Цели:
- Обучающая: систематизировать знания о живой и неживой природе; познакомить с понятием «явления природы», « сезонные изменения».
- Развивающая: развивать навыки наблюдательности, любознательности, внимания.
- Воспитательная: воспитывать умения работать в группе.
Оборудование: учебник окружающий мир 2 класс, автор Плешаков А.А., рабочая тетрадь окружающий мир 2 класс, автор Плешаков А.А., карточки со словами, жетоны (желтого, белого, зеленого, красного цвета) на каждого учащегося, 4 иллюстрации (времена года).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно седят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку «5».
2. Систематизация знаний
Посмотри, мой милый друг,
Что на ится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и лиса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … (природа).
– На прошлом уроке мы вспомнили, что относится
к природе. Приведите примеры объектов
природы. (Деревья, звезды, цветы, вода)
– На какие две группы можно разделить объекты
природы? (Живая и неживая)
– В прочитанном мной стихотворении тоже
говорится о природе, докажите? (Перечисляют
примеры из стихотворения).
На доске одновременно с ответами появляются карточки с названиями.
небо, солнце, ветер, тучка, поле, речка, трава, горы, воздух, листва, птицы, звери, лиса, гром, туманы, роса.
– А теперь давайте попробуем распределить эти карточки на 2 группы:
живая природа неживая природа
Учащимся предлагается прикрепить карточку в один из столбиков.
трава, листва, небо, солнце, ветер, тучка, поле, речка,
птицы, звери, лиса горы, воздух, гром, туманы, роса
– Проверьте, правильно ли распределили
карточки? (Правильно).
– Чем отличается живая природа от неживой? (Живые
существа – дышат, питаются, растут, размножаются
и умирают).
– Но листва не дышит как человек, а мы ее отнесли
к живой природе? (Листва дышит по-своему, с
помощью специальных клеток).
– А как связана между собой живая и неживая
природа? (Без тепла, света, воздуха и воды живые
существа не могли бы жить).
Вывод: в природе все взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой.
Физминутка
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья,
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.
3. Изучение нового материала
– Сегодня утром, собираясь в школу, каждый из вас посмотрел в окно, зачем? (Узнать, как нам нужно одеться)
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления.
– Почему сейчас мы не можем в шортах и майке пройтись по улице? (Холодно)
– Почему холодно? (Осень)
– Произошли природные изменения: похолодало, листва желтеет, перелетные птицы улетают, пропали насекомые. Многие природные явления связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Вот и названные нами изменения происходят осенью.
– Какие времена года (сезоны) вы знаете? (Осень, зима, весна, лето)
– Сколько их? (4)
– Сейчас мы разобьемся на 4 группы.
Детям предлагается выбрать любой жетончик. Жетончики 4 цветов: желтый, белый, зеленый, красный.
– У нас образовались 4 группы.
– Ребята с жетончиками желтого цвета должны
выявить не менее 5 сезонных изменений, какого
времени года? (Осени). Правильно.
– Ребята с жетончиками белого цвета должны
выявить не менее 5 сезонных изменений, какого
времени года? (Зимы). Правильно.
– Ребята с жетончиками зеленого цвета должны
выявить не менее 5 сезонных изменений, какого
времени года? (Весны). Правильно.
– Ребята с жетончиками красного цвета должны
выявить не менее 5 сезонных изменений, какого
времени года? (Лета). Правильно.
4. Работа в группах (5 мин.)
Выслушиваются выступления каждой группы.
На доску вывешиваются иллюстрации с данным
временем года, как помощь и подтверждение
сказанному. Обращается внимание на изменения в
живой и неживой природе.
Вывод: каждое время года хорошо по своему, имеет свои особенности, то есть свои сезонные изменения.
5. Закрепление пройденного материала
Работа в рабочей тетради на странице 9
№1 – нам нужно записать ответ на вопрос: что такое явления природы? (Явления природы это изменения, происходящие в природе).
№2 – Даны две картинки, нам предлагают рассмотреть их и найти ошибки, допущенные художником. (1 картинка – дети купаются в реке и на реке льдины, идет снег и цветут цветы; 2 картинка – птица кормит птенцов и распустились ландыши, елки в снегу, а деревья с желтыми листьями).
– Сколько ошибок допущено на 1 картинке? (5).
– Сколько ошибок допущено на 2 картинке? (4).
Вывод: я думаю, что вы никогда не допустите таких ошибок, для этого нужно знать какие природные или сезонные изменения происходят в природе.
Выставление оценок.
6. Подведение итогов
– Что нового узнали на уроке? (О явлениях
природы)
– С чем связаны явления природы? (С сезонными
изменениями)
– Приведите примеры осенних изменений? (Дождь,
дни короче, птицы улетают)
7. Домашнее задание
Прочитать в учебнике текст «Явления природы» (стр.16-17); ответить на вопросы к тексту.