Урок "Признаки химических реакций". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цели урока:

  • Закрепить знания учащихся об отличиях химических явлений от физических; познакомить с признаками химических реакций.
  • Дать первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту.
  • Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.
  • Показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.
  • Способствовать  нравственному, эстетическому воспитанию учащихся.

Задачи:

  • Образовательные:
  • закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях.
  • рассмотреть, используя ученический эксперимент, признаки химических реакций.
  • сформировать представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту.
  • Развивающие:
  • развивать эмоциональное восприятия у учащихся, используя мультимедиа.
  • продолжить развитие обще-учебных умений и навыков.
  • продолжить формирование адекватной самооценки.
  • развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая связь изученного материала с жизнью.
  • Воспитательные:
  • продолжить формирование мотивации учебной деятельности.
  • продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Форма урока: урок-путешествие с элементами практической работы.

Применяемые технологии: урок построен с использованием современных информационных технологий – программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов.

Формы организации обучения: сочетание фронтальной, групповой (работа в паре при выполнении лабораторных опытов), индивидуальной работы (при работе с дидактической карточкой).

Межпредметные связи: физика, физические явления.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование; лабораторное оборудование: комплект хим. посуды (пробирки, хим.стаканы, воронки), спиртовка, разносы, хим. реактивы (гидроксид натрия, серная кислота, хлорид бария, соляная кислота, мел, цинк, сера), свеча, бенгальские огни; инструкционные карты для учащихся.

Основные понятия: физические явления, химические явления. Экзотермические реакции, эндотермические реакции.

Ожидаемые результаты: интенсификация работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся закрепят представления о химических реакциях, усвоят признаки химических реакций, получат начальные представления о классификации химических реакций.

ХОД УРОКА

В начале урока демонстрируется видеоролик с фрагментом фильма «Гарри Поттер».

Учитель: Я думаю вы догадались, что сегодня у нас необычный урок химии. Мы отправляемся с вами в волшебную страну, где есть школа магии и волшебства. Как она называется ребята? (Учащиеся отвечают)  

Учитель: Правильно, в этой школе   учился Гарри Поттер и мы тоже столкнемся с магией и чародейством. А чтобы не заблудится в лабиринте таинственных превращений, удивительных открытий, мы возьмем с собой наш талисман – свечу (учитель зажигает свечу). Глядя на свечу, мы и не догадываемся, что являемся свидетелями одного из интереснейших явлений. Давайте подумаем, какого?
В этом нам поможет «волшебный» экран. (На слайде 2 Презентации изображены физические явления: замерзание воды, туман, образование снега)
– Какие явления изображены на слайде? (Учащиеся дают ответ)
– Что такое физические явления? (Учащиеся дают определение физ. явлений)
(На слайде 3 Презентации изображены химические процессы: краска для волос, горение    костра, ржавление металла)

Учитель: Какие явления изображены на экране? (Учащиеся дают ответ)
– Что такое химические явления? (Учащиеся дают определение хим.явлений)

Учитель: Значит, и горение свечи будет химическим явлением.

Учитель: Если цель нашего путешествия выяснить признаки     химических реакций, то какова же тема нашего исследования? (Учащиеся формулируют тему урока: признаки химических реакций.)

Учитель: Итак, тема: признаки химических реакций. (Презентация. Слайд 4)

Ни одно путешествие не обходится без карты. У нас тоже есть карта нашего путешествия по школе Хогвардс (слайд 4 Презентации с изображением «Карты путешествий»).
У вас они лежат на рабочих столах. ( у учащихся на столах – «Листы путешествий»

Учитель: Итак, нас ожидает первое магическое испытание (Приложение 1)

Задание 1: В картах путешественников среди перечисленных явлений выбрать химические. (Учащиеся среди явлений представленных на слайде выбирают химические явления и ответ  заносят в свои «Листы путешествий»)

Второе магическое  испытание

Учитель: Приготовьтесь к удивительному зрелищу! Мы входим в тайную комнату! Но не забудьте о мерах предосторожности, ведь нас ожидает встреча с необычными веществами: кислотами и щелочами.

(Презентация, слайд 6 – инструктаж по ТБ.)

На слайде появляется изображение реактивов и дается инструктаж по ТБ в стихах.

