Пояснительная записка
По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.
Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Оно понятно широким массам трудящихся, является для них "самым близким искусством" Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 3 года обучения. Занимаются мальчики и девочки. Занятия способствуют развитию творческих способностей, развитию инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в роли автора. Программа объединения модернизированная, так как составлена на основе литературы по рукоделию.
Цель:
- Организация досуговой деятельности детей.
- Обучение элементарным трудовым навыкам, развития самосознания, побуждения к творчеству.
- Развитие коммуникативных способностей, формирующих умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.
Задачи:
1 год обучения
- Ознакомление с видами и свойствами материалов, природных даров.
- Развитие культуры труда, пространственного мышления, творческих способностей, наблюдательности. Учить практическим навыкам работы с природным материалом; с материалом из кожи, соломки, глины, бумаги, теста.
- Воспитание бережного отношения к окружающему миру, к родному краю.
2 год обучения
- Углублять знания о видах и свойствах материала. Углубление представлений об окружающем крае.
- Развитие аккуратности, усидчивости, фантазии, восприимчивости к окружающему миру, умение понимать красоту.
- Воспитание бережного отношения к окружающему, формирование интереса и любви к культуре родного края.
3 год обучения
- Расширение знаний о видах и свойствах материалов. Углубление представлений об окружающем мире.
- Развитие фантазии, аккуратности, восприимчивости к окружающему миру, умение понимать красоту.
Учебно-тематический план (1 год обучения)
№ | Название темы | Количество часов | ||
теоретич. | практич. | всего | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Работа с бумагой | 4 | 8 | 12 |
3. | Работа с яичной скорлупой | 2 | 4 | 6 |
4. | Работа с тестом | 8 | 22 | 30 |
5. | Работа с глиной | 16 | 28 | 44 |
6. | Работа с тканью | 2 | 6 | 8 |
7. | Работа с соломкой | 2 | 8 | 10 |
8. | Работа с кожей | 4 | 10 | 14 |
9. | Работа с деревом | 8 | 8 | 16 |
10. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итог | 50 | 94 | 144 |
Предполагаемые результаты 1 года обучения
№ | Знания | Умения | Механизм отслеживания |
1. | Виды бумаги, история, виды изделий, свойства, способы работы | Создание изделия из отходов ИЗО, сгибания. Складывания, пластичность материала, создание изделий, работа с резцами, ножницами. | Викторина "Эта чудесная бумага" |
2. | Свойства скорлупы, её обработка, приемы работы со скорлупой, техника безопасности при работе со скорлупой. Работы по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. | Обработка, хранение. Подготовка
материала. Выполнение по заданному образцу, рациональное использование материала. Изготовление изделия. |
Кроссворд "Птицы наших лесов" |
3. | Приготовление теста, покраска, свойства. фон, подготовка основы | Получение теста, создание поэтапного, покраска, техника безопасности, гигиена труда | Выставка |
4. | Свойства глины, обработка, приемы работы, работа по образцу, обжиг изделия. Нанесение красок, техника безопасности, элементы узоров. | Обработка, хранение, сушка, изготовление, обжиг, покрытие, разрисовка. Соединение ПВА, работа по образцу, изготовление изделия. | Выставка |
5. | Свойства ткани, приемы работы. Резьба по шаблону, история татарского орнамента. | Подбор ткани к эскизам, составление узора, гигиена труда | Конкурс между группами, выставка |
6. | Виды соломки, история, заготовка, свойства, способы изменения цвета, работа с утюгом, разновидность наклеивания. Подготовка основы. | Экскурсия на природу. Сбор, хранение, вырезание междуузлом, расчленение, разглаживание, наклеивание, придание изделиям тона, гигиена труда. | Игра "Чей колосок?". Взаимопроверка "Найди ошибку", опрос "Что мы знаем?", конкурс "Самый-самый" |
