Сорок лет биполярного мироустройства

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • систематизировать материал по теме урока;
  • повторить положение США и СССР после Второй мировой войны, делая выводы об основных внешнеполитических целях мировых держав, которые привели к «холодной войне»
  • продолжить формирования навыков самостоятельной работы, умения формулировать задачи искать пути их решения
  • продолжить формирование у учащихся гуманистически ценностных ориентаций на поддержание идей диалога культур мирного взаимодействия, общечеловеческой ответственности за жизнь на планете после создания оружия массового поражения;
  • продолжить формирование умения работать с бланками ЕГЭ, с частями А, В, С.

Основные понятия: «холодная война», биполярный мир, «политика противостояния», мирное наступление СССР на страны Запада, «разрядка» международной напряжённости.

Оборудование: карта Европа после Второй мировой войны

План урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного материала
    • Вводное слово учителя
    • Железная завеса спустилась на континент. Формирование двух полюсного мира (повторительно-обобщающая беседа, анализ документов).
    • Анализ эпиграфов к уроку
    • Работа с картой
  3. Закрепление
    • Работа с типовыми тестовыми заданиями по подготовке к ЕГЭ
  4. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

Вводное слово учителя.

Мы начинаем наш открытый урок тема, которого Сорок лет биполярного мироустройства. Тема выбрана не случайно, мы постараемся обобщить полученные знания прошлых уроков, анализируя исторические источники, работая с картой, и закрепим материал с помощью типовых тестовых заданий используемых при подготовке к ЕГЭ.

Не только история, но и отношение к ней знает крутые повороты, обозначающие качественные этапы политического, социального, нравственного развития человеческого сообщества. С достаточной степенью надёжности можно прогнозировать: когда цивилизация перешагнёт через силовые поверья, все согласятся с тем, что «холодная война» - одна из самых печальных глав XX столетия – явилась порождением, прежде всего людских несовершенств и идеологических предрассудков. Её вполне могло не быть. Её не было бы, если бы поступки людей и действия государств соответствовали их словам и декларациям всегда и во всём.

Железная завеса спустилась на континент. Формирование двух полюсного мира (повторительно-обобщающая беседа, анализ документов).

-Охарактеризуйте геополитическую ситуацию в мире после Второй мировой войны

- ответы учащихся. Вторая мировая война существенно изменила соотношение сил на международной арене. Все великие державы в большей или меньшей степени пострадали от невиданного в мировой истории конфликта. Только США вышли из войны обогатившись, и усилившись. Они имели мощные вооружённые силы, крупнейший золотой запас, не пострадали от войны материально. Их и без того значительный потенциал ещё более увеличился. Кроме того, американцы создали не виданное по разрушительным последствиям атомное оружие и продемонстрировали его мощь, применив против своего противника – Японии. США не скрывали своих претензий на роль ведущей мировой державы.

Иным было положение Советского Союза. СССР понёс огромные человеческие и материальные потери в войне, сыграл решающую роль в победе над фашизмом. Он располагал мощной армией и хотел использовать дислокацию своих вооружённых сил в др. странах в собственных интересах, не собирался действовать в русле американской политики.

Что касается др. великих держав, то вес Великобритании и Франции после Второй мировой войны значительно уменьшился. Они были озабочены, прежде всего, сохранением своих колониальных империй, где нарастало национально-освободительное движение. Германия, Япония и Италия в результате поражения утратили военную мощь и политическое влияние. Их территории были оккупированы. Экономический потенциал этих стран нуждался в восстановлении. Поэтому решающую роль в мировых делах стали играть США и СССР.

Анализ эпиграфов к уроку

- Подводя итоги послевоенного развития нельзя не обратить внимание на эпиграфы к нашему уроку Б. Россела и Е. Евтушенко. Какие факторы после военного развития иллюстрируют первый и второй эпиграф.

  • «Следующим шагом будет уменьшение взаимных подозрений, которые к несчастью, существовали между Россией и западными державами».
    (Б. Россел, английский философ 1945 г.)

- ответы учащихся. Первоначально был взят курс на политику равновесия в Европе, но из-за усиления идеологической мощи – социализма и капитализма, начинается формирование двух лагерей, именно в идеологии автор видит, скорее всего, подозрение.

  • «Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила».
    (Е. Евтушенко, российский поэт 1990 г.)

