта?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Какие чувства вызвало это произведение?
Ученики: Грустные.
Учитель: Переход от жизни к смерти любого существа – это загадка природы. Смерть неизвестна, но смириться с этим трудно, кто бы, ни уходил из жизни – птица или человек. Грустит о смерти птички лирический герой.
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Учитель: Найдите строки, где описывается, какой была природа, в момент смерти птички (прочитать).
Ученики: Да, природа тоже тоскует, переживает о смерти птички.
Учитель: Что говорит о том, что рассказчика утешает красота природы.
Ученики: Последние строки.
Учитель: А сейчас послушаем, как вы сможете передать чувства поэта при чтении.
Вы хорошо прочитали. Но хотя в стихотворении говорится о смерти птички, но ведь жизнь-то продолжается. Какие строки говорят об этом?
VII. Включение нового.
1. Творчество детей.
Учитель: Ребята, у нас в классе тоже есть начинающие поэты. Давайте их послушаем.
(Дети читают свои стихи.)
2. Итог урока.
Учитель: Чем занимались на уроке?
Ученики: Рассуждали, выражали свои мысли о природе.
3. Оценки. Домашнее задание.
Учитель: Ну, а чтобы не было грустно, после чтения стихотворения, заканчивая урок, я хочу всем пожелать мира над головой, чтобы вас окружали люди, у которых преобладает белая половина, и над вами щебетали птицы, ведь они приносят нам только радость и делают нашу жизнь светлее и ярче!