Цели урока.
Образовательная – формировать новые анатомо-физиологические понятия: о пищеварении, роли органов пищеварения; познакомить с типами зубов и их строением.
Развивающая - продолжить развивать связи строения и роли органов человека; развивать умения обосновывать свое мнение, развивать творческое мышление и познавательные способности.
Воспитывающая - воспитывать потребность в здоровом образе жизни, в должном ходе за своими зубами.
Оборудование: таблица “Органы пищеварения”, раздаточный материал – карточки “Продукты”, кусочки продуктов: яблочка, морковки и др.; мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
- На предыдущих уроках мы с вами говорили о значении питания для человека, о разнообразии продуктов, которые человек ест.
Работа в парах.
- Перед вами на столах лежат карточки. Вы работаете в парах. Каждый из вас выбирает те продукты, которые подходят к вашей группе.
1 группа – продукты животного происхождения.
2 группа – продукты растительного происхождения.
- А как вы думаете, происходит переваривание пищи в организме?
(Дети высказывают свои предположения. Учитель записывает цепочку ответов на доске.)
- Ребята, над какими задачами мы будем сегодня работать на уроке? Как вы думаете?
- Молодцы, вы правильно догадались.
Задачи нашего урока: узнать, какой путь проходит пища в нашем организме и, какая система органов осуществляет этот процесс. Мы так же поговорим о наших помощниках – зубах.
II. Совместное открытие знаний.
1) Слово учителя.
- Проникнем же в тайны процесса, который называется пищеварением. Природа создала в нашем организме “ внутреннюю кухню”, которая представляет длинный конвейер. Длина пищеварительного тракта примерно 6-7 метров.
2) Работа с таблицей “ Органы пищеварения”.
- Посмотрите внимательно на таблицу и ответьте на вопрос: “ Верны ли были наши предположения в начале урока?”
- Где начинается переваривание пищи?
- Что происходит с пищей во рту?
3) Отгадайте загадку.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю (Зубы.)
- Что вы знаете о зубах? (Выслушиваем ответы детей.)
- Одинаковы ли все зубы?
4) Опыт №1. Слайд презентации №3, № 4.
Цель: находить у себя разновидности зубов.
План:
1. Рассмотреть в зеркальце передние и коренные зубы.
2. Найти отличия.
3. Сделать вывод. Слайд презентации № 5.
Итоги наблюдений:
- резцы плоские, острые;
- коренные широкие и мощные, их поверхность неровная, с выступами;
- резцы приспособлены для отрезания пищи, а коренные - для ее дробления.
Слайд презентации № 6.
5) Опыт №2. Слайд презентации №7.
Цель: проверить и почувствовать работу зубов.
Оборудование: кусочек хлеба, яблочка, морковки.
Описание:
1. При помощи данных продуктов почувствуйте, как работают резцы, коренные и язык.
2. Обратить внимание на работу нижней челюсти.
Итоги опыта. Слайд презентации №8.
- Зубы предназначены для дробления и перетирания пищи.
- Каждый вид зубов выполняет свои обязанности.
- Движение челюсти снизу вверх только дробит пищу, а боковые движения перетирают ее.
6) Работа с учебником. Чтение текста на стр.78–79.
7) Обсуждение прочитанного по вопросам:
- Сколько зубов у взрослого человека?
- Человек рождается с зубами?
- Когда заканчивается смена зубов?
8) Знакомство со строением зубов. Слайд презентации №9.
9) Основные заболевания полости рта и причина их возникновения. Слайды презентации № 10, № 11.
III. Самостоятельное применение знаний.
Слово учителя. Говорят, что больные зубы ведут к заболеванию всего организма.
- Верно ли такое утверждение?
- Постарайтесь, используя ваши знания, предложить нам основные правила ухода за зубами (Дети записывают эти правила в тетрадь и знакомят с ними всех присутствующих.)
- Давайте посмотрим слайды № 12 и № 13 и проверим наши предположения о гигиене зубов.
IV. Итог урока.
1) Рефлексия деятельности. (Ребята отвечают на вопросы слайда № 14.)
- Что вы узнали нового сегодня на уроке?
- Для чего мы так подробно изучали зубы?
- Почему необходимо заботиться о гигиене зубов?
- Где пригодятся вам эти знания?
2) Домашнее задание. Слайд презентации №15.
- Учебник, стр.76-81. Вопросы на стр. 81.
- Подготовить презентацию в электронном варианте или сообщение по одной из тем: “Национальная кухня разных народов”, “Любимое блюдо моей семьи”.