Цель урока.
1. Познакомить учащихся с интегрированной средой Турбо Паскаль. Научить детей работать в интегрированной среде.
2. Познакомить учащихся с элементарной структурой линейной программы на языке Паскаль.
3. Познакомить учащихся с процедурами ввода – вывода.
4. Научить детей составлять элементарную программу с использованием процедур ввода – вывода, вводить текст программы в окне редактора, редактировать программу, сохранять и запускать её на исполнение.
Оборудование.
1. Раздаточный теоретический материал.
2. Мультимедийная презентация .
3. Программное обеспечение Turbo Paskal.
4. Тесты.
План урока.
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
2. Знакомство с интегрированной средой Турбо Паскаль
3. Знакомство со структурой программы на языке Паскаль.
4. Изучение процедур ввода – вывода.
5. Тестирование.
6. Домашнее задание.
7. Итог урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами начинаем изучать очень интересную и важную тему. Мы начинаем программировать на языке Паскаль. Сегодня мы познакомимся с интегрированной средой Турбо Паскаль, с основной структурой программы и процедурами ввода-вывода.
2. Вступительное слово учителя.
Чтобы компьютер выполнил решение какой-либо задачи, ему необходимо получить от человека инструкции, как её решать. Набор таких инструкций для компьютера, направленный на решение конкретной задачи, называется, компьютерной программой.
К сожалению, компьютер не понимает программы, записанные на каком-либо употребляемом человеком языке – русском, английском, немецком… Команды, предназначенные для ЭВМ, необходимо записывать в понятной ей форме. С этой целью применяются языки программирования – искусственные языки, алфавит, словарный запас и структура которых удобны человеку и понятны компьютеру.
Программа – это совокупность написанных на языке программирования команд, которые может выполнить компьютер, направленных на решение конкретной задачи, в результате чего машина действует заранее предписанным ей образом.
Языком программирования называется искусственный (формальный) язык, предназначенный для записи алгоритмов. Язык программирования задается своим описанием и реализуется в виде специальной программы: компилятора или интерпретатора.
3. Интегрированная среда Турбо Паскаль.
Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной средой программирования, так как она объединяет в себе возможности различных средств, используемых при разработке программ: редактора текстов, компилятора, компоновщика, отладчика, и при этом обеспечивает программисту великолепные сервисные возможности.
У вас на столах находится раздаточный материал, которым вы будете пользоваться на уроке и дома. Вы можете на этих листах делать пометки, если это необходимо.
Запуск программы Турбо паскаль
Ярлык ТУРБО ПАСКАЛЬ на рабочем столе. (Чтобы развернуть окно на весь экран Alt+Enter). После запуска интегрированной среды на экране отобразится окно интегрированной среды Паскаля. (Посмотрите на рисунок в раздаточном материале). Оно состоит из нескольких видимых частей: полосы главного меню в верхней части окна, рабочей области окна в центре, строки состояния (или статус строки) внизу и в самом низу полоса подсказок, которая рассказывает о назначении некоторых клавиш. Главное меню предназначено для выбора режима работы системы. Переход в режим работы с главным меню осуществляется клавишей F10. Это делает полосу меню активной. Выбор пункта меню приводит к появлению под его именем подменю.
Назначение основных пунктов главного меню.
Ребята, смотрите раздаточный материал. Внимательно изучите таблицу:
ПРИМЕР 1.
Откройте программу 1prim.pas
File —> Open… —> Name 1prim.pas —> Open
Откроется следующая программа:
program prim1;
var x, y: integer;
begin
write('введите число х’ );
readln(x);
y:=2*x;
writeln('значение функции у=', y)
end.
Сохраните эту программу под именем primer.pas
File —> Save as.. —> primer.pas —> ok
Отправьте программу на выполнение
Run —> Run
Для просмотра выполнения программы нажмите Alt+F5 или выберите пункт меню Debug —> User screen.
Для того, чтобы увидеть результат действия программы, отправьте программу на выполнение несколько раз. Вы видите, что эта программа удваивает введённое с клавиатуры число.
Обратите внимание на то, что одни слова написаны белым, а другие – желтым цветом. Слова, написанные белым цветом, называются зарезервированными. Зарезервированные слова составляют основу языка и имеют строго фиксированное написание. Мы будем использовать следующие зарезервированные слова: program, var, begin, end.
Для того, чтобы выйти из среды программирования Паскаль необходимо выполнить следующие действия: в пункте меню File выбрать Exit.
4. Основная структура программы.
А теперь поговорим об общей структуре программы. В раздаточном материале это пункты 4.1–4.3.
Структура программы на языке Паскаль имеет следующий вид:
Program Имя;
Var
Описание переменных
Begin
Исполнительная часть
End.
