Цели урока:
- Обосновать необходимость введения новой физической величины – импульса тела.
- Сформировать понятие о замкнутых системах.
- Изучить закон сохранения импульса.
- Сформировать навыки применения полученных знаний.
Задачи урока:
- Способствовать развитию навыков учащихся в самостоятельном приобретении информации, в умении выделять главную мысль.
- Добиться усвоения учащимися формулировки закона сохранения импульса, научить школьников записывать уравнение закона в векторной форме для двух взаимодействующих тел.
- Формировать умение применять полученные знания на практике при решении физических задач на закон сохранения импульса.
- Продолжить формирование эстетического вкуса учащихся через демонстрацию и наглядность, вызвать желание постоянно пополнять свои знания; поддерживать интерес к предмету.
План урока:
- Оргмомент. (1 мин.)
- Проверка домашнего задания. (8 мин.)
- Изучение нового материала. (18 мин.)
- Закрепление изученного материала. Решение задач. (16 мин.)
- Домашнее задание. (0,5 мин.)
- Подведение итогов урока. Рефлексия. (1,5 мин.)
Ход урока
I. Оргмомент. (1 мин.)
II. Проверка домашнего задания. (8 мин.)
Работа по карточкам (5 вариантов). Самостоятельная работа на листочках с обязательным расписыванием хода решения.
Карточка 1
- Рассчитайте первую космическую скорость для спутника Урана, летающего на небольшой высоте, если масса планеты 8,69·1025 кг, а радиус 2,38·107 м.
- Что произойдет со скоростью спутника, летающего на небольшой высоте, если он продолжит свой полет на высоте, равной двум земным радиусам?
Карточка 2
- Рассчитайте первую космическую скорость для спутника Юпитера, летающего на небольшой высоте, если масса планеты 1,9·1027 кг, а радиус 7,13·107 м.
- Как изменилась бы первая космическая скорость, если бы радиус планеты уменьшился в 4 раза?
Карточка 3
- Рассчитайте первую космическую скорость для спутника Сатурна, летающего на небольшой высоте, если масса планеты 5,69·1026 кг, а радиус 6,04·107м.
- Что произойдет со скоростью спутника, летающего на небольшой высоте, если он продолжит свой полет на высоте, равной земному радиусу?
Карточка 4
- Рассчитайте первую космическую скорость для спутника Марса, летающего на небольшой высоте, если масса планеты 6,43·1023 кг, а радиус 3,38·106 м.
- Как изменилась бы первая космическая скорость, если бы радиус планеты увеличился в 9 раз?
Карточка 5
- Рассчитайте первую космическую скорость для спутника Венеры, летающего на небольшой высоте, если масса планеты 4,88·1024 кг, а радиус 6,1·106 м.
- Как изменилась бы первая космическая скорость, если бы масса планеты уменьшилась в 4 раза?
III. Изучение нового материала. (18 мин.)
Эксперимент 1. Скатывание легкоподвижной тележки с наклонной плоскости. Она сдвигает тело, находящееся на ее пути.
Рис. 1
Вопрос: Можно ли найти силу взаимодействия тележки и тела?
Ответ: Нет, так как столкновение тележки и тела кратковременное и силу их взаимодействия определить трудно.
Эксперимент 2. Скатывание нагруженной тележки сдвигает тело дальше.
Рис. 2
Вопрос: Можно ли в данном случае найти силу взаимодействия тележки и тела? С помощью, каких физических величин можно охарактеризовать движение тела?
Вывод: Законы Ньютона позволяют решать задачи, связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы, т.е. равнодействующая всех сил. Но часто бывает очень сложно определить равнодействующую силу, как это было в наших случаях.
Такие ситуации возникают при различных ударах и столкновениях твёрдых тел, их формы и условий столкновения, а также во время взрывов, когда давление газов от сгорания взрывчатки меняется по сложному закону. Для описания подобных ситуаций в механике введены специальные величины, значение которых не изменяется при взаимодействии тел: импульс тела и энергия тела.
Рис. 3
Эксперимент 3 (на нитях подвешиваются два шарика)
Рис. 4
Правый отклоняют и отпускают. Вернувшись в прежнее положение и ударившись о неподвижный шарик, он останавливается. При этом левый шарик приходит в движение и отклоняется практически на тот же угол, что и отклоняли правый шар.
Импульс обладает интересным свойством, которое есть лишь у немногих физических величин. Это свойство сохранения. Но закон сохранения импульса выполняется только в замкнутой системе.
Система тел называется замкнутой, если взаимодействующие между собой тела, не взаимодействуют с другими телами.
Закон сохранения импульса: геометрическая (векторная) сумма импульсов взаимодействующих тел, составляющих замкнутую систему, остается неизменной.
Рис. 5
IV. Закрепление изученного материала. Решение задач. (15 мин.)
Совместно разбираются у доски две задачи, а следующие две для самостоятельного решения с консультацией учителя.
- Легковой автомобиль массой 1 т и грузовик массой 3 т движутся по шоссе с одинаковыми скоростями. Сравните импульсы этих машин.
- Шар массой 200 г, двигавшийся со скоростью 5 м/с, сталкивается абсолютно неупруго с шаром массой 300 г, двигавшимся в том же направлении со скоростью 4 м/с. Найдите скорость шаров после удара
- Два неупругих шара массами 6 кг и 4 кг движутся со скоростями 8 м/с и 3 м/с соответственно, направленными вдоль одной прямой. С какой скоростью они будут двигаться после абсолютно неупругого соударения? Шары движутся в одну сторону.
- Стальная пуля массой 4 г, летящая горизонтально со скоростью 500 м/с, попадает в центр боковой грани неподвижного стального бруска, масса которого 1 кг. После столкновения пуля отскакивает в противоположную сторону со скоростью 400 м/с. Чему равна скорость бруска после столкновения?
V. Домашнее задание. (0,5 мин.)
По учебнику Перышкина А.В. Гутник Е.М. Физика 9 класс.
- п. 21, 22
- упр. 20, 21
VI. Подведение итогов урока. (2 мин.)
Ученики по желанию рассказывают, что нового и важного узнали на уроке (импульс, закон сохранения импульса для упругого и неупругого удара).