- ответы учащихся. Под медовым месяцем автор понимает ту систему конференций проведённых в ходе Второй мировой войны, создание ООН. Война объединила, имеется ввиду открытие второго фронта и создание антигитлеровской коалиции. А вот победа, завоёванная СССР с таким большим трудом не позволяла США смириться с ещё одной державой на международной арене. Медовый месяц закончился, когда была произнесена речь У. Черчилля в г. Фултон 5 марта 1946 г.

- Противоречия, которые существовали между странами, всё более усиливалось, и основным документ, как вы заметили, в котором это рассматривается, является речь У. Черчилля. Обратите своё внимание на данный документ и дайте ответ на вопрос, какие государства, по мнению У. Черчилля находились за «железной завесой». Как вы понимаете данный термин?

-Из речи Уинстона Черчилля в Фултоне (5 марта 1946) «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы.

Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства превалируют почти во всех этих странах и до настоящего времени, за исключением Чехословакии, в них не существует никакой подлинной демократии...

Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотреть здесь сегодня, - это система предотвращения угрозы войны, обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах...

...Русские... ничего не почитают так, как силу, и ни к чему не питают меньше уважения, чем к военной слабости. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной, мы не можем позволить себе, насколько это в наших силах, действовать с позиций малого перевеса, который вводит в искушение заняться пробой сил. Наша старая доктрина равновесия является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил. Если западные демократии будут держаться вместе, строго следуя принципам Хартии ООН их влияние на претворение в жизнь этих принципов было бы огромным, и никто бы не смог встать у них на пути. Но если их что-то разделит или они заколеблются в исполнении своего долга, тогда действительно катастрофа может грозить нам всем...».

- ответы учащихся. железная завеса – система мер направленных на внешнюю изоляцию СССР от других стран. Государства, находящиеся за железным занавесом это: Варшава, Берлин, Прага и т.д.

Работа с картой

- Найдите и покажите на исторической карте в учебнике карта №18 «Европа после Второй мировой войны» (с.XXII), данные государства находящиеся за «железной завесой».

-Мы с вами знаем, что в историки считают речь Черчилля началом «холодной войны». Найдите в документе положения, которые подтверждают этот вывод историков и дайте определение понятию «холодная война».

- ответы учащихся. Я не верю, что Советская Россия хочет…

- «холодная война» - термин, введённый в употребление американским журналистом Уолтером Липпманом; он подразумевает жёсткую конфронтацию противоборствующих сторон СССР и США и их союзников: гонку вооружений, идеологическое противостояние, локальные конфликты, не перераставшие в новую мировую войну.

- Хорошо. Назовите причины «холодной войны».

-Обобщая сказанное, давайте представим это в виде таблицы, которая ярко отражает двухполюсность взаимоотношений. С одной стороны США со стремлением закрепить мировое господство и с другой СССР со стремлением обеспечить безопасность своих границ и осуществить экспорт коммунизма.

-(выводится таблица на экран через проектор)

США СССР 
Стремление закрепить мировое лидерство после Второй мировой войны Стремление обеспечить безопасность своих границ и осуществить «экспорт коммунизма»
Политико-экономическая экспансия в Европе. Американское присутствие в мире на военных базах. Пропаганда американского образа жизни. Создание блока дружественных государств с просоветскими режимами. Желание получить заслуженную долю геополитических трофеев в качестве компенсации за огромные потери СССР в ходе Второй мировой войны и решающий вклад Советского союза в разгром фашизма.

-У любой войны есть не только причины, но и проявления.

-Охарактеризуйте проявления холодной войны середины 1940-х – начала 1980-х гг. По основным направлениям: гонка вооружений, соперничество сверхдержав в Европе, участие СССР и США в Корейской и Вьетнамской войне.

-ответы учащихся

- Обратите внимание на следующий документ с типовым заданием части С. Это работа с историческим источником, где нужно кратко ответить на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории. Я напоминаю вам, что за задание С1-С3 ставится от 0-2 баллов. Читаем данный документ и отвечаем на вопросы устно.

Из статьи маршала С.Ф. Ахромеева.

