Цель: развивать познавательный интерес у учащихся; прививать любовь к интеллектуальным играм; способствовать повышению уровня творческой активности учащихся; воспитывать чувство уважения друг к другу; к обычаям, традициям и культуре своего народа; толерантности; привитие навыков работы с краеведческой литературой; с музейными материалами.
Оборудование: ИКТ, исследовательские работы учащихся, шахматы, “8 роговых колец”, лопатка, узлы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
- Тема нашего классного часа “Интеллектуальные игры калмыков”. В ходе классного часа вы узнаете о том, как в давние – давние времена наши предки проводили свой досуг.
Вы самостоятельно работали в группах.
I группа - “Мыслители” готовила материал о шахматах.
II группа – “Искатели” - о головоломках.
III группа – “Знатоки” - “Роль цифр и чисел в жизни калмыков. Значение игры в альчики”.
- Ребята, где вы нашли материал к своим работам?
Дети: В детской, школьной, районной библиотеках.
- В музее им. Н.Пальмова.
- В музейном комплексе гимназии в зале этнографии.
- В газетах “Хальмг унн”, “Искра”, “Байрта”, в журнале “Байр”.
- В книге “Семь звезд” Д.Басаева.
- В книге К. Эрендженова “Золотой родник”.
(Cлайды)
- Молодцы. А приходилось ли вам раньше пользоваться краеведческими материалами, с музейными экспонатами?
Дети: Да, при выполнении исследовательских работ на темы:
“Женские украшения”, “Мужская одежда”, “ Калмыцкий календарь”,
“Калмыцкая кухня”, “Женские головные уборы” и т.д.
Учитель: Калмыки в промежутках между кочевками находили время для развлечения и коротания времени за разнообразными играми. Одна из них это шахматы. Группа “Мыслители” сейчас расскажет нам об этой игре.
Гаря: Шахматы – это старинная игра. Ее придумали в давние времена в далекой стране Индии… (легенда).
Сергей: В настоящее время калмыцкие шахматы называются “шатр”. Они отличаются правилами игры и своеобразием фигур… (легенда).
Цаган: Я узнала, что в былые годы калмыки играли в шахматы на домашний скот… (легенда).
(Cлайд Сангаджиев Я.Х.)
Гаря: Наша группа “Мыслители” пришла к выводу, что шахматы – бесспорный лидер среди интеллектуальных игр. Они представляют собой одновременно и спорт, и науку, и искусство.
- Ребята, давайте активно играть в древнюю игру под названием “шах – мат”. Это королевство вы не найдете ни на одной географической карте.
Учитель: В нашем музее группа “Искатели” обнаружила очень интересный материал о головоломках. Давайте послушаем их.
Рината: В музее мы нашли и обратили внимание на головоломки. Ведь головоломками проверялись сообразительность и наблюдательность.
Особенно распространенной среди калмыков была головоломка на разгадывание устройства “12 роговых колец”. Был и менее сложный вариант этой игры “8 роговых колец”.
(Cлайд “8 роговых колец”)
Цагана: Только тот, кто ее придумал, был, конечно, человеком одаренным, наблюдательным и мастером – умельцем. Для создания головоломки он брал сложные различные калмыцкие узлы, петли, сплетения петель. Суть головоломки заключалось именно в том, чтобы освободить планку от колец. Не всякому это удавалось. Так простой калмык придумал сложную головоломку и назвал ее “мудрым решением” или “ тонким соображением”. Так высоко ценили калмыки эту игру – головоломку.
(Показывает эту игру)
Церен: Игр у калмыков было много и самых разных, но особое значение придавалось играм, помогавшим выработать умение завязывать и развязывать узел. Меня мой дедушка научил завязывать и развязывать калмыцкий узел. Калмыки имели 4 вида скота. Они всегда применяли в быту этот узел. Узел – это метод соединения и защиты линейного материала, типа веревки при помощи связывания и переплетения. Узлы интересны их древними значениями, практическим применением.
(Слайд “Узлы”)
Настя: А меня папа научил, как завязывать и развязывать морской узел.
