Интеллектуальные игры калмыков

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: развивать познавательный интерес у учащихся; прививать любовь к интеллектуальным играм; способствовать повышению уровня творческой активности учащихся; воспитывать чувство уважения друг к другу; к обычаям, традициям и культуре своего народа; толерантности; привитие навыков работы с краеведческой литературой; с музейными материалами.

Оборудование: ИКТ, исследовательские работы учащихся, шахматы, “8 роговых колец”, лопатка, узлы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

- Тема нашего классного часа “Интеллектуальные игры калмыков”. В ходе классного часа вы узнаете о том, как в давние – давние времена наши предки проводили свой досуг.

Вы самостоятельно работали в группах.

I группа - “Мыслители” готовила материал о шахматах.

II группа – “Искатели” - о головоломках.

III группа – “Знатоки” - “Роль цифр и чисел в жизни калмыков. Значение игры в альчики”.

- Ребята, где вы нашли материал к своим работам?

Дети: В детской, школьной, районной библиотеках.

- В музее им. Н.Пальмова.

- В музейном комплексе гимназии в зале этнографии.

- В газетах “Хальмг унн”, “Искра”, “Байрта”, в журнале “Байр”.

- В книге “Семь звезд” Д.Басаева.

- В книге К. Эрендженова “Золотой родник”.

(Cлайды)

- Молодцы. А приходилось ли вам раньше пользоваться краеведческими материалами, с музейными экспонатами?

Дети: Да, при выполнении исследовательских работ на темы:

“Женские украшения”, “Мужская одежда”, “ Калмыцкий календарь”,

“Калмыцкая кухня”, “Женские головные уборы” и т.д.

Учитель: Калмыки в промежутках между кочевками находили время для развлечения и коротания времени за разнообразными играми. Одна из них это шахматы. Группа “Мыслители” сейчас расскажет нам об этой игре.

Гаря: Шахматы – это старинная игра. Ее придумали в давние времена в далекой стране Индии… (легенда).

Сергей: В настоящее время калмыцкие шахматы называются “шатр”. Они отличаются правилами игры и своеобразием фигур… (легенда).

Цаган: Я узнала, что в былые годы калмыки играли в шахматы на домашний скот… (легенда).

(Cлайд Сангаджиев Я.Х.)

Гаря: Наша группа “Мыслители” пришла к выводу, что шахматы – бесспорный лидер среди интеллектуальных игр. Они представляют собой одновременно и спорт, и науку, и искусство.

- Ребята, давайте активно играть в древнюю игру под названием “шах – мат”. Это королевство вы не найдете ни на одной географической карте.

Учитель: В нашем музее группа “Искатели” обнаружила очень интересный материал о головоломках. Давайте послушаем их.

Рината: В музее мы нашли и обратили внимание на головоломки. Ведь головоломками проверялись сообразительность и наблюдательность.

Особенно распространенной среди калмыков была головоломка на разгадывание устройства “12 роговых колец”. Был и менее сложный вариант этой игры “8 роговых колец”.

(Cлайд “8 роговых колец”)

Цагана: Только тот, кто ее придумал, был, конечно, человеком одаренным, наблюдательным и мастером – умельцем. Для создания головоломки он брал сложные различные калмыцкие узлы, петли, сплетения петель. Суть головоломки заключалось именно в том, чтобы освободить планку от колец. Не всякому это удавалось. Так простой калмык придумал сложную головоломку и назвал ее “мудрым решением” или “ тонким соображением”. Так высоко ценили калмыки эту игру – головоломку.

(Показывает эту игру)

Церен: Игр у калмыков было много и самых разных, но особое значение придавалось играм, помогавшим выработать умение завязывать и развязывать узел. Меня мой дедушка научил завязывать и развязывать калмыцкий узел. Калмыки имели 4 вида скота. Они всегда применяли в быту этот узел. Узел – это метод соединения и защиты линейного материала, типа веревки при помощи связывания и переплетения. Узлы интересны их древними значениями, практическим применением.

