Мастерство профессионального общения. Доклад по теме "Психодиагностическая и консультативная работа с детьми и подростками, пострадавшими от насилия"

Разделы: Школьная психологическая служба


Психодиагностическая и консультативная работа с детьми и подростками, пострадавшими от насилия

Методы работы с такой категорией психолог выбирает в зависимости от конкретного случая, ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т.д. Наиболее используемые являются следующие методики:

  1. Психодиагностический опросник А.Е Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопатический проявлений.
  2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребностей, страхов и других индивидуальных характеристик.
  3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности.
  4. Рисуночные тесты «Дом - дерево - человек», «Кинематический рисунок семьи», «несуществующее животное». «Незаконченные предложения» для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и «эго» состояний
    жертвы насилия.

Показаниями к психологическому консультированию являются:

  • самостоятельное обращение ребенка или подростка;
  • направление ребенка родителями, опекунами, педагогами или представителями других организаций;
  • приглашение пострадавшего самим психологом.

Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию тревоги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит.

Основным методом психологического консультирования является интервью.

С помощью специальных вопросов и заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, психолог продвигается во взаимодействии с клиентом от достижения взаимопонимания к совместному решению о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы.

Во время интервью психолог может использовать другие известные методы, содействующие активности, смене чувств и переживаний, демонстрирующие ребенку, пострадавшему от насилия, безусловное принятие его личности, безоценочное отношение. Часто эти результаты достигаются через различные варианты слушания клиента (Т. Гордон):

  • Пассивное слушание (тишина). Это мощное невербальное средство, позволяющее ребенку почувствовать внимание к его личности и проблемам.
  • Реакция подтверждения, признания услышанного. Осуществляется с помощью вербальных реплик и невербальных приемов (кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмуривание и др).
  • «Открывание дверей». Это специальные вопросы или замечания, позволяющие ребенку быть более открытым, поощряющие его высказывания. Прием: поощрение «я понимаю, что тебе пришлось пережить...», «я знаю, что ты чувствовал...»
  • Активное слушание, в ходе которого с помощью перефразирования услышанного психолог уточняет свои гипотезы декодирует информацию клиента.

Приемы: Повторение «Я правильно понял, ты читаешь, что этого могло не случиться, если...»

Или повторяют последние слова клиента: «Одна мысль об этом сводит меня с ума»; «Сводит тебя с ума ?»

  • «Отражение чувств»— метод передачи сопереживания и понимания, предложенный американским психотерапевтом К. Роджерсом. При его использовании психолог становится своеобразным зеркалом чувств ребенка, он помогает их осознать и вербализировать и тем самым содействует эмоциональному отреагированию. Например: («Ты очень обижен на него и потому...»; «Д..., если я правильно тебя понял, ты до сих пор переживаешь, что сделал что-то не так. А твои родственники не поняли тебя... »; «вы очень возбуждены и
    поэтому...»)
  • Обобщение. Это основа психологических методов воздействия, в результате которых ребенок или подросток получает новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога. Человек открывает для себя альтернативное видение реальности, отличающееся от картины, которую он сам представил о случившемся. Изменение этой картины способствует изменению поведения и настроения
    консультируемого.

Например:

«если я правильно тебя понял, ты....»
«ты думаешь, что..., я правильно тебя понял?»

  • Обучение сублимации, т.е. выражению чувств в социально-приемлемой, безопасной и потенциально-творческой форме.
  • Директива, при использовании которой психолог ясно показывает консультируемому, какое действие считает для него желательным, и предполагает, что клиент выполнит его указания.
  • Самораскрытие. Психолог делится личным опытом и переживаниями, показывает, что способен разделить нынешние чувства собеседника. Высказывания психолога построены на «Я-предложениях».
  • Обратная связь. Психолог дает возможность человеку понять как (каким) его воспринимают со стороны, дает конкретные данные для самовосприятия..

Метод имеет особое значение для подростков в связи с наличием у них многочисленных проблем и комплексов, усугубляемых комплексом жертвы насилия.

  • Логическая последовательность. Психологом объясняются последствия его мышления и поведения: «Если то... то». Метод дает возможность для рефлексий своих действий и переживаний, способствует развитию возможностей рефлексивного поведения и принятия самостоятельных решений.
  • Пересказ. Повторение сущности ситуации клиента и его мыслей психологом, которое активизирует обсуждение проблемы и улучшает ее понимание обеими сторонами.
  • Резюме, используемое в конце консультативной беседы для суммирования суждений психолога и выводов клиента. Метод способствует прояснению результатов беседы и помогает перенести результаты интервью в реальную жизнь.

Целесообразно использовать в работе с подростками, пострадавшими от насилия, «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных для подростковой психологии форм психологической помощи. Эта форма помощи обеспечивает анонимность, искренности снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность прервать контакт, если он нежелателен. «Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтер подростков, хорошо знающих молодежную субкультуру и специально подготовленных к работе на «телефоне доверия». Роль консультанта «телефона доверия» состоит в помощи подростку в идентификации проблемы, вербализации негативных эмоций, определении источников и установлении здоровых сохранных сторон личности обратившегося за помощью с целью повышения уровня его самооценки выявлении круга друзей и близких, которые могли бы его поддержать; выработке плана действий в критической ситуации.