Цель: содействовать воспитанию у детей уважения и любви к красоте окружающей природы, её разнообразию.
Задачи:
- Расширить знания детей о цветах, об их лечебных свойствах.
- Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
- Развивать внимание, сообразительность.
Оборудование: картинки с изображением цветов, презентация.
Ход занятия
1. Вступительное слово.
Уч-ль: Цветы... как уныла и безрадостна была бы наша жизнь без них. С древних времён цветы вызывали восхищение, их ценили, в честь них проводили праздники.
Древние греки и римляне отмечали праздник гиацинтов и лилий.
Голландцы – тюльпанов.
Славяне – день Ивана Купала, в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю.
В эту ночь зажигались костры, между ними проводили скот, прыгали через костёр, чтобы отогнать нечистую силу. А потом веселились, водили хороводы, пели, играли, гадали (в реку опускался венок, там где он остановился – ожидай суженого). В эту же ночь шёл сбор лекарственных трав. Те, кто был отважным шли в глухую чащу в поисках цветка папоротника. Каков он никто не знал, но найти хотел каждый, т.к. по поверью этот цветок мог исполнить любое желание.
Сегодня мы тоже решили провести праздник цветов. (Приложение) И первыми на нашем празднике будут, конечно же те цветы, которые радуют нас после долгой, холодной зимы.
- Как называются эти цветы? (Первоцветы.)
- А какие первоцветы вы знаете?
И сегодня мы расскажем вам о некоторых из них, о том откуда взяли цветы своё название.
2. Рассказы о первоцветах.
Уч-ца :
Едва в апреле снег растает
На склонах или вдоль дорог
Глядь, а весна уж примеряет
Из мать-и-мачехи венок!
Мать-и-мачеха первый медонос. Цветы у неё жёлтые, толстые цветоножки все в буроватых листьях. Опылят пчёлы цветок, он и поникнет, тогда у основания разовьются листья.
- А почему назвали цветок мать-и-мачехой? (Из-за листьев: гладкие и холодные – мачеха, а тёплые и мягкие – мать.)
Это цветок очень полезный из его листьев делают лекарство от кашля.
Уч-ца :
В лесу зима, как зверь таится
А в соснячке вокруг села
Уже лесная медуница.
Как в доброй сказке расцвела.
Медуница – это тоже очень хороший медонос. Она растёт в лесах на опушках. Цветёт в апреле, мае. Этот цветочек имеет лёгкий запах мёда. Который привлекает пчёл. В медицине применяется как ранозаживляющее, противовоспалительное средство. Народное название медуницы лёгочница, водяные ключики, припарная трава.
Уч-к:
Как цыплёнок жёлтый, нежный
И немного озорной,
Первым встретит нас подснежник
На полянке под сосной.
- Как вы думаете почему подснежнику дали такое название?
Правильно, потому что это цветок растёт под снегом и как только появляются первые проталинки, он радует нас своей красотой.
- А знаете ли вы ребята какого цвета подснежник?
Настоящий подснежник молочного цвета, латинское название его «галантус» происходит от слов «гала» – молоко и «антус» – цветок, т.е. молочный цветок.
- Скажите, а как называются голубенькие цветы, растущие у нас? (Пролески.)
3. Загадки о цветах.
- А сейчас ребята загадают вам загадки о цветах, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать о каких цветах идёт речь.
Уч-к:
Солнце жжёт мою макушку.
Хочет сделать погремушку. (Мак.)
По легенде, давным-давно люди очень много трудились и почти не отдыхали. И тогда Бог послал на землю Ночь, чтобы они выспались, да ещё Сон и Сновидения. Но человек всё думал, как ему лучше охотиться и Сон рассердился и воткнул в землю жезл, а сам улетел. Ночь и Сновидения окутали жезл своей любовью, вдохнули в него жизнь и жезл пророс и стал цветком – маком, который обладает волшебной силой избавлять людей от бессонницы.
Уч-к:
Рос шар бел.
Ветер дунул –
Шар улетел. (Одуванчик.)
Он дитя солнца. Его научное название одуванчик успокаивающий, лекарственный. В старинной медицине его считали хорошим средством от бессонницы, жизненным эликсиром, хорошо влияющим на пищеварение, очищающим лёгкие и понижающим кровяное давление.
Уч-к:
На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш.)
По немецкому приданию цветки ландыша перешёптываются самой Весной, которая наделила этот цветок любовью к жизни. А когда влюблённый ландыш отцветает, то появляется красная ягода – слеза об ушедшей Весне.
Во Франции в честь этого прекрасного цветка 1 мая отмечается Праздник ландышей.
Ландыш наделён целебными свойствами, в нём есть вещества, помогающие лечить сердце и почки, успокаивающие нервную систему.
Уч-ца:
Стоит в саду кудряшка
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое? (Ромашка.)
- Ребята, а знаете ли вы как появилась у нас ромашка?