(Слайд “Узлы”)

Настя: А меня папа научил, как завязывать и развязывать морской узел.

(Показывает)

Рината: Калмыки – прирожденные животноводы. Выращивая скот четырех видов, калмыки прекрасно изучили анатомию животных. Хорошо знали строение их скелетов, и назначение каждой кости. Особые приметы лопатки должны были знать все.

Альма: (рассказывает приметы лопатки).

Рината: Острый ум, исключительная находчивость, природная одаренность калмыков мы прочитали в сказке “Кемялген”. Рассказывает о 25 позвонке.

(Слайд о головоломках Я.Х.Сангаджиева)

Цагана: Наша группа пришла к выводу, что наши предки были очень умны, сообразительны, умели прекрасно логически мыслить. У нас есть еще одна головоломка, но мы ее еще не разгадали. Мы будем искать ее решение.

Учитель: Молодцы. А сейчас мы послушаем следующую группу “Знатоки”. Она расскажет о роли цифр и чисел в жизни калмыков и о значении игры в альчики.

Вадим: Я узнал, что можно учить таблицу умножения на пальцах.

(Показывает решение на пальцах всем)

Алдар: А мне моя бабушка рассказала и показала, как раньше считали месяца по косточкам руки. Оказывается выпуклость - это месяца, в котором 31 день, а впадина – месяца 28, 29, 30 дней.

(Показывает)

Толя: Я хочу рассказать о загадках – заданиях. Они встречаются в калмыцких сказках и являются неотъемлемой частью. Загадки – задания связаны с выполнением требований властелина, которые возлагаются на героя сказки, решение их требует находчивости, ума, смекалки.

Эльзята: Также интересны числовые загадки, которые требуют сообразительности. Числовые загадки выделяются, прежде всего, своим построением, последовательностью. Развертывание четырех действий математики обогащает новыми знаниями. УДЕ – живой родник мышления и творчества.

(Показывает четверку примеров)

Вера: Я узнала, что игра в альчики развивает большую точность броска, хороший глазомер и силу удара. А еще альчики имеют свои названия при игре.

(Показывает). Также на альчиках гадали. Особенно, когда пропадал скот. Определяли пол будущего ребенка.

Вера: Математические знания были и остаются частью жизни калмыцкого народа.

Учитель: Значит, игра не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается ловкость, гибкость, развивается ум, формируется характер человека.

- Молодцы. Каждая группа поработала очень хорошо. Собрала богатый материал.

- Что полезного мы можем сделать для музея, а значит и для гимназии?

Дети: Подготовить презентацию и одну большую исследовательскую работу под названием “Интеллектуальные игры калмыков”.

Учитель: (рефлексия) – Проведем викторину “Ты - мне, я – тебе”. Задает вопросы каждая группа, и проверим, насколько вы были внимательны.

Учитель: А какие еще в нашем музее гимназии есть залы?

Дети: Зал “Природы”, зал “Боевой славы”.

Учитель: Какие материалы есть в зале “Боевой славы”?

Дети: О ветеранах – земляках, ордена и медали. Стенды “Никто не забыт и ничто не забыто”, “О депортации калмыцкого народа”. Орудия, каски, письма, документы, раскопки.

Учитель: Какая великая юбилейная дата приближается?

Дети: 65 лет Великой Победы.

Учитель: К следующему классному часу давайте соберем материал о герое войны Манкирове к этой юбилейной дате. И тем самым пополним фонд музея.

- А сейчас прочитает стихотворение собственного сочинения Бадма – Горяев Гаря “Героям войны посвящается…”, занявший в республиканском конкурсе чтецов 2 место.

(Презентация)

Учитель: Все мы с вами живем в Республике Калмыкия единой многонациональной семьей. Многие из вас родились на этой земле, и считают Калмыкию своей Родиной. Мы живем дружно. Мы терпимы друг к другу.

Я желаю быть милосердными, добрыми, справедливыми, терпимыми. А если мы будем такими, то не только в нашей стране, но и на всей планете Земля будут жить счастливо дети, никогда не будет войны.

- До свидания.