Создание условий для успешной адаптации учащихся при переходе на новую ступень образования

Разделы: География


Модернизация образования это переход от традиционной установки на формирование “знаний, умений, навыков” к воспитанию качеств личности. Новый качественный этап работы школы обусловливает необходимость не только глубокого осмысления традиционно существующих способов обучения и себя в них, но и видение перспектив, конкретных путей и условий перехода к адаптивным формам с развивающими процедурами обучения. Работая в обновляющейся школе, я ставлю целью обучения не только получение учеником прочных базовых знаний, но особое внимание уделяю реализации возможностей потенциально одаренных и талантливых детей. Формой развития для меня стало создание условий для адаптации учащихся в образовательном процессе.

Успешность адаптации школьника в обучении зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.

Приоритетной целью обучения является развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами. Это очень важно с двух позиций, так как идет поддержка усилий начальной школы, которая заложила основы контрольно- оценочной самостоятельности, сформировала желание и умение учиться, а также для дальнейшего обучения в профильной школе.

Цели обучения:

  • Развитие ответственности – это обеспечение благополучной адаптации школьника в 5–6-х классах, с учетом развития качеств (самостоятельности, инициативности, умение рассчитывать собственные силы), которые формируются в начальной школе.
  • Самоопределение и самореализация подростков. В преподавании географии для меня важным условием является обеспечение возможности формировать умение делать осознанный и ответственный выбор, основанный на адекватной самооценке школьника, где ученик способен выбирать индивидуальные образовательные маршруты, что является предпосылкой построения выбора профиля.
  • Создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение взаимоотношений учитель – ученик с учетом индивидуальности, готовности к учебному процессу.
  • Сделать постепенный переход от коллективно – распределенных форм учебной работы к индивидуальным формам, который будет опираться на самостоятельную работу учащихся с источниками информации. Развиваю групповые формы работы, (при завершении изучения темы “Атмосфера” провожу командную игру, формирую команды иногда однородные по уровню обученности, иногда неоднородные, это позволяет детям чувствовать себя комфортно в любом коллективе).
  • Развитие рефлексивных умений учащихся – умения смотреть на себя “со стороны”, “чужими глазами”, совершенствование навыков самоконтроля и самооценки, приближаться к объективной, адекватной самооценки.
  • Предоставление учащимся свободного выбора способов и источников информации, умения работать сними (работа с дополнительной литературой по географии, атласами, диаграммами, журналами по спец. тематике).

Главная задача – обеспечение благополучного протекания адаптационного периода в 5-6 класса при помощи серии занятий.

Когда ребенок переходит из начальной школы в основную и приходит ко мне на урок я стараюсь учитывать психологические особенности, уровень познавательной активности. Задача состоит в том, чтобы ввести его в систему науки, ознакомить с основами научных знаний. Как правило, у учащихся проявляются признаки тревожности, неадекватные поведенческие реакции на замечание учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками, все это сглаживается применением методов и приемов заинтересовать учащихся новым предметом для них (в 4 классе они изучали предмет “Окружающий мир”, в 5-м классе “Природоведение”). Намечаю преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5–6-е классы), провожу в месте с психологом мониторинг “Сформированности положительной мотивации учения ”. Диагностику провожу по двум видам: социальная мотивация (внутренняя и внешняя) и познавательная мотивация. В социальной мотивации диагностирую:

  • широкие социальные мотивы: учусь, чтобы быть полезным обществу, быть развитым, грамотным, получить высшее образование,
  • узкие социальные мотивы: хочу общаться со сверстниками, хочу учиться, учусь чтобы быть лучшим учеником, интересно общаться с учениками. Семейная мотивация: люблю показывать родителям хорошие отметки; нравится, когда хвалят родители; долг перед родителями (см. Приложение 1). Выяснилось, что школа перестает быть привлекательной для значительного количества учащихся как социальный институт, т.е. во всех классах уровень школьной мотивации ниже остальных. Очевидно, существует комплекс факторов, снижающих школьную мотивацию (удовлетворенность учащихся процессом обучении в школе, возможности в удовлетворении интеллектуальных различных и эстетических запросов учащихся, микроклимат в семье и др.). Чтобы выяснить причины повожу дополнительную психологическую диагностику, обсуждение на педагогических консилиумах. Познавательная мотивация диагностировалась по трем:
  1. Ситуативный интерес,
  2. Познавательный интерес,
  3. Устойчивый познавательный интерес (см. Приложение 2) Результатом этой диагностики является, что познавательный интерес к предмету на начальном этапе составляет – 68%, а в конце учебного года – 80%, что показывает повышенный интерес к предмету.