«В целом для Вооружённых Сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны 40-й армии обходился в 6,0-6,5 млн. рублей. Кроме того, постоянно всем необходимым надо было снабжать афганские войска. В итоге стране каждый день войны обходился в 10-11 млн. рублей. Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских вооружённых Сил. Им была поставлена неправомерная и нереальная задача: военным путём заставить народ, численностью 17 млн. человек, подчиниться непопулярному правительству, опирающемуся на советские штыки. Она была непосильна и для армии численностью 75 тыс. человек, увеличенной затем до 108 тыс. ... Здравомыслящим людям заранее была очевидна призрачность иллюзий, которые питал кое-кто насчёт того, что воевать советским войскам в Афганистане не потребуется. Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая революционный режим от попыток его свержения внешними силами. А с внутренними мятежными силами справится сама афганская армия. Реальная действительность быстро развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилетнюю кровавую авантюру...».

  • С1. В каком году началась советская военная компания, о которой говорится в тексте? Укажите фамилию руководителя СССР, при котором она началась и окончилась.
  • С2. Чем было вызвано участие советских войск в этом военном конфликте? Укажите не менее трёх причин.
  • СЗ. Какие последствия с точки зрения маршала имела война для СССР? Какие последствия можете указать вы? Укажите не менее трёх последствий.

3. Закрепление

Работа с типовыми тестовыми заданиями по подготовке к ЕГЭ

-Анализируя свои ответы, дайте ответ на главный вопрос урока. Можно ли было избежать холодной войны?

- ответы учащихся

- Так как мы не только повторяем тему урока, но и готовимся к ЕГЭ. Закрепляем наши знания типовыми заданиями части А и В.

Вариант № 1

Часть А

Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал код правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует), задание считается не выполненным.

А1. Военно-политическое противостояние стран Запада и советского блока получило название

  1. «война нервов»;
  2.  «холодная война»
  3. «разрядка»;
  4. «кризис доверия»

А2. Карибский кризис связан с размещением советских ракет

  1. в ГДР;
  2. в Турции;
  3.  на Кубе;
  4.  во Вьетнаме

А3. Речь У. Черчилля в Фултоне имела последствием

  1. потепление отношений между бывшими союзниками во Второй мировой войне
  2. рост напряжённости в отношениях между СССР и странами Запада
  3. одобрение со стороны Запада установления в Восточной Европе просоветских режимов
  4. начало войны в Корее

А4. ГДР образовалось на территории зон оккупаций

  1. Франции;
  2. СССР;
  3.  США;
  4.  Великобритании

А5. Помощь Северной Кореи оказывал

  1. Китай;
  2. Япония;
  3. США;
  4. Вьетнам

Часть В задания на установления последовательности оцениваются в 1 балл – за верный и 0 баллов – за неверный.

В1. Расположите в хронологической последовательности

А) война в Корее
Б) создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
В) создание Организации Варшавского договора
Г) сооружение Берлинской стены – Берлинский кризис

Вариант № 2

Часть А

А1. В международных отношениях в период «холодной войны» к понятию «Восток» относили:

  1. США и её союзников;
  2. Движение неприсоединения;
  3. СССР и дружественные социалистические страны;
  4. Развитые государства;

А2. США предоставляли финансовую и экономическую помощь государствам Западной Европы по плану Маршалла при условии:

  1. вступления в ООН;
  2. удаления коммунистов из состава правительства;
  3. признания доллара международной валютой;
  4. вхождения в СЭВ

АЗ. С именем учёного И.В. Курчатова в послевоенной истории СССР было связано:

  1. создания ядерного оружия;
  2. запуск первого в мире искусственного спутника Земли;
  3. создание водородной бомбы;
  4. проектирование межконтинентальных баллистических ракет.

А4. Первое в период «холодной войны открытое противостояние между СССР и США произошло во время:

  1. войны во Вьетнаме
  2. Карибского кризиса;
  3. Корейской войны;
  4. Реализации плана «Дропшот».

А5. Укажите верное утверждение. Во время Корейской войны СССР:

  1. ввёл войска в Северную Корею;
  2. послал в КНДР лётчиков и военных специалистов;
  3. ввёл войска в Южную Корею
  4. вступил в ОВД Часть В.

В1. Расположите в хронологической последовательности

А) война в Корее
Б) ввод войск в Афганистан
В) Карибский кризис
Г) война во Вьетнаме

4. Домашнее задание

- Домашнее задание написать эссе на тему: «Война нас объединила, а победа разъединила».