Цели урока:
- Закрепить знания учащихся об отличиях химических явлений от физических; познакомить с признаками химических реакций.
- Дать первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту.
- Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.
- Показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.
- Способствовать нравственному, эстетическому воспитанию учащихся.
Задачи:
- Образовательные:
- закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях.
- рассмотреть, используя ученический эксперимент, признаки химических реакций.
- сформировать представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту.
- Развивающие:
- развивать эмоциональное восприятия у учащихся, используя мультимедиа.
- продолжить развитие обще-учебных умений и навыков.
- продолжить формирование адекватной самооценки.
- развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая связь изученного материала с жизнью.
- Воспитательные:
- продолжить формирование мотивации учебной деятельности.
- продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Форма урока: урок-путешествие с элементами практической работы.
Применяемые технологии: урок построен с использованием современных информационных технологий – программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов.
Формы организации обучения: сочетание фронтальной, групповой (работа в паре при выполнении лабораторных опытов), индивидуальной работы (при работе с дидактической карточкой).
Межпредметные связи: физика, физические явления.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование; лабораторное оборудование: комплект хим. посуды (пробирки, хим.стаканы, воронки), спиртовка, разносы, хим. реактивы (гидроксид натрия, серная кислота, хлорид бария, соляная кислота, мел, цинк, сера), свеча, бенгальские огни; инструкционные карты для учащихся.
Основные понятия: физические явления, химические явления. Экзотермические реакции, эндотермические реакции.
Ожидаемые результаты: интенсификация работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся закрепят представления о химических реакциях, усвоят признаки химических реакций, получат начальные представления о классификации химических реакций.
ХОД УРОКА
В начале урока демонстрируется видеоролик с фрагментом фильма «Гарри Поттер».
Учитель: Я думаю вы догадались, что сегодня у нас необычный урок химии. Мы отправляемся с вами в волшебную страну, где есть школа магии и волшебства. Как она называется ребята? (Учащиеся отвечают)
Учитель: Правильно, в этой школе
учился Гарри Поттер и мы тоже столкнемся с
магией и чародейством. А чтобы не заблудится в
лабиринте таинственных превращений,
удивительных открытий, мы возьмем с собой наш
талисман – свечу (учитель зажигает свечу). Глядя
на свечу, мы и не догадываемся, что являемся
свидетелями одного из интереснейших явлений.
Давайте подумаем, какого?
В этом нам поможет «волшебный» экран. (На слайде 2 Презентации изображены
физические явления: замерзание воды, туман,
образование снега)
– Какие явления изображены на слайде? (Учащиеся
дают ответ)
– Что такое физические явления? (Учащиеся дают
определение физ. явлений)
(На слайде 3 Презентации
изображены химические процессы: краска для
волос, горение костра, ржавление
металла)
Учитель: Какие явления изображены на
экране? (Учащиеся дают ответ)
– Что такое химические явления? (Учащиеся дают
определение хим.явлений)
Учитель: Значит, и горение свечи будет химическим явлением.
Учитель: Если цель нашего путешествия выяснить признаки химических реакций, то какова же тема нашего исследования? (Учащиеся формулируют тему урока: признаки химических реакций.)
Учитель: Итак, тема: признаки химических реакций. (Презентация. Слайд 4)
Ни одно путешествие не обходится без карты. У
нас тоже есть карта нашего путешествия по школе
Хогвардс (слайд 4 Презентации
с изображением «Карты путешествий»).
У вас они лежат на рабочих столах. ( у учащихся на
столах – «Листы путешествий»
Учитель: Итак, нас ожидает первое магическое испытание (Приложение 1)
Задание 1: В картах путешественников среди перечисленных явлений выбрать химические. (Учащиеся среди явлений представленных на слайде выбирают химические явления и ответ заносят в свои «Листы путешествий»)
Второе магическое испытание
Учитель: Приготовьтесь к удивительному зрелищу! Мы входим в тайную комнату! Но не забудьте о мерах предосторожности, ведь нас ожидает встреча с необычными веществами: кислотами и щелочами.
(Презентация, слайд 6 – инструктаж по ТБ.)
На слайде появляется изображение реактивов и дается инструктаж по ТБ в стихах.
