Цели:
- Совершенствовать навык письменного деления многозначных чисел на двузначные числа.
- Закреплять умение решать задачи.
- Развивать логическое мышление, умение рассуждать.
- Воспитывать в учащихся любовь к математике посредством сказочных персонажей.
Оборудование:
- Учебник математики для 4-го класса. Автор Н.Б. Истомина (1часть).
- Кукольные герои сказки “По щучьему велению”
- Нарисованные ключи, поленья для устного счёта.
- Нарисованный фрагмент сказки “По щучьему велению”
- “Болотные кочки” с примерами.
- Плакаты с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Ждёт урок нас сегодня отличный
Проведём мы его необычно
В сказку с вами немного заглянем
И учиться не перестанем.
2. Устный счёт
– Проверьте, всё ли на месте, всё ли готово? Мы отправляемся в сказку! А в какую сказку мы с вами попадём, вы узнаете, если откроете этот замок. Для того, чтобы его открыть, нужен шифр. Его мы узнаем, решив примеры на ключах. Итак, быстрее за счёт.
(На доске макет закрытого замка, за которым
иллюстрация к сказке, закрытая листами, как
ставнями.
Ниже расположены карточки – ключи с примерами.)
– Давайте подберём подходящий ключ. Шифр замка – самый большой из получившихся результатов.…
Дети называют ответы и выбирают нужный ключ.
– Открываем замок. В какую сказку попали?
По рисунку на доске дети определяют сказку.
Дети: Мы попали в сказку “По щучьему велению”.
– А если вы вспомните, кто главный герой этой сказки, то он появиться перед вами. (Емеля.)
Емеля: А вот и я! Очень рад, что помните мою сказку. А на чём я передвигался в сказке? (На печке.)
– Молодцы! Вот она, моя любимая!
(Появляется печка.)
Учитель: А что нужно, чтобы затопить печку? (Дрова.)
– Емеля, у тебя есть дрова?
Емеля: Ой, а дров-то у меня и нет!
Учитель показывает поленья.
– Зато я их приготовила. Это не простые дрова, а математические. На каждом полене есть задание. Его нужно решить и тогда наша печь затопиться.
Задания на поленьях:
- Дядя Фёдор написал маме с папой в Крым 15 писем, а в Простоквашино – в 8 раз больше. Сколько писем написал дядя Фёдор в Простоквашино? (120)
- Курочка Ряба за год снесла 160 простых яиц, а золотых – в 2 раза меньше. Сколько золотых яиц снесла Курочка Ряба? (80)
- Старик рыбачил у синего моря 33 года и за это время поймал 1 золотую рыбку. Сколько лет ему надо ещё рыбачить, чтобы поймать 3 золотые рыбки? (99)
- Золушка посадила 17 кустов красных роз, а белых в 4 раза больше. Сколько кустов белых роз посадила Золушка? (68)
Емеля: Ура! Моя печка задымилась! Я очень хочу попасть в царство царевны Несмеяны, чтобы рассмешить её, а то, говорят, она опять загрустила. Ребята, вы хотите помочь мне рассмешить царевну? У меня даже есть план пути, чтобы не заблудиться.
Учитель: Очень хорошо. Давай повесим его на доску. Только не забывай, Емеля, что ты находишься не в простой сказке, а в математической. Поэтому путь предстоит не лёгкий. Во время пути надо будет преодолевать различные математические препятствия. Ты хорошо знаешь математику?
Емеля: Да вы что, я же в школу не ходил. Как же мне быть?
3. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Ну, что ребята, поможем Емеле добраться до царства царевны Несмеяны? (Да.)
– Тогда в путь. По дороге мы повторим приёмы деления многозначных чисел, порешаем задачи.
4. Закрепление пройденного материала
(За ширмой слышится чьё-то пение.)
а) Учитель: Итак, в путь. По плану наша дорога через болото. (Слышится пение.)
– Ой, что это там такое?
Появляется Водяной и поёт песню.
Водяной:
Я Водяной, я Водяной,
Никто не водится со мной,
По кочкам печку не пущу,
В болоте всех я утоплю.
– Водяной, а как же нам пройти мимо твоего болота?
Водяной: Вы можете пройти по кочкам, но на каждой из них есть пример. Прежде чем перейти с кочки на кочку надо его решить.
Учитель: Ребята решим примеры? (Да.) Показывай свои кочки!
(На доску вывешиваются “болотные кочки” с примерами на деление.)
11592 : 24 (483) |
198485 : 35 (5671) |
58384 : 41 (1424) |
278064 : 72 (3862) |
12604 : 92 (137) |
Дети решают примеры на доске с объяснением.
Учитель: Ну что, водяной, ты нас пропускаешь?
После решения водяной пропускает нас и прощается с ребятами.
Б) Учитель:
Вот наша печка к речке подходит.
Где же здесь плот? Его не находит.
Емеля:
Чтобы на речку плот опустить,
Вам надо будет задачу решить.
– Давайте откроем с вами учебники на странице 13 и решим задачу № 274.
