Урок "Имеет ли звук значение?"

Разделы: Русский язык


Цель: Познакомить учащихся с понятиями фонетики и фонемы, с именами учёных-лингвистов. Доказать, что звук имеет значение.

Задачи:

  • Образовательные: Формировать умение различать понятия звука и буквы; расширить знания детей по теме "Фонетика";
  • Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения, необходимые для участия в диалоге;
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету.

ТСО: Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.

Оборудование:

  • Учебник русского языка за 5 класс;
  • Рисунки учеников;
  • Доска, мел.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Учитель: Ребята, мы с вами закончили знакомство с синтаксисом - важнейшим разделом русской грамматики. Чем же мы будем заниматься на последующих уроках? Об этом вы догадаетесь сами, но сначала в тетрадях запишем число и высказывание К.Паустовского: "Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд".

Расставьте знаки препинания, объясните ошибкоопасные места. Проверьте себя (на экране появляется записанное предложение). Ещё раз перечитайте высказывание и скажите, что, по мнению Паустовского, сближает звуки природы со словами. Найдите слова, которые передают "звучание" травы, льдинок.

Звуки сопровождают нас всегда и везде. Утром мы просыпаемся и слышим, как тикают часы, как пыхтит чайник на плите, как плещется вода в ванной:

А как вы думаете, сколько звуков на свете? (На этот вопрос ответить нельзя)

Учёные с помощью точной аппаратуры установили, что у одного человека, когда он говорит, звуки бесконечно разные.

3. Итак, вы уже догадались, о чём пойдёт речь?

Изучением звуков нашей речи занимается раздел русской грамматики, который называется "Фонетика" (на экране высвечивается слово). Это слово произошло от греческого слова "phone" - звук, голос.

Вспомните слова, в состав которых входит этот греческий корень.( Телефон, микрофон, магнитофон:).Правильно, все эти слова так или иначе связаны со звуком.

А будет ли слово "фон" родственным этим словам в словосочетании яркий фон? Почему?(разное лексическое значение)

Если единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение, то что же является единицей фонетики? Правильно, звуки. Замечательный учёный Бодуэн де Куртенэ дал звуку красивое название: "фонема" (слово появляется на экране).

Чем отличается произношение слов "фонетика" и "фонема" от их написания?(запись слов в словарики).

Сегодня на уроке мы поставим такой вопрос: имеет ли звук значение? А отвечать на этот вопрос будем отвечать на протяжении нескольких уроков.

4. Обратите внимание на таблицу, которая называется "Звуки речи".Учитель объясняет условные обозначения мягкости, долготы,[j].

На какие две неравные группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Согласные состоят из голоса и шума или только шума, а гласные - из голоса и легко проходят через такие преграды, как зубы, губы.)

А какие фонемы, по-вашему, важнее?

Отгадайте слова, которые записаны на доске (они есть в записанном предложении):

Брмчт (бормочут)

Оаиаю (позванивают)

Какое слово было легче отгадать?

Дети делают вывод, что согласные звуки выражают лексическое значение слова, а гласные звуки придают слову певучесть, мелодичность, т.е. и гласные, и согласные фонемы одинаково важны для языка.

Для того чтобы приблизиться к ответу на вопрос "имеет ли звук значение?", давайте прослушаем шуточное стихотворение Б. Заходера "Кот и кит".(Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.)

5. А сейчас поиграем в игру "Одна фонема, марш!"

- Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово, например, горсть-гость.

На экране слова: краска, склон, экран, тепло (каска, слон, кран, тело).

- Теперь добавьте к словам лапа, укус, усы, стол, клад по одной фонеме. Например, роза - гроза. Какие слова у вас получились? (Лампа, уксус, бусы, ствол, склад.)

- Теперь замените одну согласную фонему другой, например, корж - морж. Запишите слова ногти, киска, орёл, галка. Что у вас получилось? (Когти, миска, осёл, палка.)

В чём мы убедились, играя в эту игру? (Каждая фонема имеет значение.)

6. А ещё, ребята, оказывается, звуковой состав слова влияет на наше восприятие. Давайте проверим!

Какая из фонем вам кажется светлее: [ы] или [е]?

Какая фонема, по-вашему, шире: [о] или [и]?

Какая фонема приятнее: [а] или [х]?

Посмотрите на рисунки, которые нарисовали ваши одноклассники. Они заранее получили задание нарисовать сказочные существа с именами Мамлёна и Жаваруга. На каком рисунке, по-вашему, изображенаМамлёна, а на каком Жаваруга? Почему вы так решили?

7. О свойстве звука выражать чувства говорил ещё М.В.Ломоносов. Это свойство звуков хорошо известно поэтам. Иногда отдельные звуки или их сочетание создают определённый образ. Такой художественный приём называется звукописью(термин и его определение появляются на экране). Давайте рассмотрим несколько строк из стихотворений.Смотрим на экран и вместе читаем:

Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную:

Какое настроение этого двустишья? Какая фонема повторяется и усиливает настроение лёгкой грусти и нежности? (фонема [у].)

Читаем следующие строки:

Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет:

Какие согласные фонемы рисуют картину битвы? ([р], [ж], [ш].)

Запишите, пожалуйста, определение звукописи в свои словарики.

8. Домашнее задание: подобрать слова для игры "Одна фонема, марш!" или выписать несколько стихотворных строк, в которых встречается приём звукописи.

9. Подведение итогов урока, выставление оценок.