Практические задачи занятия:
- создание предпосылок к осознанию учащимися понятия “Родина”;
- развитие навыков использования изученных лексических единиц для решения коммуникативных задач урока;
- развитие навыков использования грамматического материала;
- развитие навыков поискового чтения.
Оснащение урока:
Флаг Российской Федерации с государственным гербом; магнитофон; CD-диск с записью стихотворения “Heimat” на немецком языке; карта России на немецком языке; фотографии людей разного пола и возраста; картинки с изображениями ландшафтов; лексика для характеристики стихотворения на доске; листочки с пословицами на русском и немецком языках для образования групп; 3 разрезанные на части видовые открытки; круг с тремя разноцветными сегментами на обратной стороне доски и 12 лепестков для систематизации грамматической темы “Смешанное склонение прилагательных” на рабочем столе; магниты; восемь полос клейкой ленты; проекты учащихся по теме “Родина”; четыре цветных домика на столах для работы в группах.
Раздаточный материал: перевод стихотворения на русский язык, разрезанные на части пословицы и открытка для образования групп, образец конструкции предложений с шп + zu + Infmitiv и с союзом denn, тексты и таблица для развития навыков поискового чтения.
Ход урока
1. Начало урока. Guten Morgen! Wie geht es euch? Wir beginnen unsere Stunde. Heute hören wir uns ein Gedicht an, sprechen, wiederholen die Grammatik und lesen. Seht bitte an die Tafel und auf den Lehrertisch. Hier seht ihr die Landkarte unseres Landes, die Staatsflagge Russlands und viele Bilder mit den Naturschätzen unserer Heimat. Wir sehen auch viele Schülerprojekte. Sagt, wie das Thema unserer Stunde ist. (2 Min.) | Создание рабочей атмосферы, активизация фоновых знаний учащихся по данной теме. |
2. Wisst ihr, was das Wort "Heimat" für eine deutsche Frau bedeutet? Sie hat ein Gedicht geschrieben. Hort euch dieses Gedicht an und lest mit. (Приложение № 1) (1 Min.) | Каждый ученик получает текст стихотворения и его перевод и все слушают стихотворение в записи, сравнивая его содержание с представленным переводом. |
3. Организация ситуации общения. a) Wie findet ihr das Gedicht? Schaut an die Tafel. Wählt die passenden Wörter und charakterisiert das Gedicht nach dem Muster: Ich finde dieses Gedicht... (lustig, romantisch, philosophisch, lyrisch, optimistisch, patriotisch, traurig, langweilig). (2 Min.) b). Welche Zeile des Gedichtes gefällt euch besonders gut? (2 Min) c). Jeder Mensch hat seine Heimat. Die Heimat ist immer attraktiv, stimmt das? Die Deutschen finden Deutschland attraktiv, die Österreicher finden Österreich attraktiv. 1st Russland auch attraktiv? Was macht es attraktiv? Schaut auf die Bilder an der Tafel und an der Wand. (3 Min)
|
Учащиеся выражают свое отношение к
стихотворению, употребляя предложенные слова. Учащиеся зачитывают соответствующие сроки. Учащиеся отвечают на вопрос с опорой на картинки.
|
4. Wollen wir nun in Gruppen
arbeiten. Nehmt die Kärtchen, findet
das Sprichwort und bildet 4 Gruppen. Lest
eure Sprichwörter vor! Findet russische Äquivalente! (Приложение
№ 2) (2 Min) Jede Gruppe nimmt je 2 Teilsatze und muss richtige Sätze
bilden. Die Gruppen kleben die Sätze an die
Wand. Dann kontrollieren wir, ob die Sätze richtig sind. Jede Gruppe
muss ihr farbiges Haus auf dem Tisch finden und dort arbeiten.
(Приложение № 3) (6 Min) |
Смена формы работы с фронтальной на
групповую, повторение порядка слов в предложении. Учащиеся составляют предложения из частей, приклеивают их на строительный скотч и закрепляют на стене. Затем предложения проверяются и зачитываются. |
5. Ratet einem Deutschen Russland zu besuchen, erklärt, warum. Gebraucht die Sätze mit „denn". Wir wiederholen unsere Grammatik. (5 Min) Muster: Ich rate einem Deutschen, Orjol zu besuchen, denn hier ist I.S.Turgenjew. geboren. | Закрепление пройденного граммматического материала. Учащиеся строят предложения с конструкцией zu + Infinitiv и с союзом denn, опираясь на составленные группами предложения. |
6. Проверка домашнего задания. Jetzt kontrollieren wir die Hausaufgabe. Schlagt eure Lehrbücher auf, S. 45, Üb. 2a. Nehmt eure Hefte und lest die Sätze vor. (4 Min) | Учащиеся зачитывают исходные и вновь построенные предложения по теме “Смешанное склонение прилагательных”. |
7. Wollen wir spielen.
Wiederholen wir die Endungen der Adjektive. Ihr bildet 3 Gruppen mit
Hilfe der Puzzles. Jede Gruppe nimmt die Blätter
der Blume nach dem Geschlecht der Substantive und klebt sie an die Tafel.
(Приложение № 4) (5 Min) Gefällt euch die Blume? Unsere Blume sieht so bunt aus, wie unser multinationaler Staat. Hier leben Russen, Ukrainer, Baschkiren, Jakuten und andere Nationen. Stimmt das? |
Тренировка грамматической темы “Склонение прилагательных” (а именно: смешанное склонение прилагательных); игровое упражнение “Цветик-семицветик”, изменение фронтальной формы работы на групповую. |
8. Arbeit am Text. Wollt ihr wissen, was junge Deutsche über Russland denken? Lest die Meinungen von 3 Deutschen über Russland. Dann füllt bitte die Tabelle aus. (Приложение № 5) (7 Min) Antwortet auf meine Fragen: Welche Reiseziele findet Markus attraktiv? Welche Reiseziele findet Karin attraktiv? Welche Reiseziele findet Eva attraktiv? (2 Min) | Развитие навыков поискового чтения.
Учащиеся работают с текстом, заполняют таблицу и зачитывают предложения. Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на заполненную ими таблицу. |
10. Hausaufgabe: Стр. 47, упр. 8 (работа с текстом и ответы на вопросы) (1 Min) | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. |
11. Stundenergebnis: Ihr habt in der Stunde aktiv und gut gearbeitet. Danke. Unsere Stunde ist zu Ende. Auf Wiedersehen! (2 Min) | Завершающий этап урока: выставление оценок учащимся, выражение благодарности за совместную работу. |
Quellen:
- Tangram. Arbeitsbuch 2b. Max Hueber Verlag, Ismaning, 2002.
- A.E.Graf. 6000 deutsche und russische Sprichwörter, VEB Max Niemeyer Verlag, Halle (Saale), I960.
- vitamin.de Nr. 37, 2008.
- Laura, 1997.