Цели:
- Воспитание любви к животным, бережного, заботливого отношения к природе, к окружающему животному миру.
- Обогащение словаря учащихся; развитие их речи.
- Знакомство с новыми загадками о животных.
Оборудование: фильм «Белолобый», «Алый», «Каштанка» карточки с загадками и рисунки-отгадки; репродукции картин художников А.Комарова, А. Исакова, Н.Кодожников (из альбома «Наши друзья»), А.Венецианова «На пашне», В.Васнецова «Богатыри», М.Грекова «Тачанка»; плакат: «Всем, что есть во мне хорошего, я обязан книгам» (А.М.Горький).
Литература к уроку: А.П.Чехов. «Каштанка», «Белолобый»; Ю.Коваль. «Алый»; А.Куприн. «Белый пудель»; Л.Гурунц. «Баллада о верности» (для индивидуального задания).
Заранее предложенные учащимся задания:
- Прочитать указанные рассказы о животных.
- Подготовить стенд «Мы рисуем» с изображениями животных).
- Подготовить (написать) рассказ «Мой четвероногий друг».
- Выразительное чтение понравившегося отрывка из рассказов.
- Принести из дома книги о животных для выставки.
- Собрать загадки о животных и птицах для карточек и нарисовать отгадки.
- Разучить песню «Котёнок и щенок» (сл. В.Викторова, муз. П.Потапенко.)
ХОД УРОКА
I.
1. Вступительное слово учителя о преданности животных к человеку, об их роли в жизни человека.
2. Индивидуальное задание: пересказ учащимися «Баллады о верности» Л.Гурунца.
3. Вывод: Животные преданы человеку. А люди? Как мы относимся к ним?
4. Чтение высказывания А.М.Горького на плакате.
5. Демонстрация книг выставки и рекомендации для чтения.
II. Работа над рассказом А.П. Чехова «Каштанка»
1. Беседа по вопросам:
– Все ли прочитали «Каштанку»?
– Назовите автора.
2. Пересказ содержания по фильму (показ из компьютера).
– Понравился ли вам рассказ?
– Чем понравился?
– Какие эпизоды запомнились?
– Какой показана дружба собаки и мальчика?
– Какую пословицу о дружбе собаки и человека вы
знаете? («Собака – друг человека» и т. д.)
III.
1. Беседа о рассказе А.П.Чехова « Белолобый».
– Какой рассказ Чехова посвящен собаке
и назван её кличкой? («Белолобый»).
– Почему собачке дали такую кличку?
– Понравился ли вам рассказ «Белолобый»?
2. Выразительное чтение понравившегося отрывка.
IV.
1. Слово учителя о произведениях советских писателей о животных.
2. Просмотр фильма «Алый» и демонстрация книги с выставками.
3. Слово учителя: По рассказам «Каштанка», «Белолобый», «Алый» мы узнали о дружбе человека и собаки. У многих из нас есть верные друзья – животные. Кто хочет рассказать о своем четвероногом друге?
V.
1. Рассказы 1-2-х учащихся на тему «Мой четвероногий друг».
2. Исполнение песни «Котенок и щенок» (сл. В.Викторова, муз. П.Потапенко).
1. В одной квартире жили
Котенок и щенок.
Приятелями были
Котенок и щенок.
Один усатенький,
Другой мохнатенький.
Приятелями были
Котенок и щенок.2. Но странную игрушку
Внесли ребята в дом.
Хвосты поджали дружно
Котенок со щенком.
Игрушка колкая,
Зовется елкою,
Иголки растопырив,
Стоит в углу своем.3. И вот на эту елку
С зеленым хохолком
Напали втихомолку
Котенок со щенком.
Зубами, лапами
Ее царапали
И елку повалили
Котенок со щенком.
4. Пришли ребята вскоре,
А елка – на боку.
Немало было горя
Котенку и щенку.
Их так нахлопали,
Их так нашлепали…
И было очень стыдно
Котенку и щенку.
5. А елку нарядили,
Гостей позвали в дом.
И даже пригласили
Котенка со щенкам.
Один усатенький,
Другой мохнатенький,
Под елкой веселились
Котенок со щенком.
3. У выставки «Мы рисуем». Слово учителя: А
сейчас посмотрим, какими изобразили любимых
животных наши учащиеся. Какой рисунок вам
понравился? Чем понравился?
Художники часто на своих полотнах изображают
животных, с помощью которых раскрывается идейное
содержание всей картины.
4. Демонстрация репродукций картин художников А.Венецианова, В.Васнецова, М.Грекова.
VI. Отгадывание загадок о животных с помощью сигнальных рисунков-отгадок
Под соснами, под елками
Лежит клубок с иголками. (Еж).В воде купался,
А сух остался. (Гусь)Черный проворный
Кричит «кряк».
Червями враг. (Грач)И не волк, и не лисица,
Все зовут его – дружок.
По ночам ему не спится
Дом он зорко стережет. (Собака)Стоит копна
Посреди двора,
Спереди вилы,
Сзади метла. (Корова)
Без крыльев,
А быстрее птицы
С дерева на дерево перелетает. (Белка)Лохматенькая, усатенькая,
Молоко пьет,
Песенки поет. (Курица)Бежит Наташка
В семидесяти рубашках,
А ветер дунет –
И тело голо. (Курица)Имеет гребень,
А им не причесывается. (Петух)Кто под мостиком
Виляет хвостиком. (Рыба)Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям – друг. (Дятел)Как трещетка
Птица эта,
Одного с березой цвете. (Сорока)Кто на своей голове
Лес носит? (Олень)Маленький шарик
Под лавкой шарит. (Мышь)Его халат полосат,
С ним встретишься –
Не будешь рад. (Тигр)
VII. Словарная работа
1. Запись в словари: жираф, кенгуру, крокодил, пингвин, лев и львица, носорог, зубр, верблюд, зебра.
2. Составление рассказа «В зоопарке Казани».
VIII. Задание на дом
Написать сочинение-миниатюру «В зоопарке» или «На ферме».