Профориентация как фактор успешности при выборе профессии, связанной с железнодорожным транспортом

Разделы: Администрирование школы


Уже почти полвека встречает своих воспитанников железнодорожная школа – интернат №20 на станции Омск. В школе – 12 классов – комплектов, в которых каждый год обучается до 200 воспитанников с 37 станций и разъездов Западно-Сибирской железной дороги.

В учебном заведении трудится высокопрофессиональный слаженный коллектив, насчитывающий 50 педагогических работников. В настоящее время 98 % педагогов имеют высшее образование, 68% - высшую и первую квалификационные категории.

Программа развития школы – интерната позволяет решать актуальные образовательные задачи в рамках следующей цели:

Формирование всесторонне развитой, образованной, физически и нравственно здоровой личности, владеющей ключевыми компетентностями и готовой к саморазвитию, самореализации и профессиональному самоопределению, ориентированному на железнодорожные специальности.

Педагогический коллектив целенаправленно работает над повышением уровня мотивации к обучению. Качество знаний за 5 лет повысилось на 12% и составило 46% по итогам 2009-2010 учебного года. Каждый год из своих стен школа выпускает медалистов. Начиная с 2006 года, успешно участвовала в эксперименте по проведению Единого государственного экзамена. Все выпускники школы проходят итоговую аттестацию в формате ЕГЭ, получая аттестаты о среднем (полном) общем образовании.

Школа – интернат имеет положительный опыт работы по ряду направлений, обозначенных в Концепции развития системы образования ОАО «РЖД». Одним из ключевым направлений является профориентационная работа, которая призвана:

  • содействовать школьникам в решении актуальных задач развития, обучения и социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;
  •  приобщать школьников к традициям и истории железнодорожного транспорта,
  • ориентировать школьников на выбор железнодорожной профессии.

Для реализации этих задач создана программа профориентации школьников на железнодорожные профессии «Путь в профессию», выстраивается учебно-воспитательный процесс, организуется работа социально-психологической, медицинской служб школы, системы дополнительного образования.

В школе-интернате имеется достаточно современная школьная инфраструктура, которая делает образовательный процесс увлекательным и интересным, а школу не только центром обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Эту возможность дают: кабинет профориентационной работы с наглядными пособиями и тематическими стендами, специализированные учебные кабинеты в Омском государственном университете путей сообщения, в Дорожной технической школе, техникуме железнодорожного транспорта, демонстрационные залы музея железнодорожного транспорта, предприятия железной дороги. Кроме того, в учебных кабинетах есть уголки профориентации, в библиотеке, отвечающая современным требованиям, - учебная, научно-популярная и художественная литература железнодорожной тематики, видеотека.       

Успешно осуществляется информатизация школы. Оснащены современной компьютерной техникой, подключены к Интернету и соединены в общую сеть кабинеты информатики, физики, математики, русского языка, истории и другие. Используются интерактивные доски и мультимедийные программы обучения.

В школе ведётся серьёзная работа по здоровьесбережению воспитанников, профилактике заболеваний (соляная пещера, фитобар, тренажёрный зал, рациональное, витаминизированное питание и многое другое), что позволяет выпускникам профильных классов, успешно проходить медицинскую комиссию с довольно серьёзным подходом к состоянию здоровья абитуриентов.

Диагностика состояния здоровья выпускников профильных классов за последние годы показывает отсутствие простудных и иных заболеваний более чем у 90% школьников.

Участие педагогического коллектива общеобразовательного учреждения в профориентационной работе проходит через систему обучения (урок). Элементы профориентации включены в большинство предметов учебного плана. При этом педагогами школы используются до 20 инновационных образовательных и воспитательных методик и технологий. Все педагоги, работающие в старших классах, прошли курсовую подготовку в институте развития образования Омской области по теме: «Теория и практика профильного обучения и предпрофильной подготовки», а учителя математики, русского языка и физики - «Подготовка школьников к ЕГЭ».

Школа не может не реагировать на изменение рынка труда. Естественной реакцией педагогического коллектива стала работа по повышению качества обучения, предоставление школьнику возможности как можно раньше определиться со своей будущей специальностью. Приоритетным направлением образовательного процесса остаётся подготовка кадров для железнодорожной отрасли через профильные классы, ориентированные на поступление в железнодорожные учебные заведения. Преемственность профориентационной работы на всех ступенях образования обеспечивается индивидуальным психолого-педагогическим сопровождение каждого воспитанника.

При этом методы и формы работы используются самые разнообразные: от привития элементарных трудовых навыков через общественно – полезный труд до формирования адекватного решения о выборе профессии через спецкурсы, кружки, экскурсии на железнодорожные предприятия, в музеи и учебные заведения железнодорожной направленности.