Учитель:

1. При работе с кислотами и щелочами необходимо соблюдать осторожность, т.к. это едкие вещества. Все работы проводить над разносами.
2. Растворы веществ наливать в пробирки в небольших количествах, по 1 мл, что соответствует 1 см.
3. Действовать только по указанию учителя и согласно инструкционной карте. (Приложение 2). А чтобы у вас все получилось, вы должны пустить в ход все свои способности.

(Учащиеся проводят опыт по группам, в парах)

Опыт №1 – смесь воды и кокосовой стружки разделить с помощью фильтрования. Наблюдения занести в карту путешественника, какое явление лежит в основе опыта? (Стружка останется на фильтре, а вода пройдет сквозь нее – в результате опыта лежит физическое явление).

Опыт №2 – к кусочку мрамора прибавить соляную кислоту.  Наблюдения занести в карту путешественника.  Какое явление лежит в основе опыта? (Наблюдается выделение газа. Это – химическое явление)

Вывод по опытам (учащиеся рассказывают о своих результатах и делают соответствующие выводы)

Учитель: Ребята! Химические явления называются химическими реакциями.  В своих  картах  продолжите это определение. Что будет являться признаками  химических реакций? (Ученики высказывают различные предположения)

Учитель: Давайте проведем опыты.

Учитель демонстрирует реакции:

  • щелочь + кислота (в присутствии фенолфталеина)
  • цинк + кислота
  • горение серы
  • хлорид бария +серная кислота

Учащиеся вместе с учителем обсуждают результат каждой реакции, делают общий вывод по признакам хим. реакций и заносят признаки химических реакций в карту путешественника.

На слайдах 7, 8 Презентации появляется таблица с признаками химических реакций.

Затем учитель вновь идет к свече.

Учитель: Ребята, определите, какими признаками сопровождается горение свечи? (Тепло и свет)
Учитель: Это признаки реакции горения. (Учащиеся записывают признаки в карту путешественников)
Учитель: Реакция горения – это частный случай экзотермической реакции. А что это такое? Не знаете? Тогда отправляемся в библиотеку школы Хогвардс.

(Слайд 9 Презентации изображение библиотеки)

Учитель: Берем с книжной полки химию, п.26.  Найдите определение этих понятий и занесите их в карту. (Учащиеся работают с учебником)

(На слайде 10 Презентации памятка – какие реакции являются  экзотермическими, какие являются эндотермическими)

Учитель: А теперь прочитайте вопрос в  «Карте путешествий» и ответьте на него смотря  на бенгальский огонь. (В это время учитель зажигает бенгальский огонь) .

Рефлексия урока: учащиеся закрепляют полученные знания, отвечая на вопросы учителя.

Слайд  11 Презентации – на нем изображение приготовленной на костре пищи. Вопрос к классу: к какому типу относится эта реакция. Учащиеся дают ответы.

Учитель: Готовясь к уроку, я тоже обращалась за помощью к магам школы Хогвардс и сейчас я покажу чему они меня научили. (Демонстрация опыта «дым без огня»). А секрет моего волшебства вы узнаете на следующем занятии.
– Ребята! Чему вы научились на уроке? Что нового узнали? (Учащиеся отвечают)

Третье магическое испытание

Учитель: Вот и подходит к концу наше путешествие по школе волшебства. А завершить наше знакомство со школой магии   Хогвардс я предлагаю следующим образом: каждый из вас напишет в своих «Картах путешествий» стихотворение о нашем путешествии  в форме синквейна.

Учитель: Синквэйн – способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства в нескольких словах. Синквэйн – это стихотворение, которое требует синтеза информации кратких выражений, это стихотворение из 5-ти строк.
Есть определенные правила написания синквэйна (Презентация, слайд 13 с правилами составление синквейна)

Учащиеся самостоятельно составляют синквейн к уроку в «Картах путешественников».

Подведение итогов урока, сбор рабочих листов (карт путешественников)

Учитель: Ребята! Чему вы научились на уроке? Что нового узнали? (ответы учащихся)

Домашнее задание:

п.26 упр. № 1, 2 – домашний эксперимент (Презентация, слайд 14);
упр № 3,6 – ответить на вопросы;
доп. задание № 5.