Цель: практическое усвоение понятия «многозначные слова».
Задачи:
- Формировать умение определять лексическое значение однозначных и многозначных слов, правильно строить высказывание в соответствии с его значением.
- Расширять словарный запас по теме «Строительные инструменты».
- Уточнять временную последовательность месяцев года, понимание предложно-падежных конструкций.
- Развивать фонетические представления и звуковой анализ слов.
- Развивать связную речь.
- Развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.
- Воспитывать наблюдательность к языковому явлению многозначности слов, интерес к учебе.
Оборудование.
Демонстрационное:
- Предметные картинки с изображением иглы для шитья, иголок на еловой ветке, иголок у ежа, кнопки дверного звонка, строительных инструментов, хвоста кометы, хвостиков проросших семян, хвоста животного, хвоста самолета.
- Таблицы с записью предложений.
- Предметы: кнопка канцелярская, одежная кнопка.
- В.И.Даль «Толковый словарь русского языка. Современная версия».
Раздаточное:
- Тетради, ручки, карандаши.
- Карточки для индивидуальной работы.
Ход занятия
1. Орг. момент.
- Сядет тот, кто кратко (коротко, одним словом) ответит на вопрос:
- Как называются слова, близкие по значению? Определите в слове синонимы количество гласных звуков, выделите ударный гласный звук.
- Как называются слова с противоположным значением? Определите в слове антонимы количество согласных звуков, выделите твердые (мягкие) согласные звуки.
- Как называются слова, которые имеют разное лексическое значение, но пишутся и звучат одинаково? Определите в слове омонимы количество согласных звуков.
2. Основная часть.
2.1. Развитие пассивного и активного словарного запаса по теме «Строительные инструменты».
- Послушайте стихотворение.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка.
(Б. Заходер)
- Назовите из стихотворения слова, обозначающие строительные инструменты.
- Продолжите ряд слов: ПИЛА, РУБАНОК, ТОПОР, ДРЕЛЬ, ПЛОСКОГУБЦЫ – это … (строительные инструменты).
- Объясните, для чего нужен каждый инструмент:
- Молоток - … (Молотком забивают гвозди.)
- Пила - … (Инструмент для резки, распиливания чего-либо.)
- Клещи - … (Клещами вытаскивают гвозди.)
- Топор - … (Топором рубят дрова.)
- Рубанок - … (Рубанком строгают, выравнивают поверхность.)
- Дрель - … (Дрелью просверливают отверстия в дереве, бетоне, металле.)
- Плоскогубцы - … (Плоскогубцами фиксируют предметы.)
- Сколько лексических значений у каждого слова? (Одно значение.)
2.2. Определение лексических значений многозначных слов.
- Отгадайте загадку.[1]
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, не ёлке,
А называются - … (иголки).
- Отгадайте закрытые картинки, объясните 3 лексических значения слова ИГЛА. (После объяснения каждого лексического значения картинки переворачиваются.)
ИГЛА:
- Инструмент для шитья.
- Лист хвойного дерева.
- Колючки на теле животных.
- Сколько значений имеет слово ИГЛА? (Три.) Это многозначное слово!
Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой.
Например, слово КНОПКА употребляется в трех значениях. Канцелярской кнопкой прикалывается бумага. На кнопку электрического звонка мы нажимаем, чтобы он зазвенел. Застежка на платье, рубашке, куртке тоже кнопка. Между этими значениями есть общее: во всех трёх случаях слово КНОПКА обозначает небольшой предмет, на который нужно нажать, чтобы присоединить что-то к чему-то.
- Где можно узнать, является слово однозначным или многозначным? (В толковом словаре.)
- В толковом словаре разные значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд (показ).
- Прочитайте предложения. Подберите к каждой предметной картинке предложение.
На доске запись:
Хвойные иглы – зелень хвойных деревьев.
Швейные иглы есть у каждой хозяйки.
Еж носит на спине иголки.
2.3.Физкульминутка.
- Хлопните в ладоши, если вы услышите правильное выражение. Исправьте неправильное предложение:
После ноября октябрь. (После октября ноябрь.)
Перед октябрем сентябрь.
Перед августом сентябрь. (После августа сентябрь.)
После сентября октябрь.
Сентябрь после августа.
После сентября ноябрь. (После сентября октябрь.)
2.4. Выявление многозначных слов, определение лексических значений многозначного слова.
- Отгадайте загадку.
В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я планка для черчения,
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.
(Линейка.)
- Придумайте словосочетание со словом ЛИНЕЙКА так, чтобы они помогли понять разные лексические значения этого слова. Сколько словосочетаний можно придумать?
- Запишите словосочетания в тетрадь: косая линейка в тетради, линейка для черчения, праздничная линейка.
- Послушайте стихотворение.
ХВОСТЫ
Есть хвост у падающих звезд,
И у семян бывает хвост,
У птиц, у самолета –
Он нужен для полета.
Хвостом корова бьет слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов хвост важней:
Когда они кусаются!
(Ю. Коринец).
- Назовите многозначное слово? (Хвост.)
- Придумайте словосочетания со словом ХВОСТ так, чтобы они помогли понять разные лексические значения этого слова. Сколько словосочетаний можно придумать? (звездный хвост (хвост звезды), хвостики проросших семян, хвост животного, хвост самолета, хвост из длинных волос (прическа)).
- Нарисуйте картинки-иллюстрации к многозначному слову ХВОСТ.
3. Итог занятия.
- Как называются слова, имеющие одно лексическое значение?
- Приведите примеры однозначных слов.
- Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?
- Приведите примеры многозначных слов.
Литература: Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Ч.1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2008.