Она как сорняк была привезена к нам с американским зерном в 40-х годах прошлого столетия и проросла повсюду.
Её лечебные свойства – оказывать противовоспалительное действие. Также ромашкой хорошо полоскать волосы и умываться.
4. Игра «Корень, стебель, цветок, листья».
- Я вижу ребята, что вы немного засиделись на месте и предлагаю поиграть.
Эта игра на внимание. Когда я говорю корень, вы должны дотронуться до ног, стебель – руки на поясе, цветок – руками дотронуться головы, листья – руки развести в стороны. Я буду говорить одно, а показывать совсем другое, поэтому не ошибитесь и будьте внимательны.
5. Легенды о цветах.
Сегодня мы много говорили о целебных свойствах цветов, о том как появились эти цветы у нас. Но о цветах существует ещё множество легенд, некоторые из них вы сейчас услышите.
Уч-ца:
У нас в палисаднике, возле терраски
Растут голубые Анютины глазки
Анютины глазки, Анютины глазки
Они распускаются быстро, как в сказке.
- А хотите узнать откуда взялось такое название?
По легенде, жила на свете девушка Анюта очень добрая и повстречала парня, которого полюбила всей душой. Парень уехал, но обещал вернуться. Каждый день выходила девушка на дорогу, ждала своего возлюбленного, но парень не возвращался. От горя бедная девушка угасла, а на том месте появились цветы, которые так и назвали Анютины глазки.
Уч-ца:
Прекрасная красавица,
Боится лишь мороза
В букете всем нам нравится
Какой цветочек? (Роза.)
И действительно, ни один праздник не обходится без этого красивого, благородного цветка.
Родина розы – Персия, и там этот цветок называется «гюль». Розу очень почитают и о ней существует множество легенд. Греческая легенда гласит, что роза покраснела оттого. Что её поцеловала гулявшая в саду Ева и она зарделась от удовольствия.
Уч-ца:
Поглядите, поглядите, что за красный огонёк!
Это милая гвоздика новый празднует денёк.
А когда настанет вечер, лепестки свернёт цветок:
До утра! До новой встречи и погасит огонёк.
По древнегреческой легенде, богиня Диана – охотница возвращалась с неудавшейся охоты и увидела пастушка, играющего на свирели. Она разгневалась: «Как смеешь ты играть, негодный! Своей игрой ты распугал мне всю дичь в округе!» Беспощадная богиня избила ни в чём неповинного юношу. Там, где упали капли крови выросли цветы. Эти цветы – гвоздики.
Уч-ца:
Их видимо – невидимо, не сосчитать их!
И кто их только выдумал - белёсых, голубых.
Должно быть, оторвали от неба лоскуток,
Чуть – чуть поколдовали и сделали цветок!
Богиня Флора, спустясь на землю наделила названиями все цветы и хотела уходить, но вдруг услышала:
- Не забудь меня! Не забудь меня!
Богиня огляделась и увидела говорящего, это был маленький голубой цветочек.
- Ты будешь незабудкой и я наделю тебя свойством возвращать людям память.
Так сказала богиня и поднялась на небо. С тех пор незабудка обладает чудесным свойством возвращать память.
Однажды, один путешественник попал в страну Латофагов, питающихся лотосами. Отведав кушаний, он забыл о матери, Родине и стал наслаждаться жизнью. Прошёл ни один год. Мать, ожидая сына, выплакала все глаза и, потеряв надежду, попросила прохожего гусляра, чтобы он отнёс сыну букет незабудок. Гусляр дошёл до той далёкой страны. Он увидел юношу, который развлекался с черноокой красавицей и жил в богатстве и роскоши. Гусляр попросил разрешения спеть песню и ему разрешили. В своей песне он пел о лугах, реках, полях и лесах, о матери, качавшей колыбель. Сердце юноши дрогнуло. Он вспомнил родную землю, свою мать, но не вспомнил дорогу домой, туда, куда звало теперь его сердце. И тогда гусляр отдал ему букет незабудок, которые и подсказали путешественнику дорогу в отчий дом.
6. Заключительное слово.
- Вот вы и узнали ребята многое о цветах, о тех цветах, которые мы видим буквально каждый день и уже привыкли к ним, а они настоящее чудо!
- Ребята, а как выдумаете можно ли срывать цветы?
- А когда вы будете гулять в лесу или на лугу, то как вы должны относиться к окружающей среде?
- Ребята, на сегодняшнем занятии вы сделали правильный вывод о том, что нужно беречь и охранять великолепие окружающее нас!
Всю жизнь цветы не оставляют нас
Красивые наследники природы
Они заходят к нам в рассветный час
В закатный час заботливо заходят
Они нам продлевают радость встреч
Откладывают время расставанья
Мы душу и цветы должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельётся в ликованье,
Когда пред ней склоняются цветы,
Посредники живого пониманья!
- Берегите цветы, восхищайтесь ими, цените этот прекрасный дар природы!