Урок – повторение изученного о глаголе в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Цель урока: повторить основные сведения о глаголе.

Тип урока: игра-путешествие.

Оборудование: различные формы карточек, рисунки кораблей.

Ход урока

I

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание. И пусть наше море ненастоящее, но плыть будет не так-то легко. Потому что наше море- это море знаний, а оно самое бурное, самое штормовое. За нашим путешествием следит строгий совет капитанов ( жюри). Мы отправляемся в путь на двух кораблях.

II

Слово капитанам. Вы должны представить свой корабль и свою команду (домашнее задание).

III

Итак, в путь! Наши корабли отплывают от причала и набирают скорость. Кто из них вырвется вперед? Наступает время следующего задания.

На листах бумаги по цепочке записать в два столбика по одному примеру переходных и непереходных глаголов

IV

А вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто справится со следующим заданием.

«Постройте в пары» фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл. 

Повесить нос       1. обманывать
Держать язык за зубами   2. приуныть
Вставлять палки в колеса   3. помалкивать
Надуть губы   4. догонять
Пускать пыль в глаза   5. обидеться
Наступать на пятки   6. хвастаться
Втирать очки   7. мешать
Зуб на зуб не попадает   8. понравиться
Сделать из мухи слона   9. надоесть
В зубах навязло   10. преувеличить
Найти дорогу к сердцу   11. замерзнуть

V

Корабли во время плавания получили пробоины. Их нужно немедленно закрыть. А для этого вы должны выбрать нужные карточки.

Первая команда – карточки с глаголами I спряжения, вторая – карточки с глаголами II спряжения.

  • Работать, сеять, копать, колоть, стелить, вязать, сохнуть, брить.
  • Строить, хвалить, зависеть, слышать, держать, ловить, носить, обидеть.

VI

Не успели мы преодолеть сложные рифы, как грянул шторм. Мы победим его, если найдем спрятанные слова и правильно назовем фонетическое явление, происходящее при образовании этих глаголов (чередование).

Впишите в клетки глаголы в 1-м лице единственного числа, образовав их от глаголов неопределенной формы. 

1                                            
2        
3        
4        
5        
6        
7        
8        
9        
10        
11        
  1. Хотеть
  2. Стлать
  3. Брать
  4. Плести
  5. Вести
  6. Бродить
  7. Давить
  8. Тащить
  9. Жать
  10. Свистеть
  11. Влечь

VII

В результате шторма разбились ящики с фруктами. Нужно их рассортировать.

На карточках в форме различных фруктов написаны глаголы. I команда «собирает» глаголы совершенного вида, а II – глаголы несовершенного вида. 

Слышать        услышать
Жить   пожить
Жевать   пожевать
Есть   съесть
Пропадать   пропасть
Пахнуть   пропахнуть
Делать   проделать
Верить   поверить

VIII

Справа по борту какой-то предмет! Что это? Закупоренная бутылка? Выловим и откроем ее. На листке что-то написано. Кто правильно расшифрует послание, получит дополнительное очко.

Шваа домакан натойдсо быдепо. (Ваша команда достойна победы).

IX

Капитаны, пришло ваше время. Правильным ли курсом вы вели свою команду?

Прослушайте текст. Объясните, в чем состояла ошибка помощника. 

Капитан все еще болел. Помощник часто навещал его. Но однажды он не смог пойти и написал штурману записку: «Сегодня у капитана не буду. Как к нему ни придешь, он недоволен. Сходи ты». «Наверное, капитан и помощник поссорились, – подумал штурман. – Надо их помирить». Но, побывав у капитана, штурман понял, что тот и не думал ссориться с помощником. Он рассказал о своих подозрениях больному капитану и показал ему записку помощника.
– Помощник сделал ошибку,– сразу же сказал капитан.
– Какую ? – недоумевал штурман.
Объясните, в чем состояла ошибка помощника. 

X

Капитаны с честью выдержали испытание. Значит, скоро берег. Мы обошли рифы, выдержали шторм. Но, чтобы пристать к берегу, нужно решить еще одну задачу.

Подберите нужный синоним и объясните свой выбор. 

  • Дать, вручить, преподнести:
    1. Товарищ … мне почитать интересную книгу.
    2. Зрители … руководителю ансамбля букет цветов.
    3. Почтальон … ему телеграмму.
  • Построить, соорудить, воздвигнуть: 
    1. В Москве … памятник А.С. Пушкину.
    2. Этот дом … из крупнопанельных конструкций.
    3. В нашем поселке … Дворец культуры.
  • Развлекать, забавлять, веселить: 
    1. Никто лучше его не … детей.
    2. Чистое небо, яркая зелень – все это … душу, наполняло ее радостью.
    3. Хозяин … гостей , как мог.

XI 

Подведение итогов, объявление победителей, вручение призов.