4.1. У программы должно быть имя. Имя программы - это набор латинских букв и цифр (возможна группа слов, соединенных знаком подчеркивания, возможно использование цифр после букв или знака подчеркивания, нельзя использовать русские буквы, знаки препинания и пробелы между словами). Имя может быть почти произвольным, но оно не должно совпадать с ключевыми словами, то есть такие слова, как “read”, “write”, “For” не могут быть именем программы. Имя программы пишется после ключевого слова “program”. После имени программы обязательно ставится точка с запятой. Имя программы не является обязательной частью программы. Программа будет выполняться даже без этого раздела.
Пример : program proba;
Найдите имя программы в рассмотренном примере. Назовите имя программы. (program prim1;)
4.2. Раздел описания переменных. (Не является обязательной частью программы) Для каждой переменной, используемой в программе, задается ее тип. Формат описания переменных:
VAR <имя1, имя2,…>:<тип>;
В языке Turbo Pascal имеются следующие группы простых типов данных:
1) Целые типы
2) Вещественный тип
3) Перечисляемый тип
4) Тип-диапазон
5) Символьный тип
6) Логический тип
Найдите раздел описания переменных в рассмотренном примере. Назовите, какие переменные мы используем.
В примере1 мы используем переменные типа integer, это переменные целого типа. То есть, если на требование программы ввести переменную, мы введем дробное число, то программа выполнена не будет, а будет выдано сообщение об ошибке. Подробнее о типах переменных мы будем говорить позднее.
4.3. Раздел операторов. (Обязательная часть программы, без неё программа работать не будет.) Раздел операторов начинается зарезервированным словом begin (начало), далее следуют операторы языка, отделённые друг от друга точкой с запятой. Завершает раздел зарезервированное слово end. (конец) с точкой. Пред end точка с запятой не ставится.
5. Процедуры ввода – вывода.
Ввод-вывод данных связан с обменом информацией между оперативной памятью и внешними носителями информации. Как правило, программ без вывода не бывает. Для операций ввода данных в программе служат процедуры:
Write и writeln,.
Процедура записи Write производит вывод числовых данных, символов, строк на экран. Формат процедуры:
write(А,B,…,Z);
Где А,В,…,Z – переменные или строки символов, взятые в апостроф.
Процедура записи writeln аналогична процедуре write, но после вывода последнего в списке значения для текущей процедуры происходит переход к началу следующей строки. Процедура writeln, записанная без параметров, вызывает перевод строки без вывода каких либо данных.
Найдите процедуру вывода в рассмотренном примере. Что выводит на экран эта процедура?
write('введите число х’ ); Эта процедура выводит на экран требование ввести число х.
writeln('значение функции у=', y) Эта процедура выводит на экран текст “значение функции у=” и значение функции у. Обратите внимание на то что текст, выводимый на экран пишется в апострофах, а значение функции записывается после апострофа и запятой. Процедура writeln(y); выведет на экран только значение у без пояснительного текста.
Для операций вывода данных в программе служат процедуры:
read и readln
Процедура чтения read – обеспечивает ввод числовых данных, символов, строк и т.д. для последующей обработки программой. Формат процедуры:
read(А,B,…,Z);
где A,B,…,Z переменные. Значения переменных
набираются через один пробел на клавиатуре при выполнении программы и высвечиваются на экране. В конце набора нажимается клавиша ENTER.
Процедура чтения readln аналогична процедуре read. Отличие заключается в том, что после считывания последнего значения переменной данные для другой процедуры readln будут считываться с начала новой строки.
Найдите процедуру чтения в рассмотренном примере. Назовите, какую процедуру мы используем.
readln(x); эта процедура считывает значение х для дальнейшего использования в программе.
6. Выполните тест.
7. Домашнее задание.
1. Прочтите теоретический материал, изученный на уроке.
2. Ответьте на вопросы:
1) Назовите известные вам процедуры ввода (считывания информации). Чем они отличаются?
2) Назовите известные вам процедуры вывода. Чем они отличаются?
3) Из каких частей состоит структура программы на языке Паскаль?
4) Какие части являются обязательными, а какие необязательными в программе?
3. Напишите в тетради программу, выводящую на экран сведения о вас (резюме). ФИО, адрес и т.д. Используйте при этом различные символы (*, #, &)
Учитель сообщает оценки, поставленные во время урока.
8. Итог урока.
Итак, что нового мы сегодня узнали и чему научились на уроке? Мы познакомились с интегрированной средой Турбо Паскаль, с процедурами ввода-вывода, научились составлять программу в интегрированной среде Турбо Паскаль.
Использованная литература:
1. Попов В.Б. Турбо Paskal для школьников: Учеб. пособие. – 3-е доп. Изд. – М.: Финансы и статистика, 2004.
2. Карасёв П.Н. Задачи по информатике. Учеб. пособие. – Изд. - Волгоград: Учитель – АСТ, 2001.
3. Кузнецов А.А., Апатова Н.В. Основы информатики. 8-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – Дрофа, 2001.