Демонстрационный материал: 3 цилиндра, грузило, видеофильм “Человек”.
Цели:
Познавательные цели:
1) ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем;
2) повторение и закрепление знаний об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассмотрение передвижения крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе.
Воспитательные задачи:
1) формировать понимание необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы; умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и темы урока.
Вот уже 3 месяца как вы ребята изучаете уникальный и неповторимый в своем многообразии вид НОМО сапиенс- человек разумный.
М.Дудин сказал:
“Ты – человек. Погибельные дни
Сулят тебе смятенье и тревогу,
Будь богом сам себе и отмени
Дорогу крови по дороге к Богу”.
Дорога крови. Какие разные трактовки данного понятия. Человечество движется вперед по магистрали, которую часто пересекают реки крови, но хочется верить, что в силах людей сделать так, чтобы данная жидкая соединительная ткань лилась и перемещалась только там, где ей суждено. А где суждено? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.
3. Изучение новой темы.
Тема. Транспортные системы организма. К ним относятся кровеносная и лимфатическая системы организма, которые связаны между собой и дополняют одна другую, составляя внутреннюю среду организма.
Графический диктант.
- В состав анализа крови входит СОЭ – степень оседания эритроцитов.
- Нерастворимый белок плазмы фибриоген.
- Оксигемоглобин имеет более светлую окраску, поэтому артериальная кровь выглядит ярко – алой.
- Дословный перевод эритроцитов – “клетки пожиратели”.
- В состав плазмы крови входят эритроциты/фагоциты.
- Лимфоциты выделяют в кровь антитела.
- Людей с 1 группой крови называют универсальными донорами.
- Явление фагоцитоза было открыто Ильей Ильичем Мечниковым.
- Лейкоциты принимают участие в свертывании крови.
- Препараты из ослабленных микробов (или их ядов) называются вакцинами.
А3 Модель. (Приложение 2)
Д. Байрон восклицал: “О, сосуд священный!”. Какая ошибка с биологической точки зрения заключена в его словах.
Просмотр отрывков к/ф “Человек”.
Работа в рабочей тетради по анатомии. Рис.83.
Атлас, стр.33 (93). Артерии и вены. Пульс.
И в артериях, и в венах на кровь действуют одинаковые силы. Как же кровь в венах преодолевает силу всемирного тяготения: стр.33:
- тонус скелетных мышц,
- пульсация рядом расположенных артерий,
- полулунные клапаны.
Расширение вен – приобретенный или передающийся по наследству дефект развития клапанного аппарата вен, проявляющийся извитостью сосудов и недостаточностью клапанов, что приводит к нарушению кровопотока.
Л.Р. Функция венозных клапанов.
Одну руку вверх, другую вниз. Через 1-2 минуты мы видим, что опущенная рука на белом листе бумаги более ярко окрашена, т.к. венозные клапаны не позволили крови стечь.
Капилляры. Именно в капиллярах происходят основные процессы, связанные с дыханием питанием организма, вся сложнейшая химия организма, тесно связанная с диффузными явлениями.
Как известно, стволы деревьев, ветви растений пронизаны огромным количеством капиллярных трубочек (корневая система, почва – сеть трубочек).
Площадь коренного сечения аорты – 8 см, а общая площадь всех капилляров примерно равна 3200 см, т.е.больше в 400 раз. Отсюда, падает скорость кровопотока от 20 см/сек. в начале аорты до 0,05 см/сек. в капилляре. Диаметр капилляра больше в 50 раз диаметра волоса, а длина равна 0,5 мм. В теле взрослого человека примерно 160 млрд капилляров. Общая длина примерно равна 60–80 тыс.км.
Капилляры имеются и в лимфатической системе.
К5, стр.33. Рабочая тетрадь, №82.
Самостоятельная работа по учебнику (стр.102) с заполнением К5.
Лимфатическая система.
Лимфатическая и кровеносная системы тесно связаны между собой.
К тканям жидкость поступает только по артерии (артериям) в составе крови, а оттекает по 2-м направлениям: по венам и лимфатическим сосудам в виде лимфы. Недалеко от сердца потоки крови и лимфы вновь сливаются. Так функционируют транспортные системы организма.
4. Закрепление.
А в заключении, чтобы проверить, как вы усвоили материал сегодняшнего урока, вы мысленно представьте себе:
В.1 – капилляры,
В.2 – артерии,
В.3 – вены.
а) Кровь в данных сосудах находится под высоким давлением.
б) Состоят из однослойного эпителия.
в) В состав входят клапаны.
г) Cодержат эпителий.
д) Несут кровь от органов к сердцу.
е) Через их стены происходит теплообмен и газообмен.
ж) Входят в состав транспортной системы организма.
Ответы: 1В: б, е, ж. 2В: а, г, ж. 3В: в, д, ж.
Работы оцениваются:
13–12б – “5”,
11–9б – “4”,
8–6б – “3”.
5. Самооценка урока.
6. Домашнее задание.
1) § 20.
2) Работа №81, 86, 87 по рабочей тетради.
3) Сочинить рассказ о похождениях бравого эритроцита.