Цель: Ознакомить с новым термином "буквенные выражения".
Задачи:
Образовательные.
- Узнаем, что такое буквенное выражение.
- Познакомимся с латинскими буквами.
- Закрепим изученное (решение задач разными способами, устные вычисления).
Развивающие.
- Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память.
Воспитательные.
- Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, давать точные, полные ответы на вопросы.
- Воспитание интереса к предмету.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, презентация по теме "Буквенные выражения".
Ход урока
1. Оргмомент.
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок проведу я. Зовут меня Ирина Николаевна. Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями. Повернитесь ко мне.
У: Это что же случилось, ребята? И куда так спешат зверята? Я скажу вам: вот что случилось - это школа лесная открылась! Весело звенит звонок. Начинается урок.
(Слайд 1)
У: Ребята, нас сегодня пригласили на урок в лесную школу! Примем приглашение?
2. Устный счет.
(Слайд 2).
Л: Привет, а вот и я- лесовичок! Я слышал вы в школу лесную собрались. Но тот лишь дорогу к ней сможет найти, кто быстро и правильно посчитает все примеры, что встретятся по пути.
У: Справимся ребята! Слайд(3). (Дети решают примеры)
30+20 | 50+7 | 80+20 | 35+2 | 20+18 |
40-10 | 90-50 | 50-9 | 40+9 | |
79-9 | 60+8 | 64-30 | 60+30 |
У: Как называются такие выражения?(Числовые)
Л: Молодцы, ребята! Но вот беда- болото впереди! Смелее! По кочкам его перейди!(на кочках примеры) . (Слайд4,)
У: Чтобы перейти болото, нужно вставить в окошко подходящие числа. Но не просто вставить, а объяснить, какой компонент неизвестен и как его нужно искать.(Слайд5)(Дети объясняют)
: + 15=20 | : -9=10 | 8+ : =14 |
6 + 5= : | 14- : =5 | : -8=3 |
80 - 10= : | 38 - : =30 | : - 15=0 |
У: Ура! Вот мы и добрались до лесной школы!(Слайд 6)
3. Знакомство с новым материалом.
У: Мы с вами в Лесной школе. Ребята, посмотрите, какая странная карточка на пеньке.
- У: Вам встречались такие записи?
(и да, и нет)
У: А какие записи нам встречались?
(2 + * = 8 Мы подставляли такое число, чтобы равенство было верным)
У: Как называется такая запись? (числовое выражение)
У: А как вы думаете, можно поставить в "окошко" число?
У: Давайте попробуем.
- У: Какое число предлагает Заяц? (Слайд 7)
2+3=5 | |
-Ёжик? | 2+5=7 |
- Белочка? | 2+4=6 |
-Лиса? | 2+6=8 |
У:Что мы записали? (числовые выражения)
Вывод: если в "окошко" вставлять разные числа, получаются разные числовые выражения.
- А как же назвать эту запись? 2+*
- Можно ли её прочитать? (нет)
- Что же нам делать? (надо "окошко" заменить)
(После нескольких предложений приходим к выводу, что можно "окошко" заменить буквой. 2+а Вывод: вот такие выражения с буквами называются буквенными выражениями.)
- Что мы записали? (выражение)
- А как назвать точнее? (буквенные выражения)
- Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока? (Буквенные выражения) (Слайд 8)
У: Мы будем учиться читать, записывать и находить значения буквенных выражений.
- Давайте проверим, совпадает наш вывод с выводом в учебнике? (читаем вывод на стр. 64)
У: В записи буквенных выражений используются буквы латинского алфавита.
- Научимся писать некоторые буквы латинского алфавита.
(учитель пишет с объяснением на доске, а дети в тетради.)
a, b, c, d, k, l, m, n, o, p, s, t, x. y. (слайд9) Остальные буквы и как их читать вы можете посмотреть в приложении. Это в конце учебника.
4. Физкультминутка
У: Перед лесной школой находится замечательный луг. (Слайд10) Давайте мы выйдем и отдохнем.
5. Закрепление.
№ 1 стр. 64 (учебник)
У: Вставьте вместо "окошка" букву латинского алфавита.
Запишите и прочитайте буквенные выражения:
С+4 10-а 6-р
У:Какие значения могут принимать буквы?
У:Как читаются буквенные выражения? (так же как и числовые)
У: Читаем вывод в учебнике на стр. 65
Упражнения в чтении и записи буквенных выражений (слайд): вставить вместо "окошка" букву латинского алфавита, прочитать.
- Найдём значение буквенных выражений.
с+20
У:Что нужно знать, чтобы найти значение этого выражения?
(чему равно с)
У: Какие значения может принимать с? (любые)
с=8, с+20=8+20=28
Работа с комментированием у доски:
(решаем ещё три выражения по выбору детей).
Самостоятельная работа:
№ 2 стр. 65 по вариантам. (Два ученика работают за доской.) Более сильным ученикам можно предложить решить такое буквенное выражение: (d-12)-40, если d=60, d=80.
(Проверка на местах)
6. Работа над пройденным материалом.
- У: Ребята, вам не кажется, что слышен чей-то плачь? Сидит на пеньке зайчонок и плачет, Не может зайчонок решить задачу.
Задача № 3
.У: Поможем? Читаем задачу.
У: О ком задача? О чём задача?
У: Что известно? Что нужно узнать?
У: Запишем краткую запись.
У: Какие опорные слова выберем для краткой записи?
(На доске и в тетради записываем краткую запись.)
Было - 50р. и 10р.
Заплатила - 30р.
Осталось - ?
У: Найдите разные способы решения задачи.
(Дети решают задачу самостоятельно.)
Проверка.
1 способ: (50+10)-30=30(р.)
2 способ: (50-30)+10=30(р.)
(При наличии времени №5 по цепочке.)
7. Подведение итогов урока.
У: Что это мы с вами записали?
(Буквенные выражения.)
У: Буквы какого алфавита используются при записи буквенных выражений? (латинского)
9. Домашнее задание.
№ 4 стр.65 (найти разные способы решения задачи, кто сколько сможет)
Придумать своё буквенное выражение и предложить завтра на уроке своему соседу найти его значение.