Анализ задачи:
– Что нам известно в задаче?
– Какой вопрос в задаче?
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос?
– Что нам для этого надо знать?
– Откуда это можно узнать в задаче?
– И тогда как можно узнать, сколько палаток сшили
из каждого куска?
– Правильно! Кто хочет пойти к доске и записать
решение?
Емеля: Молодцы, ребята! Вы хорошо справляетесь с заданиями, но пора и немного отдохнуть.
5. Физкультминутка
(Дети выполняют упражнения под музыку “Чунга-Чанга”)
в) Учитель: Посмотрим, куда же лежит наш путь дальше. Ой, ребята, мы должны проехать мимо домика Бабы Яги. А вот и она.
Баба Яга:
Нет, не пройдёте дальше вы, детки,
Коль не добьётесь хорошей отметки.
Снова решить вам заданье придётся
А то Несмеяна не засмеётся!
– А задание я приготовила для вас трудное – претрудное. Вот вам выражения , в которых вы должны поставить знак “больше” или “меньше” не вычисляя их значений! Ни за что вам не справиться с этим заданием! Ха-ха-ха!
Учитель: Зря ты радуешься, Баба Яга, наши ребята справлялись и не с такими заданиями!
(На доске вывешиваются плакаты с заданием.)
8554: 91 … 7488 : 72
137532 : 146 … 253242 : 198
26486 : 38 … 3762 : 424923 : 3 … 5676 :22
7837 : 9 … 7248 : 6
43296 : 96 … 62923 : 59
Баба Яга: Эх, не удалось мне вас задержать! Что же, так и быть проезжайте дальше на своей печке!
Учитель:
Дальше на печке всем классом мы едем,
Но к Несмеяне никак не приедем!
Емеля:
Что это? Поле пред нами предстало!
Вот и дороги как не бывало!
Учитель: Ребята! Опять потребуется ваша помощь. Посмотрите на изображение этого поля. По-моему, тут требуется что-то найти. Но здесь плохо видно. У меня есть волшебный платочек, я взмахну им и поле увеличиться. Р-р-раз!
(Да, здесь надо найти площадь!)
Учитель: Давайте посмотрим, что же известно в этой задаче? – А можем ли мы сразу её посчитать?
(Нет, сначала надо узнать его длину.)
Учитель: Выполните это задание самостоятельно в тетрадях, а ____________ пойдёт за доску и выполнит это задание там. Потом мы проверим.
Емеля: Какие же вы молодцы, ребята! Вот мы и добрались до дворца Царевны.
Учитель: Смотрите, кажется, она нас встречает!
(Появляется Несмеяна и громко плачет.)
Учитель: Наплакала речку, наплакала море, давайте поможем царскому горю! Царевна, хочешь мы тебя удивим и ты перестанешь плакать?
Несмеяна: Конечно хочу! Мне уже надоело плакать, но слёзы сами так и катятся от скуки. (и опять плачет)
Учитель: Ну, смотри на доску. Здесь записаны выражения на деление. Чем похожи эти выражения, ребята? (Делитель везде 4.)
А теперь, не вычисляя значений выражений, мы можем тебе сказать какие числа делятся на 4, а какие нет!
(На доске плакат с заданиями.)
387516 : 4
905032 : 4
131840 : 4
871436 : 4
151627 : 4
– Итак, ребята, кто удивит царевну? (учащиеся отвечают, но пока без объяснения)
Учитель: Ну что, Несмеяна, ты нам веришь?
Несмеяна: Что-то не очень вериться! Не убедительно!
Учитель: Хорошо, сейчас ребята решат любые два примера, и ты увидишь, что они правы.
(Учащиеся решают на доске два примера, один из
которых делится на 4, а другой – нет.)
Несмеяна перестаёт плакать и удивлённо
восклицает:
– Ух ты, вы что ясновидящие?
Учитель: Да нет, Несмеяна, хочешь, они откроют тебе секрет и всё объяснят?
Несмеяна: Хочу!
(Один из учеников рассказывает признак делимости на 4)
6. Итог урока
Учитель: Ну вот и подходит к концу наше путешествие. Чем мы сегодня занимались на уроке?
Дети: Мы путешествовали по сказке с Емелей и повторили деление многозначных чисел, признак делимости на 4, решали задачи.
7. Домашнее задание
Несмеяна: Ой, как я рада, что вы помогли мне высушить слёзы на моём лице!
Емеля: Низкий поклон всем вам, ребята!
Все так решали, так отвечали.
Столько препятствий смогли вы пройти.
Счастье моё помогли мне найти!
Несмеяна:
В знак благодарности щуку примите,
Будет она в ваших книгах лежать
И все примеры, и все задачи
Будет всегда помогать вам решать.
(Царевна даёт щук учителю, которая раздаёт их детям.)
Учитель: Ребята, обратите внимание, что на обратной стороне каждой щуки написано домашнее задание.
– На этом наш урок закончен. (Оценки за урок.)
Спасибо вам, ребята.
– А теперь давайте поблагодарим аплодисментами
наших сказочных персонажей.