Учитель:
1. При работе с кислотами и щелочами необходимо
соблюдать осторожность, т.к. это едкие вещества.
Все работы проводить над разносами.
2. Растворы веществ наливать в пробирки в
небольших количествах, по 1 мл, что соответствует
1 см.
3. Действовать только по указанию учителя и
согласно инструкционной карте. (Приложение
2). А чтобы у вас все получилось, вы
должны пустить в ход все свои способности.
(Учащиеся проводят опыт по группам, в парах)
Опыт №1 – смесь воды и кокосовой стружки разделить с помощью фильтрования. Наблюдения занести в карту путешественника, какое явление лежит в основе опыта? (Стружка останется на фильтре, а вода пройдет сквозь нее – в результате опыта лежит физическое явление).
Опыт №2 – к кусочку мрамора прибавить соляную кислоту. Наблюдения занести в карту путешественника. Какое явление лежит в основе опыта? (Наблюдается выделение газа. Это – химическое явление)
Вывод по опытам (учащиеся рассказывают о своих результатах и делают соответствующие выводы)
Учитель: Ребята! Химические явления называются химическими реакциями. В своих картах продолжите это определение. Что будет являться признаками химических реакций? (Ученики высказывают различные предположения)
Учитель: Давайте проведем опыты.
Учитель демонстрирует реакции:
- щелочь + кислота (в присутствии фенолфталеина)
- цинк + кислота
- горение серы
- хлорид бария +серная кислота
Учащиеся вместе с учителем обсуждают результат каждой реакции, делают общий вывод по признакам хим. реакций и заносят признаки химических реакций в карту путешественника.
На слайдах 7, 8 Презентации появляется таблица с признаками химических реакций.
Затем учитель вновь идет к свече.
Учитель: Ребята, определите, какими
признаками сопровождается горение свечи? (Тепло
и свет)
Учитель: Это признаки реакции горения. (Учащиеся
записывают признаки в карту путешественников)
Учитель: Реакция горения – это частный
случай экзотермической реакции. А что это такое?
Не знаете? Тогда отправляемся в библиотеку школы Хогвардс.
(Слайд 9 Презентации – изображение библиотеки)
Учитель: Берем с книжной полки химию, п.26. Найдите определение этих понятий и занесите их в карту. (Учащиеся работают с учебником)
(На слайде 10 Презентации памятка – какие реакции являются экзотермическими, какие являются эндотермическими)
Учитель: А теперь прочитайте вопрос в «Карте путешествий» и ответьте на него смотря на бенгальский огонь. (В это время учитель зажигает бенгальский огонь) .
Рефлексия урока: учащиеся закрепляют полученные знания, отвечая на вопросы учителя.
Слайд 11 Презентации – на нем изображение приготовленной на костре пищи. Вопрос к классу: к какому типу относится эта реакция. Учащиеся дают ответы.
Учитель: Готовясь к уроку, я тоже
обращалась за помощью к магам школы Хогвардс и
сейчас я покажу чему они меня научили. (Демонстрация
опыта «дым без огня»). А секрет моего
волшебства вы узнаете на следующем занятии.
– Ребята! Чему вы научились на уроке? Что нового
узнали? (Учащиеся отвечают)
Третье магическое испытание
Учитель: Вот и подходит к концу наше путешествие по школе волшебства. А завершить наше знакомство со школой магии Хогвардс я предлагаю следующим образом: каждый из вас напишет в своих «Картах путешествий» стихотворение о нашем путешествии в форме синквейна.
Учитель: Синквэйн – способность
резюмировать информацию, излагать сложные идеи,
чувства в нескольких словах. Синквэйн – это
стихотворение, которое требует синтеза
информации кратких выражений, это стихотворение
из 5-ти строк.
Есть определенные правила написания синквэйна (Презентация, слайд 13 с
правилами составление синквейна)
Учащиеся самостоятельно составляют синквейн к уроку в «Картах путешественников».
Подведение итогов урока, сбор рабочих листов (карт путешественников)
Учитель: Ребята! Чему вы научились на уроке? Что нового узнали? (ответы учащихся)
Домашнее задание:
п.26 упр. № 1, 2 – домашний эксперимент (Презентация,
слайд 14);
упр № 3,6 – ответить на вопросы;
доп. задание № 5.