Интегрированный урок (математика + география) по теме "Равнины суши. Диаграммы"

Разделы: Математика, География


Цель: Создать условия для усвоения особенностей равнин, различия их по высоте и рельефу, изменения во времени и составления таблиц на основе полученных данных.

Задачи:

  • Обучающие: выработка у учащихся умений и навыков: уверенно искать нужную информацию в таблице; выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы; производить подсчёт предметов в длинном списке и составлять таблицу результатов подсчёта; составлять таблицы с результатами измерений; продолжить формирование представлений о разнообразии форм рельефа суши; сформировать понятие “равнина”; представления о типах равнин, их изменении во времени.
  • Развивающие: способствовать запоминанию основной терминологии, умению структурировать результаты наблюдений, событий; продолжить развитие умения выделять причинно-следственные связи; способствовать развитию интереса к математике, биологии и географии; умений находить взаимосвязь изучаемого материала по различным предметам, применять новый материал на практике и в жизни;
  • Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой Родине, стремления бережно относиться и сохранять природу посредством выполнения заданий с использованием данных научно-исследовательских работ учащихся школы.

Приложение 2, Приложение 3

Ход урока

1. Организационный момент, целеполагание

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. См. Приложение 1 (Слайд 2)

На дворе январские морозы, всё вокруг окутано пушистым, снежным одеялом, деревья от стужи надели белые меховые шапки. Но недаром говорится, что у природы нет плохой погоды. Есть какое-то сказочное очарование и в промозглом осеннем дожде, срывающем с деревьев последнюю листву (Слайд 3), и в крупных каплях летнего ливня, оставляющего огромные круги на воде (Слайд 4), и в пушистых белых снежинках, опускающихся прямо на ладонь (Слайд 5). Купаясь в ярких лучах солнышка (Слайд 5.1) они искрятся, как звёздочки. Закройте на секунду глаза, мысленно поймайте снежинку на ладонь, почувствуйте, как она тает от солнечного тепла и тепла вашего сердца, и это тепло в один миг согревает и вас. Откройте глаза и улыбнитесь. Вы готовы к работе? Тогда начнём.

Вы, конечно, уже догадались, что сегодня у нас не обычный урок, а интегрированный, на котором мы постараемся обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения биологии, географии и математики.

(Слайд 6).Тема урока “Равнины суши. Среда обитания. Таблицы”. Это значит, мы вместе с вами должны: (ответы детей)(Слайд7)

  • Сформировать понятие о форме рельефа – равнины; о видах равнин;
  • Познакомить с процессом изменения равнин под действием различных факторов;
  • Углубить понятия о среде обитания, её факторах;
  • Продолжить формирование умений и навыков читать и составлять таблицы.

2. Повторение пройденного материала

Игра: Найди соответствие (Слайд 9)

Обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие перепады высот горы
Горы, расположенные одна за другой горный хребет
Большая группа горных хребтов, межгорных впадин и нагорий горная система
Обширное горное поднятие, состоящее из горных хребтов и массивов. Нагорье
Совокупность неровностей земной поверхности Рельеф

(Слайд 9.1) Самооценка

3. Объяснение нового материала

(Слайд 10)

Используя схему Понятие = ключевое слово + признак дайте определение равнины. (Слайд 10.1)

Равнина – участок земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью.

Равнины – это участки земной поверхности, на которых перепады относительных высот не превышают 200м.

(Слайд11) Назовите главное отличие гор от равнин (по высоте);

Используя рисунки, определите отличие гор от равнин по характеру поверхности и по степени расчленённости (характер поверхности ровный, степень расчленённости слабая);

(Слайд 12) Внимательно рассмотрите рисунки и постарайтесь определить, на какие виды делятся равнины по характеру рельефа? (плоские и холмистые);

(Слайд 13)Определите, описание какой равнины (плоской или холмистой) дается в стихах:

“Давно я еду по холмам,
Порой для взора нет границ,
И все поля по сторонам,
И над полями – стаи птиц.
Я еду день, я еду два –
И все поля, кругом поля,
Мелькнет жилье,
Мелькнет едва,
А там поля, опять поля.
Порой ручей, порой овраг,
А там поля, опять поля,
И в золотых опять волнах
С холма на холм взлетаю я”… (холмистая) (Слайд 13.1)

(Слайд 14)

“Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади,
Равнина – на север,
Равнина – на юг.
Как будто гористую землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.
Здесь воду колышут душистые ветры.
Поля поливает с Алтая вода.
Здесь смотришь и видишь на сто километров:
Полсотни – туда
И полсотни – сюда”… (плоская) (Слайд 14.1)

Самооценка

(Слайд 15) Виды равнин по высоте: низменность, возвышенность, плоскогорье.