В младшем школьном возрасте большое место в профориентационной работе занимают ролевые игры. Они служат средством познания действительности, создания коллектива, формируют любознательность, развивают организаторские способности. Играя, младший школьник выбирает определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека, стремясь овладеть теми качествами личности, которые важны в реальной жизни. С увлечением первоклассники отгадывают железнодорожные профессии по названиям инструментов. А ребята постарше (3-4 классы) перевоплощаются в журналистов и задают вопросы родителям на импровизированных пресс-конференциях: «Кем Вы хотели стать в детстве?», «Как Вы учились?», «Чем Вы увлекались?», «В каких кружках Вы занимались? », «Вы любите свою профессию?» и т.п.

Новой формой профориентационной работы стали клубы по интересам, организованные в каждом классе. Клуб – это в своём роде "установка на вид деятельности". Такую установку ежегодно получает каждый класс. «Весёлый паровозик», «Юный машинист», «Станция будущего», «Вокзалы России» - вот то поле деятельности, которое окружает учеников, вовлечённых в разнообразные мероприятия: интеллектуальные и познавательные игры, творческие конкурсы, мини-концерты, встречи с интересными людьми и др.

На III ступени обучения старшеклассники более углубленно изучают деятельность ОАО «РЖД», проходят профориентационную подготовку через спецкурсы, центры довузовской подготовки. В учебный план включены элективные курсы предпрофильного и профильного обучения: «Экономика железнодорожного транспорта», «Решение математических задач с использованием железнодорожной тематики», «Физика в будущей профессии», «Техническое черчение», «Общий курс железных дорог».

Ученики 10–11-х классов в период зимних каникул становятся участниками профориентационных экскурсионных программ «Открытые двери компании» в Москве и Новосибирске. Такие программы расширяют кругозор школьников, формируют ценностные ориентации на железнодорожные профессии.

Важное место в системе профориентации занимает совместная работа с вузами и техникумами железнодорожного транспорта, железнодорожными предприятиями. Это:

  • участие в олимпиадах и днях открытых дверей (ОТЖТ, Дортехшкола, ОмГУПС);
  • научно-методическая работа по созданию элективных курсов;
  • организации подготовки будущих абитуриентов;
  • подбор учащихся в профильные классы с выдачей им целевых направлений.

С 1999 года в школе работает 2 Центра довузовской подготовки, в которых обучаются ученики 11 классов с линейных станций Омского отделения дороги, ориентированные на поступление в Сибирский и Омский государственные университеты путей сообщения, в железнодорожные техникумы. Занятия в этих центрах проводят преподаватели вузов по скорректированным для учащихся программам. Одновременно идёт знакомство школьников с факультетами и специальностями высших учебных заведений железнодорожного транспорта, правилами приёма, лабораторной базой. Результатом такой работы является стабильно высокий процент (70%–80%) поступивших в названные выше учебные заведения, а также 100% поступление выпускников профильных классов.

С 2005 года в школе-интернате учатся группы юных железнодорожников. Ученики 7 – 10 классов проходят теоретическое и практическое обучение по 4-х годичной программе, разработанной на Детской железной дороге г. Новосибирска, с обязательным прохождением учебно-производственной практики. Учащиеся 5 года обучения осваивают рабочие специальности: «дежурный по переезду» (группа девушек) и «монтёр пути» (группа юношей) в Омской дорожной технической школе, на базе которой организуется учебно-производственная практика. Обучают школьников преподаватели железнодорожного техникума и дорожной технической школы, используя технические возможности этих учебных заведений.

За последние 3 года наблюдается тенденция увеличения количества школьников, обучающихся в группах юных железнодорожников с 50 человек в 2007 году до 82 человек в 2010 году, за это же время учебно – производственную практику на Детской железной дороге в г. Новосибирске прошли 182 юных железнодорожника.

С нетерпением ждут ребята эту летнюю поездку на Детскую железную дорогу, где не только пробуют себя в роли представителей различных железнодорожных профессий, испытывают новейшие тренажёры и компьютерные программы, но и отлично отдыхают в лагере имени Константина Заслонова, встречаются с интересными людьми, участвуют в соревнованиях и творческих конкурсах.

В июне 2010 года состоялся первый юбилейный выпуск на Детской железной дороге. В торжественной обстановке 5 учеников 11 класса школы – интерната получили целевые направления от начальника Западно-Сибирской железной дороги А.В. Целько в Омский государственный университет путей сообщения. Выпускники оправдали высокое доверие, успешно сдав экзамены и став студентами вуза.

Целенаправленная профориентационная работа проводится в системе дополнительного образования, на занятиях кружков эстетического цикла, вокально-хореографического и технического направлений.

Младшие школьники занимаются в кружке «Юный железнодорожник», где ребята вместе с руководителем создали макет железной дороги, Постоянно действует выставка детских рисунков «Моя железная дорога». Серия витражей, посвященных истории отрасли, участие в дорожных и отраслевых выставках рисунков и поделок – все это воспитывает в детях гордость за школу, гордость за магистраль.

Традицией стали концертные программы, на которые приглашаются ветераны Великой Отечественной войны и труда – железнодорожники. С удовольствием смотрят они выступления участников детских творческих объединений (вокально-хоровой студии «Хорошее настроение», танцевального коллектива «Созвездие» и др.), в репертуаре которых песни и танцы железнодорожной тематики: танец «Проводницы», «Песенка машиниста», «Гимн Западно - Сибирской железной дороги», песня «Магистраль». Ветераны вспоминают о боевых товарищах, о послевоенном восстановлении железной дороги, с гордостью говорят о профессии железнодорожника.

Существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы является организация внеклассной воспитательной работы как составной части профориентационной программы.

Большую часть этой работы планируют и осуществляют воспитатели, реализуя гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, формируя здоровый образ жизни, организуя общественно-полезного труд.

Значительное место во внеклассной работе занимают общешкольные мероприятия: праздники, смотры, конференции, выставки, конкурсы, викторины. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей.

На традиционных школьных праздниках (День знаний, Последний звонок, Выпускной бал, День защитника Отечества, День Победы) всегда присутствуют почётные гости: руководители Западно-Сибирской железной дороги и железнодорожных предприятий. Такие мероприятия формируют мировоззрение школьников, вызывают чувство приобщения к жизни страны.

Ещё одной формой внеклассной работы в школе-интернате стала профориентационная сессия, в ходе которой школьники с 1 по 11 класс «погружаются в мир железнодорожных профессий». Ученики начальной школы с увлечением готовятся к «Параду железнодорожных профессий», стремясь как можно больше узнать о работе своих родителей; с интересом отгадывают загадки на знание железнодорожной терминологии; рисуют сюжеты из истории железных дорог России.

Учеников 7-9 классов ждут более серьёзные испытания. Школьники участвуют в конкурсе мини-сочинений «Мой выбор – железная дорога». Лучшие из них становятся участниками викторины «Знай и соблюдай правила поведения на железной дороге». Победителю вручается замечательный приз – энциклопедия по всем школьным предметам и целевое направление в Омский техникум железнодорожного транспорта.

Для старшеклассников профориентационная сессия – дело не просто увлекательное, но и ответственное: это защита научно – исследовательских работ, связанных с железнодорожным транспортом, творческая презентация железнодорожных профессий, участие в различных профориентационных тренингах.

Чтобы лучше узнать структуру управления железнодорожным транспортом, ученики 10 – 11 классов участвуют в деловой игре «Управление железнодорожным бизнесом», которую проводят инструкторы, подготовленные в УМЦ на железнодорожном транспорте в г. Москве. Разбившись на группы – компании, которые конкурируют друг с другом, ребята стремятся стать лидерами на рынке грузоперевозок, убеждаясь на собственном опыте, что управление железнодорожным транспортом сверхсложное дело.

Завершает сессию клуб встреч «Магистраль». На каждой такой встрече воспитанники школы - интерната знакомятся с победителями сетевых конкурсов профессионального мастерства, работниками железнодорожных предприятий, руководителями и студентами железнодорожных учебных заведений. Ребят интересует всё, что будет определять их будущее, поэтому они с волнением ждут ответов на множество вопросов, которые зададут на этой встрече.

Эти «допрофессиональные пробы» позволяют сделать выбор и сформировать собственный заказ раннего профессионального образования среди учащихся 7-11 классов.

С 2005 года, ученики школы-интерната принимают участие в сетевом конкурсе на лучшее сочинение о железнодорожном транспорте. Итогом такого творчества стало 2 место и премия в размере 200 тысяч рублей за успехи в обучении и воспитании детей ОАО «РЖД». Работы железнодорожной тематики представлены школьниками на всероссийских, дорожных, региональных, городских конкурсах. Одарённые воспитанники отмечены наградами различного достоинства. Дипломантами и лауреатами Всероссийского фестиваля «ТранспАрт - 2009», организованного Министерством транспорта Российской Федерации, в номинациях «Литературное творчество» и «Изобразительное искусство» стали участники школьных кружков эстетического и литературного направлений.

А одна из воспитанниц – Корепанова Евгения – лауреатом премии по поддержке талантливой молодёжи, установленной Указом президента Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование». В этом году Евгения, получив целевое направление, поступила в Омский государственный университет путей сообщения на факультет «Автоматика и телемеханика», но со своими увлечениями живописью и танцами расставаться не собирается.

Реализация программы «Путь в профессию» позволяет успешно решать задачи, обозначенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в Концепции развития системы образования ОАО «РЖД»:

  • готовить конкурентоспособных выпускников, стремящихся к обучению и профессиональному росту в течение всей жизни;
  •  выполнять социальный заказ Компании по подготовке кадров в сфере железнодорожного транспорта.

Основными результатам целенаправленной профориентационной работы можно считать:

  • 100% поступление выпускников 11 профильного класса в железнодорожные учебные заведения. Более 100 выпускников за последние 5 лет стали студентами учебных заведений железнодорожной направленности.
  • Высокий рейтинг школы-интерната №20 согласно мониторингу показателей результативности деятельности негосударственных образовательных учреждений ОАО «РЖД» и детских железных дорог по профессиональной ориентации учащихся и воспитанников на профессии железнодорожного транспорта.
  • I место в сетевом конкурсе «Школа года ОАО «РЖД» в 2010 году.