7. | Свойства кожи, подготовка, покраска, разглаживание, выкраивание, обработка на свечке, лакирование. | Подготовка кожи к работе, выкраивание, умение пользоваться инструментами, последовательность работы, техника безопасности. | Самоконтроль. Выставка. |
Учебно-тематический план (2 год обучения)
№ | Название темы | Количество часов | ||
теоретич. | практич. | всего | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Лоскутная пластика | 6 | 14 | 20 |
3. | Работа с соломкой | 4 | 10 | 14 |
4. | Работа с деревом | 6 | 20 | 26 |
5. | Работа с глиной | 10 | 26 | 36 |
6. | Вязание крючком | 4 | 10 | 14 |
7. | Работа с кожей | 6 | 12 | 18 |
8. | Работа с тестом | 2 | 10 | 12 |
9. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итог | 42 | 102 | 144 |
Предполагаемые результаты 2 года обучения
№ | Знания | Умения | Механизм отслеживания |
1. | Свойства ткани, приемы работы. Резьба по шаблону, история татарского орнамента, техника безопасности при работе с утюгом, ножницами, подготовка основы. | Подбор ткани к эскизам, составление узора, гигиена труда | Конкурс между группами, выставка |
2. | Виды соломки, история, заготовка, свойства, способы изменения цвета, работа с утюгом, разновидность наклеивания. Подготовка основы. | Экскурсия на природу. Сбор, хранение, вырезание междуузлом, расчленение, разглаживание, наклеивание, придание изделиям тона, гигиена труда. | Игра "Чей колосок?". Взаимопроверка "Найди ошибку", опрос "Что мы знаем?", конкурс "Самый-самый" |
3. | Художественные и технологические особенности геометрической резьбы. | Подготовка основы, пользование инструментом, выполнение элементов резьбы | Выставка |
4. | Свойства глины, обработка, приемы работы, работа по образцу, обжиг изделия. Нанесение красок, техника безопасности, элементы узоров. | Обработка, хранение, сушка, изготовление, обжиг, покрытие, разрисовка. Соединение ПВА, работа по образцу, изготовление изделия. | Выставка |
5. | Свойства нитей, материал, цепочка, столбик без накида, двойная цепочка, полустолбик - основы вязания крючком. | Различать виды ниток, размеры крючка, элементарные знания основ вязания крючком, выполнение работ. | Выставка |
6. | Свойства кожи, подготовка, покраска, разглаживание, выкраивание, обработка на свечке, лакирование. | Подготовка кожи к работе, выкраивание, умение пользоваться инструментами, последовательность работы, техника безопасности. | Самоконтроль. Выставка. |
7. | Приготовление теста, покраска, свойства. фон, подготовка основы | Получение теста, создание поэтапного, покраска, техника безопасности, гигиена труда | Выставка |
Учебно-тематический план (3 год обучения)
№ | Название темы | Количество часов | ||
теоретич. | практич. | всего | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Работа с деревом | 6 | 32 | 38 |
3. | Работа с глиной | 4 | 28 | 32 |
4. | Работа с кожей | 4 | 30 | 34 |
5 | Работа с тестом | 4 | 32 | 36 |
6. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итог | 22 | 122 | 144 |
Предполагаемые результаты 3 года обучения
№ | Знания | Умения | Механизм отслеживания |
1. | Художественные и технологические особенности геометрической резьбы. Исходные элементы геометрической резьбы. | Подготовка основы, пользование инструментом, выполнение элементов резьбы | Выставка |
2. | Свойства глины, обработка, приемы работы, работа по образцу, обжиг изделия. Нанесение красок, техника безопасности, элементы узоров. | Обработка, хранение, сушка, изготовление, обжиг, покрытие, разрисовка. Соединение ПВА, работа по образцу, изготовление изделия. | Выставка |
3. | Свойства кожи, подготовка, покраска, разглаживание, выкраивание, обработка на свечке, лакирование. | Подготовка кожи к работе, выкраивание, умение пользоваться инструментами, последовательность работы, техника безопасности. Гигиена труда. | Самоконтроль. Выставка. |
4. | Приготовление теста, покраска, свойства, фон, подготовка основы | Получение теста, создание поэтапного, покраска, техника безопасности, гигиена труда | Выставка |
Литература
1. Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998.
2. Донцова Т. "Какие бывают букеты", Москва, 1991.
3. Тюрина И. "Кожа", Москва, 1998.