Урок-суд над трапецией

Разделы: Математика


Тема урока: Площади четырёхугольников.

Цель урока: обобщить темы: площадь прямоугольника, площадь треугольника, площадь трапеции.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, электронное учебное пособие “Интерактивная математика 5-9” к учебным комплексам 5-9 классов (под редакцией Г.В. Дородеева, И.Ф. Шарыгина. М.:Дрофа), магнитная доска с фигурами (треугольник, прямоугольник, параллелепипед, квадрат).

I. Ход урока

Учитель: (ведущий-секретарь) Встать суд идёт:

Сегодня слушается дело о трапеции, которая присвоила себе площади треугольников.

В зале суда присутствуют: 1. Квадрат

2. Параллелограмм

3. Прямоугольник

Эти родственники – все четырёхугольники.

Слово предоставляется пострадавшему – треугольнику.

Треугольник (обучающийся): Вы все прекрасно знаете, что площадь треугольника равна

(Проговаривается доказательство площади треугольника с использованием интерактивной доски) Правда есть ещё и другие формулы:

А трапеция в доказательстве своей формулы использовала 2а треугольника. Поэтому я и обвиняю в этом трапецию.

Секретарь: Слово предоставляется прямоугольнику.

Прямоугольник: Конечно я тоже четырёхугольник, как и трапеция, но у меня совершенно другая формула нахождения площади S = а•b и в зале находятся наши родственники – квадрат и параллелограмм.

Прокурор: Прошу слово дать квадрату.

Квадрат: Мы состоим в родственных отношениях с четырёхугольниками (доказывает, чему равна площадь квадрата, используя мультимедийную презентацию).

Прокурор: Тогда пусть все присутствующие в зале помогут вам разобраться в родственных связях, ответив на вопросы:

  • Найдите площадь квадрата со стороной 6 см.
  • Найдите площадь прямоугольника, если его ширина 4 м, а длина в 2 раза дольше.

Судья: “Защита” вам предоставляется слово.

Защита: У всех присутствующих в зале есть фигуры (треугольники, квадраты, прямоугольники, параллелограммы.) Составьте различные виды трапеций.

Прямоугольная трапеция Равнобедренная трапеция

Так что площадь трапеции можно вычислить разными способами, но трапеция выбрала эту формулу, ничего она не присвоила, она лишь прославила треугольника, показав, что он необходим.

Трапеция: Выводит формулу площади Sтр = ( a + b)/2 •h

II. Итог урока

Судья: Ну что же мы убедились, что трапеция не виновата. Площади всех фигур взаимосвязаны. Все присутствующие в зале помогли это доказать. Каждый вычислите площадь любых фигур:

Д/з: Повторить доказательство и формулы вычисления площадей четырёхугольников и трапеции.