Цель урока. Ознакомить учащихся с гомологичным рядом этилена. Рассмотреть строение молекул алкенов, виды изомерии, характерные для непредельных УВ, их способы получения, химические свойства, на основе их строения. Рассмотреть применение непредельных УВ на примере этилена.
Ход урока
В ходе урока учитель использует презентацию (полная версия).
Т.к. на уроке будет дано много нового материала не целесообразно начинать с повторения домашнего материала, а по ходу изучения нового материала повторять и сравнивать новый материал с ранее изученным.
1. Формулируется тема урока, цель урока. /Cлайд1/
2. Формулируется определение алкенов, как ациклических углеводородов, содержащих в молекуле одну двойную связь между атомами углерода и соответствующие общей формуле CnH2n.
3. Рассматривается образование двойной связи /слайд 2/. Тип связи образующие гибридные (и негибридные) облака. Образование sp2- гибридизации по схеме
Обращается внимание на перекрывание гибридных облаков. Делается вывод о более подвижной пи- связи, т.к. она легче поляризуется, и поэтому менее прочная, чем cигма- связь. Свяжите строение алкенов с наличием двойной связи и их химическими свойствами.
4. Изомерия и номенклатура алкенов/слайд 3/. Рассматриваются различные типы изомерии: изомерия углеродного скелета, изомерия положения двойной связи, межклассовая, пространственная изомерия (сравните с изомерией алканов).
При изучении гомологического ряда как и у алканов укажите на окончание -ен или -илен.
5. Получение алкенов /слайды 4, 5, 6/. Если на уроке не получаете этилен, то можно воспользоваться ЦОР или сайтами указанными в презентации, чтобы показать разные способы получения этилена. Учащиеся записывают уравнения реакций получения этилена по ходу открытия слайдов и рассказа учителя.
6. Химические свойства подгруппы этилена /слайд 7-10/. Вначале просмотрим филь о качественных реакциях при взаимодействии этилена с раствором брома и перманганата калия. Затем рассмотрим на схемах присоединение водорода, брома, напомним учащимся, что реакции гидрирования можно рассматривать также как реакции восстановления (присоединения водорода), которые происходят в присутствии катализаторов (Pt, Pd, Ni).
Рассматривая реакции гидрогалогенирование и гидратации укажите на правило Марковникова. Обратите внимание на условие проведения этих реакций. При рассмотрении реакции полимеризации отметим условия их выполнения: УФ-излучение, наличие инициаторов полимеризации, которые являются источниками свободных радикалов. Определяем мономер и полимер, элементарное звено в приведенной схеме уравнения реакции. При рассмотрении реакций окисления даем две реакции - мягкое окисление и глубокое окисление. Алкены легко окисляются многими окислителями. В случае мягкого окисления разрывается пи-связь, в случае глубокого окисления происходит разрыв и пи- и сигма- связи. Отмечаем условия проведения мягкого окисления - нейтральные и слабощелочные водные растворы перманганата калия с выпадением коричневого осадка MnO2 – качественная реакция на двойную связь. В кислых растворах KMnO4 идет глубокое окисление с полным разрывом двойной связи и образования в атомы углерода карбоксильной группы.
7. Применение алкенов /слайд 11/. Применение алкенов основано на их строении и химических свойствах.
8. Закрепление /слайд 12-13/. В конце урока идет закрепление изученного материала. Эту же проверочную работу можно использовать и на следующем уроке при проверке домашнего материала.
9. Домашнее задание /слайд 14/. Выставляются отметки за работу на уроке. Подводится итого урока.