Следующим главным критерием является – сформированность умений адаптироваться в коллективе. Дети имеют разный ранг в коллективе независимо от длительности пребывания в нем:

  • лидеры;
  • принятые;
  • непринятые;
  • изолированные.

Конечно позитивно развивающийся коллектив больше имеет принятых, несколько (разного уровня и качества) лидеров, всегда могут бытии непринятые и отвергнутые ( см. Приложение 3). Из таблицы видно, что в 5-х и 8-х классах преобладают непринятые и изолированные – это типично для состояния детского коллектива, здесь присутствуют дети (это коммуникативно-неумелые школьники), которым следует помогать, продвигать их в принятые, т.е. ничего не делать нельзя. Это очень важное направление педагогических усилий.

Другим важным аспектом будет являться Адекватность успешности обучения учебным возможностям учащихся. Проводится диагностика классов по учебным возможностям, сравниваю ее с успешностью обучения, получаю графики адекватности успешности обучения учебным возможностям учащихся. (см. Приложение 4). Анализируя графики, можно заметить, что в 2002–2003 году зафиксирована ситуация неадекватности фактической успешности учебным возможностям, а в 2003–2004 году идет тенденция адекватности успешности учебным возможностям учащихся. На основе диагностики строю свою работу в 5–6-х классах.

Специфика преподавания географии – это организация различных форм обучения для развития возможности учебного диалога между учителем и учеником.

Организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников.

1. Урок для меня остается основной формой организации учебного процесса учащихся в 5–6-м классе. На уроке ученику предоставляю право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности (составляю разноуровневые задания на каждую тему – 6-й класс “Атмосфера”) При этом использую различные формы обучения:

– экскурсии, целью которых является расширение чувственного опыта у детей, формирование умения наблюдать, на основе наблюдений делать выводы. Экскурсии могут быть различной тематики, но для учащихся 5-х классов они связаны с природой (тема “Географическая оболочка”)

– практические работы – являются для меня созданием условий умения планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, используя теоретические знания в практических целях. (Тема: Общая характеристика природы. 5 часов. Здесь даю практическую работу – краткие сообщения о наиболее известных землетрясениях. Практикум- Путешествие по карте: действующие и потухшие вулканы мира. Творческое задание. Рисунки древних растений и животных.).

– мини-лекции – с помощью них формирую умения концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длинный по времени текст, даю информации порциями для лучшего усвоения не больше, чем 5–7 минут. 2. Понятия должны усваиваться классом не только на репродуктивном уровне, но учащиеся участвуют в обсуждении проблемных вопросов, ставят и доказывают выдвинутые предложения. В старшем звене в преподавании географии дается очень много понятий, которые необходимо знать и уметь их применять на практике, это мне удается путем постановки проблемных вопросов на уроке, с помощью различных способов в обсуждении с учениками выходить на правильный ответ. 3. Контрольно-оценочные действия для меня являются основой, как результата, так и процесса деятельности учителя и ученика. Ученик, выполняющий тот или иной вид работы, должен знать, какую оценку он может получить при определенном выполненном объеме заданий:

  • устанавливать типологию заданий;
  • определять сложность заданий;
  • сопоставлять работу с образцом;
  • сопоставлять свою оценку с оценкой другого ученика;
  • давать характеристику ошибок.

Все эти умения формируются в процессе специальных тренировочных и коррекционных упражнений, которые провожу на своем предмете.

Для того чтобы все это стало работать, обеспечиваю преемственность между контролем и оценкой учебных действий в начальной школе и умением школьников строить свое движение вперед на этапе основной школы (7–9 кл.) и на переходном этапе обучения (5–6 кл.) Предлагаю своим ученикам уделить особое внимание построению “карты знаний”. Эта карта становится средством планирования, удержанием предметной логики в течение учебного года и рефлексии, индивидуального пути движения, учащихся в учебном предмете. В 5-6 классе работа становится частично индивидуальным действием. В тетради фиксируются личные вопросы, индивидуальные трудности. Работа с индивидуальными картами, как правило, проводится на уроке после проверочной работы. Основной эффект работы с “картой” – системность и последовательность обращений в течение года (см. Приложение 5).

Полученный навык работы с “картой” на переходном этапе будет необходим учащимся на последующих этапах образования, где предполагается работа на индивидуальном уровне по предмету, а в старшей школе – для обучения в профильном плане.

Результаты работы:

  1. Познакомилась с программой обучения и учебными средствами, по которым работала начальная школа.
  2. С помощью психолога провела мониторинги по сформированности положительной мотивации к предмету география.
  3. На протяжении трех лет была составлена сводная таблица результативности процесса обучения по географии, в которой шел процесс наблюдения за адаптацией школьников в 4–6-х классах.

Приложение 6