(Показывает)
Рината: Калмыки – прирожденные животноводы. Выращивая скот четырех видов, калмыки прекрасно изучили анатомию животных. Хорошо знали строение их скелетов, и назначение каждой кости. Особые приметы лопатки должны были знать все.
Альма: (рассказывает приметы лопатки).
Рината: Острый ум, исключительная находчивость, природная одаренность калмыков мы прочитали в сказке “Кемялген”. Рассказывает о 25 позвонке.
(Слайд о головоломках Я.Х.Сангаджиева)
Цагана: Наша группа пришла к выводу, что наши предки были очень умны, сообразительны, умели прекрасно логически мыслить. У нас есть еще одна головоломка, но мы ее еще не разгадали. Мы будем искать ее решение.
Учитель: Молодцы. А сейчас мы послушаем следующую группу “Знатоки”. Она расскажет о роли цифр и чисел в жизни калмыков и о значении игры в альчики.
Вадим: Я узнал, что можно учить таблицу умножения на пальцах.
(Показывает решение на пальцах всем)
Алдар: А мне моя бабушка рассказала и показала, как раньше считали месяца по косточкам руки. Оказывается выпуклость - это месяца, в котором 31 день, а впадина – месяца 28, 29, 30 дней.
(Показывает)
Толя: Я хочу рассказать о загадках – заданиях. Они встречаются в калмыцких сказках и являются неотъемлемой частью. Загадки – задания связаны с выполнением требований властелина, которые возлагаются на героя сказки, решение их требует находчивости, ума, смекалки.
Эльзята: Также интересны числовые загадки, которые требуют сообразительности. Числовые загадки выделяются, прежде всего, своим построением, последовательностью. Развертывание четырех действий математики обогащает новыми знаниями. УДЕ – живой родник мышления и творчества.
(Показывает четверку примеров)
Вера: Я узнала, что игра в альчики развивает большую точность броска, хороший глазомер и силу удара. А еще альчики имеют свои названия при игре.
(Показывает). Также на альчиках гадали. Особенно, когда пропадал скот. Определяли пол будущего ребенка.
Вера: Математические знания были и остаются частью жизни калмыцкого народа.
Учитель: Значит, игра не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается ловкость, гибкость, развивается ум, формируется характер человека.
- Молодцы. Каждая группа поработала очень хорошо. Собрала богатый материал.
- Что полезного мы можем сделать для музея, а значит и для гимназии?
Дети: Подготовить презентацию и одну большую исследовательскую работу под названием “Интеллектуальные игры калмыков”.
Учитель: (рефлексия) – Проведем викторину “Ты - мне, я – тебе”. Задает вопросы каждая группа, и проверим, насколько вы были внимательны.
Учитель: А какие еще в нашем музее гимназии есть залы?
Дети: Зал “Природы”, зал “Боевой славы”.
Учитель: Какие материалы есть в зале “Боевой славы”?
Дети: О ветеранах – земляках, ордена и медали. Стенды “Никто не забыт и ничто не забыто”, “О депортации калмыцкого народа”. Орудия, каски, письма, документы, раскопки.
Учитель: Какая великая юбилейная дата приближается?
Дети: 65 лет Великой Победы.
Учитель: К следующему классному часу давайте соберем материал о герое войны Манкирове к этой юбилейной дате. И тем самым пополним фонд музея.
- А сейчас прочитает стихотворение собственного сочинения Бадма – Горяев Гаря “Героям войны посвящается…”, занявший в республиканском конкурсе чтецов 2 место.
(Презентация)
Учитель: Все мы с вами живем в Республике Калмыкия единой многонациональной семьей. Многие из вас родились на этой земле, и считают Калмыкию своей Родиной. Мы живем дружно. Мы терпимы друг к другу.
Я желаю быть милосердными, добрыми, справедливыми, терпимыми. А если мы будем такими, то не только в нашей стране, но и на всей планете Земля будут жить счастливо дети, никогда не будет войны.
- До свидания.