Цель урока: повторить основные сведения о глаголе.
Тип урока: игра-путешествие.
Оборудование: различные формы карточек, рисунки кораблей.
Ход урока
I
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание. И пусть наше море ненастоящее, но плыть будет не так-то легко. Потому что наше море- это море знаний, а оно самое бурное, самое штормовое. За нашим путешествием следит строгий совет капитанов ( жюри). Мы отправляемся в путь на двух кораблях.
II
Слово капитанам. Вы должны представить свой корабль и свою команду (домашнее задание).
III
Итак, в путь! Наши корабли отплывают от причала и набирают скорость. Кто из них вырвется вперед? Наступает время следующего задания.
На листах бумаги по цепочке записать в два столбика по одному примеру переходных и непереходных глаголов
IV
А вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто справится со следующим заданием.
«Постройте в пары» фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл.
| Повесить нос | 1. обманывать | |
| Держать язык за зубами | 2. приуныть | |
| Вставлять палки в колеса | 3. помалкивать | |
| Надуть губы | 4. догонять | |
| Пускать пыль в глаза | 5. обидеться | |
| Наступать на пятки | 6. хвастаться | |
| Втирать очки | 7. мешать | |
| Зуб на зуб не попадает | 8. понравиться | |
| Сделать из мухи слона | 9. надоесть | |
| В зубах навязло | 10. преувеличить | |
| Найти дорогу к сердцу | 11. замерзнуть |
V
Корабли во время плавания получили пробоины. Их нужно немедленно закрыть. А для этого вы должны выбрать нужные карточки.
Первая команда – карточки с глаголами I спряжения, вторая – карточки с глаголами II спряжения.
- Работать, сеять, копать, колоть, стелить, вязать, сохнуть, брить.
- Строить, хвалить, зависеть, слышать, держать, ловить, носить, обидеть.
VI
Не успели мы преодолеть сложные рифы, как грянул шторм. Мы победим его, если найдем спрятанные слова и правильно назовем фонетическое явление, происходящее при образовании этих глаголов (чередование).
Впишите в клетки глаголы в 1-м лице единственного числа, образовав их от глаголов неопределенной формы.
| 1 | ||||
| 2 | ||||
| 3 | ||||
| 4 | ||||
| 5 | ||||
| 6 | ||||
| 7 | ||||
| 8 | ||||
| 9 | ||||
| 10 | ||||
| 11 |
- Хотеть
- Стлать
- Брать
- Плести
- Вести
- Бродить
- Давить
- Тащить
- Жать
- Свистеть
- Влечь
VII
В результате шторма разбились ящики с фруктами. Нужно их рассортировать.
На карточках в форме различных фруктов написаны глаголы. I команда «собирает» глаголы совершенного вида, а II – глаголы несовершенного вида.
| Слышать | услышать | |
| Жить | пожить | |
| Жевать | пожевать | |
| Есть | съесть | |
| Пропадать | пропасть | |
| Пахнуть | пропахнуть | |
| Делать | проделать | |
| Верить | поверить |
VIII
Справа по борту какой-то предмет! Что это? Закупоренная бутылка? Выловим и откроем ее. На листке что-то написано. Кто правильно расшифрует послание, получит дополнительное очко.
Шваа домакан натойдсо быдепо. (Ваша команда достойна победы).
IX
Капитаны, пришло ваше время. Правильным ли курсом вы вели свою команду?
Прослушайте текст. Объясните, в чем состояла ошибка помощника.
Капитан все еще болел. Помощник часто навещал его. Но однажды он не смог пойти и написал штурману записку: «Сегодня у капитана не буду. Как к нему ни придешь, он недоволен. Сходи ты». «Наверное, капитан и помощник поссорились, – подумал штурман. – Надо их помирить». Но, побывав у капитана, штурман понял, что тот и не думал ссориться с помощником. Он рассказал о своих подозрениях больному капитану и показал ему записку помощника.
– Помощник сделал ошибку,– сразу же сказал капитан.
– Какую ? – недоумевал штурман.
Объясните, в чем состояла ошибка помощника.
X
Капитаны с честью выдержали испытание. Значит, скоро берег. Мы обошли рифы, выдержали шторм. Но, чтобы пристать к берегу, нужно решить еще одну задачу.
Подберите нужный синоним и объясните свой выбор.
- Дать, вручить, преподнести:
- Товарищ … мне почитать интересную книгу.
- Зрители … руководителю ансамбля букет цветов.
- Почтальон … ему телеграмму.
- Построить, соорудить, воздвигнуть:
- В Москве … памятник А.С. Пушкину.
- Этот дом … из крупнопанельных конструкций.
- В нашем поселке … Дворец культуры.
- Развлекать, забавлять, веселить:
- Никто лучше его не … детей.
- Чистое небо, яркая зелень – все это … душу, наполняло ее радостью.
- Хозяин … гостей , как мог.
XI
Подведение итогов, объявление победителей, вручение призов.