Используя данные таблицы закончите определения:

Низменности
(до 200м)
Возвышенности
(от 200 до 500м)
Плоскогорья
(более 500м)

(Слайд 15.1)

  1. Равнина с небольшими абсолютными высотами до 200м – низменность;
  2. Участок земной поверхности, приподнятый над окружающей территорией на высоту 200 -500м – возвышенность;
  3. Обширный участок суши, приподнятый над окружающей территорией, с плоскими или волнистыми междуречьями – плоскогорье.

(Слайд 16)

Определите, какой вид равнин изображен на профиле?
Используя предложенный текст, заполните таблицу (Слайд 17)

Если внимательно рассмотреть карту мира, можно встретить очень много интересных названий и цифр. Например, такие длинные, составленные из двух слов названия: Среднесибирское (1070м), Среднерусская (235 м), Западно- Сибирская (198м), Восточно – Африканское (830 м). Некоторые названия кажутся знакомыми, так как связаны с названиями стран, морей и рек. Это Амазонская (59 м), Бразильское (750 м), Приволжская (270 м), Прикаспийская (28 м), Казахский мелкосопочник (320 м). А иногда встречаются совсем незнакомые замысловатые названия, такие как Оринокская (100м), Общий Сырт (302 м), Гвианское (1210 м).

(Слайд 18)Самооценка (Слайд 19)

4. Физкультминутка

Закройте глаза, мысленно старайтесь проследить путь, который делает пчела по моей команде и определить, где она окажется.

  1. вверх, вверх, вправо, вверх, вправо, вниз, вниз, влево, вниз, влево. (окажется на том же месте)
  2. вверх, вверх, вправо, вверх, вправо, вправо!!! (нельзя!)
  3. вправо, вверх, влево, вверх, вверх, вправо, вправо, вниз, вниз, влево, вниз, вправо. (окажется в правом нижнем углу)

Изменение равнин во времени (Слайд 20)

Прочитайте текст п.3 (стр. 81. “География – 6”), и ответьте на вопросы:

В чём проявляются внутренние процессы изменения? (Слайд 21)

  • С чем связано разнообразие рельефа равнин?
  • Что образуется там, где много текучих вод?

5. Овраги (доклад)

(Слайд 22)

6. Сделайте выводы из предложенной таблицы

  суслик крот хомяк журавль овсянка
2007 2 8 1 0 2
2008 9 12 2 2 6
2009 5 20 2 4 11

7. Среда обитания

Ребята, а не проводя наблюдения мы с вами можем предположить, какие животные, птицы, рыбы могут обитать в оврагах? Можно ли там встретить зайца? Лису? Волка? Щуку? Налима? Орла? Почему?

У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое
Облюбовано жилье.
Выбирает привереда
Лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный
Маршрут –
У букашки и у птички.
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.

Это стихотворение об условиях, месте, или по другому – о среде обитания.Среда обитания – это часть природы, в которой живет организм.

Пятый лишний (Слайд 23, 23.1, 23.2, 23.3)

1) Щука, карась, лещ, ящерица, налим
2) Суслик, хомяк, крот, заяц, лиса
3) Перепёлка, овсянка, цапля, землеройка, стриж

Самооценка
Общая оценка за урок

8. Рефлексия

  Усвоил хорошо Над этим следует поработать ещё Осталосьмного непонятных вопросов
1 Составлять таблицу по имеющимся данным;      
2 Анализировать данные таблицы, отвечать на вопросы, используя данные таблицы;      
3 Различать виды равнин по характеру рельефа      
4 Различать виды равнин по высоте      
5 Иметь представление о среде обитания      

9. Домашнее задание

Математика: Составить таблицу различных видов растений, встречающихся в оврагах села Трусово;

География:

  1. § 21, стр. 76-82, вопросы.
  2. Разгадать кроссворд;
  3. Нанести на карту Амазонскую низменность, Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину, Средне-Сибирское плоскогорье.

Биология:

Х. Срез настроения

Закрась соответствующее сердечко

– настроение улучшилось;

– осталось прежним;

– настроение стало хуже.

(Слайд 25)