Цель: Формирование интереса к химии через игровую форму преподнесения материала, углубление знаний учащихся по предмету, развитие творческой активности, антиникотиноавя пропаганда.
Подготовительный этап:
- Создание двух команд по 5–6 человек.
- Выбор капитанов команд.
- Подготовка домашнего задания (опыты).
- Выбор счётной комиссии (подсчёт баллов).
- Выбор фотокорреспондентов.
Оборудование: Мультимедиапроектор, компьютер, презентация. Приборы и реактивы для проведения опытов.
“От химии серьёзной – до химии занимательной!”
Игра провидится в “Неделю “Химии”. Учащиеся формируют две команды. Каждая команда выбирает капитана. Перед игрой команды выполняют полученное домашнее задание – это опыты, которые потом демонстрируют с соблюдением правил техники безопасности, дают пояснения по проведению опыта.
Слайд 1. (Сопровождает учащихся по всей игре занимательный персонаж – ХИМИК.)
– Здравствуйте ребята! Меня зовут ХИМИК, и я буду сопровождать вас по всей игре. Желаю всем успехов! Удачи!
Слайд 2. Ода ХИМИИ.
Никого я не люблю!!! Только химию одну!!!
О, ХИМИЯ, наука волшебства! Мир превращений и соединений!
Из древней магии и колдовства возрос твой мощный и прекрасный гений!
Металлургия, музыка стекла, парфюм, лекарства, удобрения, ткани –
Всё это, ХИМИЯ, твои дела!
И ты со временем ещё нужнее станешь!
Слайд 3. Викторины.
Слайд 4. Викторина 1.
Страница Неметаллы.
- Какой газ вызывает кессонную болезнь у водолазов? (Азот.)
- Самый распространенный элемент во Вселенной? (Водород/)
- Какой газ используется в рекламах? (Неон.)
- С помощью какого неметалла можно обнаружить крахмал в растениях? (Йод.)
- Основной элемент органических веществ? (Углерод.)
- Какой из жидких оксидов самый распространённый на Земле? (Вода.)
- Какой газ выделяется при разрушении фреонов? (Хлор.)
- Какой газ впервые нашли на Солнце? (Гелий.)
Слад 5. Викторина 2. Страница Металлы.
- Какой металл широко используется в электротехнике? (Медь.)
- Какой металл используется для защиты стальных изделий от коррозии? (Цинк.)
- Какой металл используется для изготовления электродов и камней для зажигалок? (Церий)
- Какой металл называют крылатым? (Алюминий.)
- Как называется металл, с изменением концентрации которого связано течение раковых заболеваний? (Цинк.)
- Какой металл входит в состав нашей крови, придавая ей красный цвет? (Железо.)
Слад 6. О вредных привычках. Антиреклама курения.
Ответьте на вопросы:
- При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, который содержится в выхлопных газах автомобилей. Как называется этот газ? (Угарный газ.)
- Сколько известных канцерогенных веществ (вызывают рак) содержится, в среднем, в одной сигарете? 4? 8? 12? 15? (15.)
- Какой орган, наряду с легкими, больше всего страдает от курения? (Сердце.)
- Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет вредное воздействие курения? (Не верно.)
- Если человек выкуривает пачку сигарет в день на протяжении года, сколько табачной смолы оседает в его легких? (Около литра.)
- Что означает понятие “пассивное курение”? (Вдыхается дым курящих.)
Слайд 7. Вы ещё курите? Тогда мы идем к Вам!
Слайд 8. Загадки.
Ответьте на вопросы:
- В состав какого металла входит дерево? (Никель.)
- Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран.)
- Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина.)
- Какой частью химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото.)
- Металл в солях – опора многих, а нас без него не носили бы ноги. (Кальций.)
- Он безжизненным зовётся, но жизнь без него не создаётся. (Азот.)
Слайд 9. Занимательные опыты.
Слайд 10. Опыт 1. Конкурс капитанов. Чей водород чище? (Получают водород реакцией цинка с соляной кислотой. Затем собирают его в пробирке и испытывают на чистоту. Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2 ↑)
Слайд 11. Опыт 2.
Химия – это наука, которая творит чудеса!
Вот ещё одно развлеченье:
Кто даст руку на отсеченье?
Жалко руку на отсеченье?
Тогда нужен больной для леченья.
Оперирую без боли, правда, будет много крови.
Йодом смочим мы обильно
Чтобы было всё стерильно.
Не вертитесь пациент!
Нож подайте ассистент!
Посмотрите прямо струйкой
Кровь течёт, а не вода.
А сейчас я вытру руку – от разреза ни следа!
(Два человека из первой команды проводят опыт: “Кровь из раны”
Йод – это 3% раствор хлорида железа (III). В другой склянке готовится 3% раствор роданида калия. Для демонстрации можно взять тупой нож. Его показывают зрителям. Руку обрабатываем йодом (FeCl3), а затем бесцветным раствором роданида калия смачиваем нож и проводим по руке. (Надо стремиться к тому, чтобы на ноже и руке осталось как можно больше соответствующих растворов.) На пол стекает “кровь”. Руку затем протираем ваткой смоченной раствором фторида калия или натрия. Показываем зрителям, что раны нет и рука совершенно чистая. После опыта руку тщательно промыть водой.
FeCl3 +3KCNS → Fe(CN)3 + 3KCl Fe(CNS)3 + 3KF → FeF3 +3 KCNS )
Слайд 12. Опыт 3.
(Два учащихся другой команды проводят опыт “Минеральный хамелеон”)
Я сейчас вам предлагаю явление химическое,
Но название у опыта чисто биологическое.
Объясните, почему имя “Хамелеон” дано ему?
(Для опыта готовится насыщенный раствор перманганата калия и 10% раствор гидроксида калия. В пробирку наливаем 4 мл KMnO4 и 1 мл KOH. К полученной смеси прилить 10-15 капель раствора сульфита натрия. При взбалтывании раствор окрашивается в темно-зелёный цвет. При дальнейшем перемешивании цвет раствора становится синим, затем – фиолетовым, потом – малиновым.)
Слайд 13. Подведение итогов. Награждение победителей.
– Всем СПАСИБО!
Литература:
- “Химия. 8–11 классы. Внеклассные мероприятия”. – Е.П. Ким.
- “Предметная неделя химии в школе”. – С.В. Бочарова.
- Клипы на web узле Office Online.